Исторические зарисовки выходного дня (часть 4)Общество, 6 декабря 2015 09:55, Собинформ
Мы продолжаем цикл публикаций известного в Озёрске правоведа, историка, общественного деятеля Андрея Олеговича Агапова. Предлагаемые материалы - небольшие лингвоисторические экскурсы в далёкое (и не очень) прошлое нашей страны.
О версте коломенской (продолжение).
Начало см. http://ozersk74.ru/news/politic/278104/
Часть №2 http://ozersk74.ru/news/politic/285417/ Часть №3 http://ozersk74.ru/news/politic/286899/
6. Параметры версты Историки сначала пытаются обнаружить письменные свидетельства о каком либо факте. Их исследуют перекрёстно, ищут подробности. А если про «версту коломенскую» ничего конкретно не писано? Какова в длину, в толщину? Что, теперь уже и не узнать? Оказывается, всё восстанавливается очень просто и достоверно. Понятно, что «верста коломенская» есть бревно. А из какого дерева? Из того, что пригодно под раскол на доски. Из того, что пригодно для эксплуатации в воде, на днищах речных кораблей коломенок. Из того, что реально произрастало и произрастает в нашей местности. Когда мы ищем материал на днища речных коломенок, что вечно трутся о пески да камни, брать можно только сосну красную. Ничто другое не годится. Ёлку сотрёт в сезон, остаток сгноит. Пихту откладываем в ту же сторону. Кедр звучит хорошо. Но на деле мягок и гигроскопичен. Не припомню, чтобы по Оке буйно рос. У лиственницы древесина нормальная, плотная и жёсткая. В средней части ствола прямослойная, как надо. Венеция на уральской лиственнице стоит. Но у прямой лесной есть очень резкий переход от толстенного комля к относительно тонкому стволу. На пенёк смотришь – ух ты! Какое бревнище взяли! Смотришь на ствол – жердь досталась. В чашах не отыскать толстых лиственниц, чтоб метр и более в бревне. Хотя когда-то, может, и были. Толще метра сегодня лиственницы бывают, даже не столь редко. Но они стоят на полянах вдоль рек, где получают много солнечного света для бурного роста. Там с ветками и сучками совсем беда. Большие ветки прут во все стороны и часто ломаются под собственным весом, недостаточно гибкие. Не колется такое кривое сучковатое древо на доски. В общем, с лиственницей мало того, что трудно, она ещё и в Подмосковье вряд ли широко произрастала. На Урале отдельные доски от лиственницы взять было можно. Плюс плотность слишком высока. Вот, свалишь бревно лиственницы в воду, пошлёшь его на плотбища. А оно не доплывёт, потонет и создаст проблемы.
Про лиственные деревья и говорить смешно. Кривые, сильно ветвятся, гниют быстро. Только прямослойный дуб достоин. Да где ж его взять-то? Одна сосна реально и остаётся. И только красная. Ничего удивительного, что на реке Чусовой именно из неё ладили барки коломенки. Древесина сосны бывает белая и красная. Это не 2 разных породы, это одно дерево. До 20 см в бревне вся древесина белая. При дальнейшем росте по центру появляется и ширится красная сердцевина. Снаружи нарастает белая заболонь. По ней течёт жидкая живица, что крону питает. Раньше живицу через надрезы коры широко собирали, делали канифоль. Канифолью натирают смычки скрипок, пуанты балерин, подошвы обуви боксёров, борцов, штангистов. С канифолью паяют олово. Красный центр дерева пропитан смолой загустевшей, а то и засохшей, чьё состояние начало движение в сторону янтаря. Сегодня более ценится белая заболонь. Она менее плотная, её легче обрабатывать. Сосна красная более плотная, более твёрдая. Её столяры куда меньше любят. А я случайно узнал, что бывает сосна тёмная. Достался мне как-то пиломатериал от разобранного чердака старого дома. Хорошее дерево, выдержка под 40 лет. И вот под одной доской строгальный станок с промышленными острыми ножами начинает колотить. Древесина как камень. Удивился: это что за дерево? Но в несколько приёмов остругал. Посмотрел на открывшуюся структуру древесины и обомлел. Обыкновенная сосна. Роспуск бревна даже не по центру, где-то на треть. Цвет древесины серый, местами чуть не чёрный с красными прожилками. Это сколько же той сосне было лет? Думаю, оказалось за 400. Вот она, сосна корабельная! Такой в воде век стоять – не сгниёт. Такая о камни шоркаться будет – не сотрётся. Ни пропитки, ни краски не надо. Сосна 25-40 см идёт на избы. Потоньше годится на овины, амбары. А вот на корабли подавай сосну под метр и более. У неё самое длинное прямослойное коломенное бревно. Она самая к воде и гниению стойкая. С неё самая правильная длинная и широкая твёрдая днищевая доска корабля. А если менее метра, то неплохая поясная бортовая доска.