РекламаРекламодатель:
ООО «Газовое Топливо»
ИНН 7413021414
erID: 2Vtzqv5kfKg
РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
РекламаРекламодатель:
ООО "Медиацентр"
ИНН 7418021506
erID: 2VtzqwghysB
РекламаРекламодатель:
ООО «Газовое Топливо»
ИНН 7413021414
erID: 2Vtzqv5kfKg
РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvYVT7j
РекламаРекламодатель:
ООО "Медиацентр"
ИНН 7418021506
erID: 2VtzqwghysB
Озерск, Челябинская область
8 Июля
понедельник
РекламаРекламодатель:
ПАО «Челябинвестбанк»
ИНН 7421000200
erID: 2Vtzqx3QUb7
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
РекламаРекламодатель:
ООО «КВАНТ»
ИНН 7422019034
erID: 2VtzqvvJ5JV


Архив газеты Озерская Панорама
РекламаРекламодатель:
ИП Темникова Наталья Анатольевна
ИНН 742205645336
erID: 2Vtzqux4bG9


Архив опросов
РекламаРекламодатель:
ИП Мосеев Константин Владимирович
ИНН 742206401741
erID: 2VtzqxB6sbT


Работа в Озерске Резюме (13) Вакансии (856)
РекламаРекламодатель:
ФГАОУ ВО "ЮУрГУ (НИУ)"
ИНН 7453019764
erID: 2VtzqvPBuL4


АВТОзерск Продажа легковых автомобилей (0) Автокатастрофы
РекламаРекламодатель:
ИП Ожегова Татьяна Васильевна
ИНН 742201072236
erID: 2Vtzqvx3BFj


Недвижимость Продам (348) Сдам (37) Обмен (1)
Барахолка Форум Спорт Озёрска Наши конкурсы
РекламаРекламодатель:
ООО "ГРАНТ"
ИНН 7413027279
erID: 2VtzqxTcq2m


Новости за сегодня Городская жизнь Общество Экономика Наука и образование Происшествия Здоровье Спорт и отдых Автоновости Новые технологии Тусовка Событие Новости наших читателей
РекламаРекламодатель:
ООО «Биотест»
ИНН 7413017979
erID: 2VtzqxYuAJH


Интервью Мнение Гость редакции Фоторепортаж Спецпроекты История города Знай наших Маршрут выходного дня Мода и стиль Семья в саду

Архив за Июль 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

полный архив

Ещё про Карачай

Городская жизнь, 14 июля 2015 09:32, источник: Читатель

На южных окраинах земельных угодий колхоза «Красный луч» притаилось маленькое лесное болотце. На плане генерального межевания Пермской губернии Екатеринбургского уезда 1790 года оно значилось как Карагайсасъ. В маловодные годы пересыхало, и топографами не всегда было замечено. До нас оно дошло под именем Карачай.

На картах Генштаба 1936 года указана просто болотистая местность. Видимо глубина озера в водные годы не превышала 2-х метров.


1 Карта  Карачай .jpg

Карта 1790 года Карачай.


По воспоминаниям Б.В. Броховича идея использовать Карачай в качестве хранилища принадлежит Е.П. Славскому. Последний рассказывал, что Карачай организовал он. Две «банки» по 500 кубов были наполнены, но необходимого количества плутония не было наработано. И он предложил сливать отходы в болото, согласовав решение с А.И. Бурназяном. (Нач. мед службы ПГУ. Зам министра здравоохранения СССР 1956-81.)

По срокам не очень вяжется. Плутоний для первой бомбы наработали в августе 1949, а Карачай стали использовать как хранилище только в 1951 году. Видимо планы по его использованию строились уже в 1948-1949 годах. Но, вариантов, то не было. Подходящий водоём поблизости был один, а Славский был тогда главным инженером комбината.

По воспоминания ветеранов «Маяка» в 1947-48 годах директор завода 25 П. И. Точёный и комендант завода Жирнов ходили на Карачай стрелять уток. Но учитывая темп и напряжённость работ, в, то время, а также персональный запрет руководителя Спецкомитета Л.П. Берия на охоту и рыбалку для руководителей Базы-10, подобные случаи были, скорее всего, единичны.

«Для решения проблемы реки Течи 7 августа 1951 года комиссией под председательством А.П. Александрова было принято решение об использовании болота верхового типа Карачая для сброса дебалансных отходов комплекса «С». Начиная с октября 1951 года озеро Карачай (водоем-9, В-9) используется для удаления жидких радиоактивных отходов».

Из книги: «Озеро Карачай: обоснование решений по выводу из эксплуатации». В этой работе подробно описаны работы по засыпке водоёма В-9.

Большой вклад в изучение проблем Карачая внёс инженер-дозиметрист завода 235 В.И. Синицын. Им было написано два десятка научных работ по этой теме.

Для поездок на берег использовался танк Т-34. Присланный на завод, по указанию Е.П. Славского в начале 50-х. Ствол был срезан, все щели закрыты свинцовыми пластинами. Использовался он и при ликвидации аварии 1957 года. Танк работал на заводе до 90-х годов. Где-то даже попадалась его фотография на заводе.

В воспоминаниях ветерана ЮУС Л. Антонова «Танки на Карачае» («Озерский вестник» №№ 124, 125 1994 год.) описываются работы 1963 года по обваловке берегов Карачая.

Там же он вспоминал, как в мае 1945 ему пришлось искупаться в этом болоте, доставая подстреленную утку.

В апреле 1967 с обмелевших из-за засухи берегов ветром была разнесена радиоактивная пыль, осевшая большей частью на территории промплощадки.

Для ликвидации этой беды была проделана большая работа. В частности проложен водовод для подпитки водоёма.

«Поднялось грязное облако и по старому следу почти как в 1957 распространилось по области. По территории завода было запрещено ходить без лепестка, стали закрывать свинцом окна 2 этажа зд.105 со стороны Карачая. Срочно было принято решение залить Карачай водой. Нужна была труба длиной 800 метров. Руководство комбината приняло решение поручить эту работу энергетикам как самому передовому коллективу, хозяевам насосов и воды. «Зелёной улицей» с трубного завода поступали трубы диаметром 200 мм. Были собраны с комбината около 20 сварщиков. Работу мы организовали в три смены. В нашем распоряжении были танк, бульдозеры. Трубы варили по всем дорогам, - затем собирали в плети и двигали плеть по направлению к Карачаю. Мы договорились с руководством завода, чтобы нам не мешали и никаких надзирателей от ТБ. Сварщик подбегал к месту стыка, заваривал, сколько успевал, бежал обратно, получал полстакана спирта и уезжал домой. Когда плеть была готова её танком и бульдозерами потащили на Карачай. Перед самим водоёмом был небольшой бугор. Непосредственно на берег Карачая допуска не было, фон был запредельный. Танк был освинцован. Плеть затащили на бугор, убедились, что край не забит землёй, Миша Ситников выпрыгнул из танка, отцепил трубу и обратно под защиту брони и свинца. После этого трубу толкали к самому берегу. А уже от зд. 181 и наращивали до насосной. В зд. 140 выделили два насоса, подключили их к трубе и начали заливать Карачай. Через 3-е суток оголённые берега Карачая закрылись водой. Нам дали три литра спирта и мы его у зд. 140 выпили закусывая винегретом».

Из воспоминаний Г.Я. Колесникова. «История Отдела главного энергетика радиохимического завода» 2014.

Для работы над этой книгой была организована фотосъёмка в районе Карачая. Остатки водовода 1967 года кое-где видны.


Фото:

2 Измерение уровня воды в Карачае.JPG

Измерение уровня воды в Карачае


Измерение уровня воды в Карачае. На работнике, производящем измерение, помимо обычных средств защиты фартук из освинцованной резины. В тех местах, где грунт засыпан год, два назад, берега поросли травой, кустами и берёзками. На камнях видны какие-то водоросли.


3 Самосвал с биологической защитой.JPG

Самосвал с биологической защитой


Самосвал КрАЗ с биологической защитой кабины. На крыше вентиляционная установка с фильтром.


4 Инженерная машина разграждения..JPG

Инженерная машина разграждения


Инженерная машина разграждения ИМР-2. Разработана на базе танка Т-72. Предназначена для разборки завалов, баррикад, разминирования и т.д. С её помощью блоки снимают с автомобиля и опускают в воду. На ИМР-2 имеется две освинцованные кабины. Для водителя и оператора манипулятором.


5 Засыпка грунтом.JPG

Засыпка грунтом


Засыпка грунта на берег. Трактор потом сталкивает грунт в воду на уже установленные блоки.

В интернете иногда встречается бредовая информация о якобы огромных экземплярах рыбы в этом водоёме. Отходы сбрасывали в виде водно-кислотно-щелочных растворов. И живности никакой там нет.

В середине 60-х какой-то беглый заключённый пробрался со стороны Новогорного. Или переплыл Карачай, или прошёл по краю. Был задержан часовыми, долго отмывали его в санпропускнике. Источники истории - уверенные и многочисленные воспоминания ветеранов.

Вначале 70-х годов, работники завода 25, работавшие поблизости от Карачая обращали внимание на то, что утки подлетая к озеру, не садились на воду, а тут же в воздухе разворачивались и летели в другую сторону. И лошадь с жеребёнком в окрестностях завода помнят. В 2014 году, когда проводилась фотосъёмка, по словам работников проводящих измерения уровня Карачая, утки на воду уже садились, но сразу улетали, ведь есть им там нечего.

Устюжанин В.В. vvu51@yandex.ru

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14.





Отклики читателей

Гость, 14 июля 2015 11:28
А вы знаете,что у работников  на Карачае далеко не сумасшедшие зарплаты?
Гость, 14 июля 2015 11:30
Когда американские специалисты спросили,какие у вас зарплаты и мы назвали им их, они сказали,что очень, очень неплохо. Как потом выяснилось, они подумали,что это мы за один день получаем.
Гость, 14 июля 2015 11:50
Самосвал как из сталкера :D  Радуга на кабине - позитивчик :D
yetti, 14 июля 2015 11:53
Инженерная машина разграждения, легендарная))) манипулятор фонит нормально.  ломается регулярно(( а ремонт на нас вешают, экономисты хреновы.
Гость, 14 июля 2015 12:49
Давайте еще баек по больше, с интересом послушаем (почитаем)))
Гость, 14 июля 2015 13:06
Тот свинцовый фартук, который на работниках, можно выкинуть, защиты от него ноль, только под ногами мешается.
Мы тут с мужиками обсудили, 14 июля 2015 14:39
КРАЗ - украинский автомобиль. Мощный, надёжный.
Гость1™., 14 июля 2015 16:15
Мы красили , красили....
Гость, 14 июля 2015 17:29
"Инженерная машина разграждения ИМР-2. Разработана на базе танка Т-72. " Это древняя ИМР-1, сделана из Т-55
Гость, 14 июля 2015 18:15
Но, вариантов, то не было.

"Как в космос вышли?"
Кот Василий, 14 июля 2015 18:25
Гость, 14 Июля 2015 11:50
Самосвал как из сталкера :D Радуга на кабине - позитивчик
Краз 256! 8) Советский и Украинский тяжелый карьерный самосвал. Сильная машина.Нравятся такие
пенсионерЪ, 14 июля 2015 19:58
Кто-то просил ещё баек - почитайте. Только это не байки а самая что ни на есть суровая действительность тех лет. И про зарплаты верно было подмечено, они были не таким уж высокими не только у тех кто работал Карачае, но и у всех работников комбината. Думаю,что В.Устюжанин,да и многие работавшие в то время, со мной согласятся. И ведь работали,не ныли!                    

Я так думаю, что всё будет нормально, Карачай успешно будет засыпан. Лично мне самому доводилось возить на засыпанную акваторию много иностранных делегаций, которые с изумлением и восхищением наблюдали за работой " карачаевцецев ,, - так мы между собой называли водителей и бульдозеристов занятых на засыпке акватории. Для того, чтобы предотвратить ветровую эрозию почвы, сразу после засыпки сеялась трава. И как было сказано Е.Рыжковым,в то время лицом ответственным по связям с общественностью на "Х/К МАЯК ,, в одной из поездок на Карачай - трава эта была специально селекционирована сотрудниками ОНИС для сева на оз.Карачай, для почв с высоким радиоактивным излучением. И ещё один примечательный факт из эпопеи по засыпке: На засыпанной территории долгое время паслась лошадь с жеребёнком! Никто не знал чья она и откуда пришла! Но это достоверный факт. Так что прошу поменьше сарказма в высказываниях, особенно тем, кто этого не видел своими глазами. Я не дозиметрист, но по-моему сейчас все измерения проводят в микроЗивертах и миллиЗивертах. Всем, тем, кто принимал участие в этой эпопее (по-другому и не назовёшь) всяческих благ и здоровья!   P.S. А на этой машине разграждения работал мой хороший товарищ  Костинский Станислав Марцелович. Отличный был товарищ и семьянин, кто помнит помяните добрым словом.
Гость, 14 июля 2015 21:27
пенсионерЪ, 14 Июля 2015 19:58

Сорри если что, но я без сарказма писал про "байки", имел ввиду истории разные ( реальные ), интересно же!  :)
АНДРЕЙ, 14 июля 2015 21:28
Да оклад у нас ОГРОМНЫЙ!!!!!, аж 22 тысячи с копейкой. :evil:  :evil:  :evil:  :evil:  :evil:  :evil:
бах, 14 июля 2015 23:21
Мы тут с мужиками обсудили, 14 Июля 2015 14:39
КРАЗ - украинский автомобиль. Мощный, надёжный.=====
мощность и надёжность сосредаточены в двигателе,ямз-238(ярославский мотор,российский),древний как яйцо мамонта,но простой как топор(в этом он и хорош.изначально проектировался для танков),больше ничего хорошего в этой машине нет.кабина деревянная,шумно и холодно(если конечно сам не потрудишся сделать теплошумоизоляцию),вечный головняк с карданами и промежуточной опорой(поросёнком),неповоротливый(если плохо загрузить,вообще руля не слушается),средний мост гвозди поднимает,а следущий их ловит(шиномонтажка дом родной)да и просто работать на нём тяжело по сравнению с другой техникой отечественной тех лет,хотя для карьерных работ он самое то.самому на таком работать не приходилось(катался в детстве с батей,грунт от стадиона 21шк. возили на отсыпку гаражей напротив гаи),но на следующей модели краза(с новой металлической кабиной)сделать рейс в снежинск довелось.какихто 50км.,а чуть дураком не сделался.
Гость, 15 июля 2015 18:18
КРАЗ - советский, теперешние украинцы имеют к нему примерно такое же отношение, как современные египтяне - к египетским пирамидам)
Гость, 16 июля 2015 05:28
В недавнее относительно время, - в 1995 году на деньги Администрации Озёрска (олицетворяемой тогда А. Подольским, но да неважно) была издана книга "Тайны Сороковки" В.Н. Новосёлова и В.С. Толстикова. До сих пор эта книга известна всем, кто хотя бы косвенно сталкивался с проблемой создания и развития на Ю.Урале Атомного производства, с тем, как и где создавался и развивался т.н. "Атомный проект СССР", с историей атомной энергетики и/или ядерного промышленного комплекса в нашей стране, с историей Южного Урала вообще.
Так вот уже там авторами чётко указанно (а следовательно, это довольно общеизвестно), что т.н. линза, образовавшаяся под Карачаем, нестабильна, и существует опасность того, что произойдёт радиационное заражение водоносных горизонтов реки Мишеляк, из которых берёт воду п. Новогорный (почти дословно цитирую).
До сих пор этого, по-видимому, не произошло, по счастью. Однако если тот же Карачай наконец-то засыпят полностью, то неизбежно произойдёт увеличение размера и этой  пресловутой линзы под озером. Она естественно и закономерно увеличит свой объём, со всеми вытекающими последствиями (вплоть до возможного отселения людей из Новогорного). Т.е. зачем-то засыпая полностью Карачай, создают тем самым для себя же новые, ещё более значительные проблемы (это если совсем мягко выражаться)...
     Узнать бы, что считают  по этому вопросу соответствующие должностные лица ХК "Маяк", реализующие программу окончательной засыпки, а то ведь такие вопросы попросту неизбежно возникают у многих граждан, имеющих и не имеющих отношение к "Маяку" (население сейчас высокообразованное, многие достаточно информированы, пусть, конечно, и на самом общем уровне, и такие вопросы просто неизбежно возникают)...
Вымпел, 16 июля 2015 09:38
Должностные лица МАЯКА еще в 1995 году должны были закрыть Карачай и прекратить сброс в него ЖРО, и не просто засыпать, коль болеющие за линзу вспомнили Синицына, а с использованием спецбетонвставок,  Инцидент на Карачае в 1967 году привел к большому экологическому безобразию, связанному с переносом радионуклидов по территории Челябинской области. от которого пострадали тысячи простых людей. В связи с этим болельщикам увеличения "линзы" надо поболеть за пуск участка утилизации жидких радиоактивных отходов, чтоб "линза" не увеличивалась, который по старым планам надо было запустить еще в 1995г., а по недавним общественным слушаниям в инф. центре ПО МАЯК в текущем 2015г. Надо наконец отчитаться за гос. деньги на мероприятия по утилизации радиоактивных отходов не отписными бумажками в Росатом, а реальным результатом. Тем более, что Росатом через ЦТВ на ТК Россия уже сообщил на весь мир, что Карачай закрыт.
Гость - тут ещё не обо всём написали!, 16 июля 2015 10:42
Автор этого материала - В.В. Устюжанин - известный в городе краевед и общественник, работник химкомбината, безусловно, молодец. Однако к тому, что он пишет, необходимо уточнение:
  См., например: Толстиков В.С. Ядерно-оружейный комплекс Урала: цена и последствия. // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2003 №2 (1). Стр. 219-235.
  На стр. 231-232:  "В июне 1947 г. на заседании секции № 4 Научно-технического совета ПГУ с участием ведущих учёных Радиевого института и Института физической химии АН СССР было принято решение: в течение трёх-четырёх лет сбрасывать без очистки радиоактивные отходы в открытую гидросеть. С радиохимического завода планировался сброс 10 кюри активности в сутки, что составляло в течение года примерно 3650 кюри. На практике только по бета-активности в 1948 – 1951 гг. было сброшено 2,8 млн кюри. Но это только ориентировочная оценка, так как на месте сброса все эти годы не было установлено расходомера воды, не говоря уже об измерении активности сбросных растворов. Сколько было сброшено жидких радиактивных отходов в Течу, на самом деле точно не знает никто. Крупные специалисты-радиохимики члены-корреспонденты АН СССР Н.Е.Старик из Радиевого института и С.З. Рогинский из Института физической химии по аналогии с американцами, которые сбрасывали жидкие радиоактивные отходы в многоводную и быструю реку Колумбию, считали, что вода Течи разбавит концентрацию радионуклидов до допустимой нормы, но этого не произошло. В основном огромная активность осталась в верховьях реки Течи, осела на дно и представляет до сих пор определённую опасность для окружающей среды. Во время весенних паводков и сброса воды из озера Кызылташ радиоактивные осадки Течи вымываются и разносятся дальше по рекам Исети, Тоболу, Оби. После прекращения сброса радиоактивных отходов в Течу их с 28 октября 1951 г. стали направлять в озеро Карачай, которое находится на территории химкомбината «Маяк».
  Всего в Карачай было сброшено около 120 млн кюри радиоактивности, т.е. почти три Чернобыля.  Вместе с тем это наглядно показало, в том числе и руководству страны, какую именно потенциальную опасность для здоровья людей, природной среды имеет радиоактивное воздействие. Последствия радиационных аварий на Урале сыграли немалую роль в успешном ведении переговоров с США и подписании договора СССР, США и Великобританией в 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Ценой неимоверных интеллектуальных и физических усилий атомщики Урала со временем сумели преодолеть неблагоприятную ситуацию, создать более безопасные условия труда, вывести свои предприятия по многим параметрам на уровень мировых стандартов."
Вымпел, 16 июля 2015 11:50
Вот пусть без всяких неимоверных усилий, в условиях беспредела в международной политике, демонстрируемого США и НАТО, атомщики Урала наконец покажут, к примеру на  Озерск.74, первую бочку утилизированных РА отходов со здания 44, которое сдали актом несколько лет назад, чтоб показать уровень выхода на мировой стандарт. которому уже более четверти века.
Гость, 17 июля 2015 10:48
Вымпел, 16 Июля 2015 11:50 -  абсолютно прав, единственный, кто по делу что-то написал...
Гость54, 18 июля 2015 22:58
Кот Василий, 14 Июля 2015 18:25
Гость, 14 Июля 2015 11:50
Самосвал как из сталкера :D Радуга на кабине - позитивчик
Краз 256! 8) Советский и Украинский тяжелый карьерный самосвал. Сильная машина.Нравятся такие
----------------------------------------------------------------------------
Так приезжай,посмотри! Он до сих пор на ходу. Самый красивый из всех. Только облез чуток. Можеш даже помыть тряпочкой.....
Петя водитель краза, 19 июля 2015 02:10
нам бы зарплатку увеличить в 2 раза и прировнять к ликвидаторам  :evil:
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость

Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.

Добавить новость

РекламаРекламодатель:
ИП Асташов Евгений Владимирович
ИНН 742200420473
erID: 2VtzqvNvuGq



Погода в Озерске

8 июля 2024 - день

25oC, Ветер Северо-восточный 2 м/с, Малооблачно Без осадков

подробнее


РекламаРекламодатель:
ПАО «Челиндбанк»
ИНН: 74530021
erID: 2VtzqvEMhNm


Самые читаемые новости


РекламаРекламодатель:
ИП Караваев Дмитрий Андреевич
ИНН 742200490819
erID: 2Vtzquk5eWN


Самые обсуждаемые новости




Последние вакансии в Озерске

Водитель ГБР
Слесарь-сборщик
электрогазосварщик

Последние резюме в Озерске

Водитель В,С
Продавец, оператор, уборщица
сторож сутки через трое

Дополнительно

Архив Карта сайта Редакция Размещение рекламы на сайте Ozersk74.RU