Озерчане приобщились к славе ЧТЗОбщество, 5 июня 2017 16:24, источник: Читатель
Стараясь разнообразить досуг и расширить кругозор коллег, профсоюз завода химического производства организовал очередную интересную поездку в музей Челябинского тракторного завода. Экспозиция начинается с рождения завода ЧТЗ с 1930-ых годов. Экскурсоводы рассказывают, как в чистом поле лопатой, киркой и в лучшем случае с лошадиной силой, начиналась стройка. Интересный факт, что основной проект завода создали наши, но дорабатывали его до конечного варианта в США. Также первая техника, которая поступила на стройку, была из США и Германии.
На ЧТЗ впервые серийно начинают собирать трактора на гусеницах С-60 СТАЛИНЕЦ (60 - это лошадиные силы), его ближайший конкурент - с харьковского завода на колесном ходу и слабее. за первый год выпустили 12 штук и 1 (13) сверх плана. На момент выпуска это был самый мощный трактор СССР. Станочный парк, почти весь импортный, малая часть была отечественного производства.
Позже, в рамках кампании по дизелизации была разработана новая версия С-65 с дизельным двигателем и в 1938 году - с газогенераторным — СГ-65.
С 1938 года на завод поступали первые оборонные заказы. Делали снаряды, мины. В 1940 году пришли на предприятие чертежи танка КВ, завод был назначен дублером Ленинградского Кировского завода. Главной целью было освоить производство и подготовиться к массовому выпуску танков. Проблема заключалась в том, что танк «кировцы» собирали на стапелях, кружась вокруг корпуса, а на ЧТЗ создавали конвейерное производство, и нужно было адаптировать танк к нему. 25 000 деталей имел танк по чертежам, первый собрали к концу 1940 года, поняли, что такой танк на конвейер не поставить, и начали пересматривать чертежи. В итоге количество деталей сократилось до 9000. 25 штук было собрано до страшной даты - 22 июня 1941 года. В это время тракторы все еще выпускались в прежних объемах.
Один из самых ценных экспонатов - хлебные карточки. Полезные во время войны вещи из отходов производства. Алюминиевые тарелки, из которых ели рабочие.
Во время войны завод прирос на 17 цехов. К сентябрю 1941 года танковый конвейер был готов, но запустить его не удавалось, так как заводы-смежники еще не успевали начать выпуск, некоторые были в стадии эвакуации и развертывания. Эвакуировали почти 10 заводов на территорию ЧТЗ. Потому и назвали его Танкоградом. Женщины и подростки оказались основной рабочей силой. 44% женщин и 32 % подростков работали на ЧТЗ во время войны. Кормили 1 раз в 12-тичасовую смену. Даже были карточки на горячую воду. В 1942 производилась сварка деталей новым методом, который разработали на Урале. Сварка занимала 30 секунд, вместо 30 часов, немецкие танки почти все были клепаные. Первые 7 машин изготовленных сверх плана, завод со своих запасов решил собрать еще весной 1941 года. Нужно было набрать 35 человек в экипажи этих танков, добровольцев на фронт. В июле 1941 года поступило с завода 5000 заявлений. Часть добавили кадровых военных. Они защищали самые опасные направления к Москве. После одного боя танки имели до 30 попаданий. Из 35 человек самых первых экипажей, ушедших на фронт с завода, остались живы всего трое. На Кировке стоит с 1975 года памятник танкистам-добровольцам, именно с этого места в 1943 году отправился на Курскую дугу добровольный танковый батальон. Т-34 имел прозвище Ласточка, КВ – мамонт, и каждый наш танк имел прозвище.
В разгар войны в 1943 году, уже начинаются наработки по новому гражданскому трактору, вот насколько смотрели вперед руководители завода. В итоге, через год после Победы, в июле 1946 года началось производство нового трактора С-85. Выпускали его под брендом Кировского завода.
в 1956 году тракторы поехали в Антарктиду. Осваивать новый регион. Сталинец С - 100 имеет множество модификаций, экспортировался в 85 стран мира. После снятия с производства, запчасти к нему выпускали еще 20 лет, и на них был спрос.
В 80-е годы численность персонала была 60 000 работников. Создается уникальный трактор Т-800, который внесен даже в книгу рекордов Гиннеса! Он работал при температурах -50 +50, использовался в алмазодобыче, заменяя взрывные работы, оберегая кристаллы от разрушения. Всего было выпущено 10 штук.
Все экспонаты в музее в одинаковом масштабе 10/1 - можно сравнить их в размерах. Сейчас численность работающих на заводе - менее 6000 человек, осуществляется выпуск в основном двигателей для танков (включая «Армату»), остальное производство почти простаивает... Всем в конце экскурсии были вручены значки завода. Организаторы выезда - профсоюзный комитет завода химического производства и совет Ветеранов ПО «Маяк», благодарят руководство ПО «Маяк» за помощь в осуществлении поездки.
П. Алексеев
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Грузчик экспедитор |
• | продавец |
• | электрогазосварщик |
• | Логист, Кладовщик, Оператор Копировальной Техники |
• | сторож сутки через трое |
• | Продавец, оператор, уборщица |