Диаметр сосны может достигать и полутора метров. Однако, такая могучая сосна редко оказывается здоровой, без дефектов сердцевины. Пропиток не было, красок тоже. Смолить можно, но днище вечно трётся о дно. Не будешь же каждый раз судно разгружать, подымать на берег, обсушивать в перевёрнутом виде и смолить заново. Кстати, рекордные 10 навигаций выхаживали те коломенки, днище которых обшивали железом. Вероятно, железо защищало смолу, а смола древесину. Скололи доску. В центре красная, тяжеленная. По краям белая. Если так в днище ставить, то в первый год белая заболонь зацветёт синей и зелёной плесенью. Особенно, под вторым грузовым днищем, подшивой. Днище второе не зря ставили. Тяжеленное железо не может давить прямо на днище. Тогда доски разойдутся, пустят воду. Железо должно давить на подшиву. А вот оно через кокуры передаст тяжесть днищу. Нет, если для скорости сброса («спишки») надо, если барке служить до 5 лет, а то и в этот год уже на дрова, то заболонь оставим. Тем более, если коломенку предстоит по дешёвке отдать. А если судно надо будет продать, чтобы ходить подольше, то заболонь лучше стесать. Взять в дело придётся только красную сердцевину. И если бревно было метр,доску удастся вырубить за вычетом заболони шириной сантиметров 60-70. Колется бревно тем лучше, чем темнее цвет, чем твёрже. Из бревна относительно мягкого придётся колоть заготовку толще. Заготовку можно топором слегка обтесать, убрать большие огрехи. Можно рубанком вылизать до идеала. И не столь уж это трудно, долго.
Толщина доски от потребности, то есть от размера судна. Днище для такой конструкции есть главный несущий элемент. Оно же принимает удар о дно. На пятиметровую, но коммерческую лодку для волоков, да с учётом огрехов поверхности, возьмём сантиметров 4-5. На десятиметровую коломенку поставим 10-12. На чусовскую барку для возки железа поставим все 15. Лишней прочности в железном деле не бывает. Чусовские коломенки породили собственный стиль. Не важны красота и ходкость. Они на валу один раз несутся, зато прочность и грузоподъёмность важны. Как утюги. Дно речной плоскодонки, если дальше по рекам ходить будет, не должно быть совсем плоским. Всё же немножко выпуклым и с небольшим подъёмом в носу и корме. Это называлось «плечи». Кокуры, задающие форму днищу, придётся слегка под радиус затесать. Под какой? А посмотрите на речку, где ходить планируете. Подъём в бока до 5 % будет нормально. Так днище «на загляденье» у нас и получится. Нос и корму следует тоже приподнять. Судно не проектируется под глиссирование, но на скорости 3-7 км/ч оно не должно тянуть за собой воду. Нужен умеренно обтекаемый обвод. Подъём менее 1 % для коломенского судна (30 см) и 2-3% для уральского будет в самый раз. То есть, приподнять на 30 - 40 см для коломенского и примерно так же для уральского. Вот и разобрались, как доску гнуть. Верста коломенская есть сосна тяжёлая твёрдая красная. Верста есть часть полезная,без пенька и вершинки. Она в первую очередь есть бревно коломенное, прямослойное могучее. Пригодное для раскола. Плотность сухой белой заболони 0,73, но красной сердцевины 0,85. В толщину могла превышать метр. Длина? А вот сколько у большой сосны до нижних веток будет? Думаю, что нередко попадалась в 15 метров. Про Чусовские барки сохранились свидетельства, что до 19 метров. Тогда весить могла под восемь или двенадцать тонн. И если кто версту коломенскую видел, то не перепутает. Сравнить малого с могучей верстой коломенской не было смертной обидой. Может, это даже к уважению. А вот обозвать человека «тонким высоким гербовым столбом с царской дороги Алексея Михайловича», это уже совсем другой смысл. Кстати, освоение технологии раскола деревьев на доски было обязательным условием похода князя Киевского Вещего Олега на Царьград в 907 году. Почему? Потому, что без доски, без наращивания бортов никак не переделать боевую речную долблёнку в мореходную русскую ладью. Утонешь на морской волне. И весьма похоже, что брёвна кололи задолго до Олега. А раз так, то выражение «верста коломенская» или «верста коломенная» могло прозвучать много ранее первого летописного упоминания о городе Коломне.
(продолжение следует) Фото с просторов интернета. Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателейВнимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | слесарь по сборке металлозделий |
• | разнорабочий |
• | Продавец |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |