Когда со Шнуровым не по путиОбщество, 17 июня 2022 16:07, Александр Волынцев
Если говорят, что Земля круглая – я не спорю. Нам в школе глобус показывали. Я помню. А то, что она к тому же еще и маленькая – это уже мой собственный вывод, сделанный на основе жизненных наблюдений на этой самой, круглой, как глобус.
Со своими знакомыми, друзьями и земляками доводилось сталкиваться в самых неожиданных географических точках.
Очередная такая встреча произошла в Челябинске.
Мой старый добрый знакомый по питерской юности сообщил, что приезжает в командировку в суровую столицу Южного Урала. Как было не пообщаться?
Итак, знакомьтесь.
Александр Мещерин.
Иконописец.
Прибыл в Челябинск в составе московской бригады для росписи алтарной части нижнего придела кафедрального собора во имя Рождества Христова, который строится с 2013 года. За это время в нашем регионе сменилось уже несколько губернаторов и митрополитов, что и не удивительно: храмоздательство дело небыстрое.
Впрочем, вернемся к нашему собеседнику.
Не виделись с ним без малого лет тридцать, потому поговорить было о чем.
А познакомились мы в прошлом тысячелетии в студенческом театре-студии «Перелом» при корфаке Ленинградского кораблестроительного института.
Шел 1989 год. Александр недавно попрощался с обучением в Ленинградском институте инженеров связи им. Бонч-Бруевича.
- Отучился там полтора года на инженера радио и телевидения, - вспоминает Александр, - но поняв, что не моё, сбежал.
Поиски своего творческого «я» привели его в наш театр, где шли репетиции чеховской «Чайки». Режиссер Лариса Макарова, рассмотрев Сашины способности, вскоре ввела его на роль Константина Треплева. За несколько дней до премьеры актер исчез из нашего поля зрения и досягаемости. Напомню: интернета и сотовой связи тогда еще не было.
«Не моё!» - снова с улыбкой объясняет свой поступок собеседник. (Тут я бы мог с ним поспорить, но не стал).
Дальнейшие поиски привели нашего героя в реставрационное училище. Среди одногруппников был и Сергей Шнуров («Шнур»), который пошел не по части реставрации, а в перпендикулярном направлении.
Александра же реставрационное ремесло заинтересовало, стал работать при церкви. Реставрировал там дубовые двери. Увлекся иконописью:
- Там у нас был реставратор - Олег Мансуров. Он писал Распятие. И давал нам первые уроки. Нас там было четыре человека, интересующихся иконописью. И Олег нам показывал кое-что. Как левкасить, как краски делать. Первый опыт я получил от него. Потом при Александро-Невской Лавре пошел на курсы, учился там у Дениса Сочивко. Когда в Духовной академии сделали факультет, я пошел на годичные подготовительные курсы. Их вел знаменитый питерский реставратор – Сергей Иванович Голубев, который восстанавливал самые известные иконы в Русском музее. И он нам показывал слайды макросъемки с микроскопа тех икон, которые реставрировал, показывал, как краска лежит, весь процесс изнутри. Он работал микроинструментами под микроскопом.
После окончания подготовительных курсов наш собеседник учиться в семинарию не пошел, а направился работать в мастерскую одного из семинарских преподавателей – Александра Стальнова, где и протрудился около двух лет. Ездили в Финляндию делать иконостас, потом делали иконы для блокадного храма (храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте).
- Я очень долго себя искал, - говорит Александр. - Здесь себя попробовал, там попробовал… Да, вообще-то до последнего времени еще пробую.
- Как попал в московскую компанию? – спрашиваю у собеседника.
- Опять-таки через своих друзей питерских. Они просто с москвичами контактировали- контактировали…
- …да и выконтактировали?
- Да. И с этой бригадой попал в Белоруссию. Три года назад. Там в г. Толочин Свято-Покровский женский монастырь, а настоятельница – хорошая знакомая этих москвичей (она тоже из Москвы). Мы там на протяжении двух лет два храма расписывали.
Опыт в росписи храмов у Александра уже накоплен, ему есть с чем сравнивать и строящийся в Челябинске кафедральный собор.
- Конечно, роспись каждого храма – индивидуальна и соответствует конкретным художественным задачам. Например, когда работал в одном из городов на юге России, там в росписи храма каждый сантиметр был заштукован орнаментом. Здесь, в Челябинске, в храме живопись попроще, много простых фонов будет, проект достаточно легкий, свободный, дышащий. Поэтому делается все гораздо быстрее.
- Одна из главных проблем храмов – копоть. Расписанный храм сложнее чистить от копоти или нет?
- Я думаю, что на белой красочке все-таки заметнее. А вообще копоть – это да, проблема. Кто-то говорил, что в храмах за границей над подсвечниками ставят такой куполок, чтобы копоть не оседала на стенах. Или вообще устанавливают подсвечники только на улице. Копоть накапливается достаточно быстро. Лет через десять можно увидеть уже надежно закопченные стены. В каждом алтаре на потолке от семисвечника семь черных кружков. Какой бы высоты храм ни был.
Работа в бригадах по росписи храмов – явление не постоянное. А когда у художников (в том числе – у иконописцев) была постоянная работа? От заказа до заказа…
- Заказы? – удивляется Александр. - Даже не понимаю, как они приходят. Потому что заказов, как таковых, нет. И каждый заказ воспринимается как рядовое обыкновенное чудо. Краски, золото сусальное, кисти подорожали – заказы кончились. После вопроса о стоимости разговор прекращается. Ну не могут люди себе сейчас этого позволить. Не до этого…
Время за разговором пролетает незаметно, но пора и честь знать: у каждого своя работа. Кому – иконы писать, кому – про это рассказывать…
Не за горами готовность верхнего храма – Рождества Христова. Здесь места для росписи будет еще предостаточно. И, значит, впереди новая встреча с теми, кто отражает образы Вечности, украшая этот временный мир…
P.S. На сайте строящегося собора есть страничка, где сказано: «Выражаем благодарность жертвователям, попечителям, благотворителям и строителям…» И среди названий компаний, внесших свой вклад в создание нового кафедрального собора, упомянут и Челябинский трубопрокатный завод, который тоже поддержал строительство. В то время владельцем ЧТПЗ был наш земляк – уроженец Озерска Андрей Ильич Комаров.
Я же говорю – Земля круглая. И маленькая…
Театр «Перелом» встречает новый – 1992-й – год. Фрагмент. Слева – Николай Горшков (ныне – артист театра и кино, актер БДТ), справа – Александр Мещерин (ныне – иконописец)
Кафедральный собор уже сейчас выглядит величественно
Челябинск со звонницы – как на ладошке
Колокола пока молчат, но это – временно
Встреча тридцать лет спустя
Фрагмент росписи
Иконопись – творчество коллективное
Каждый мастер выполняет свою задачу
Есть, что обсудить
Результаты труда каждого художника сливаются в единый гимн
Образ святителя Спиридона Тримифунтского
Образ святителя Василия Великого
Образ святителя Иоанна Златоустого
Образ Богородицы
Будет, где развернуться иконописцам…
Масштабы храма впечатляют
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Комплексный рабочий по зданию |
• | Грузчик |
• | Продавец-консультант |
• | Ищу подработку |
• | делопроизводитель, помощник руководителя |
• | Аналитик |