Кто мы и откуда? История заселения и освоения Урала русскими (Часть 2)Общество, 4 июня 2020 15:35, источник: Собинформ
Дальнейшая история продвижения России на Урал связана с борьбой за объединение русских земель вокруг Московского княжества. В 1324 году брат Ивана Калиты Юрий Данилович добился совместной с Новгородом уплаты дани в Орду, тем самым заявляя о старшинстве князей московских по отношению к новгородцам. В состав этой дани входило «и серебро закамськое», т. е. выход с Югры. В 1328 году Иван Калита выдал свою дочь за ростовского князя Константина, сидевшего в Устюге, сделав его потомков своими наместниками. Таким образом была сделана заявка на присоединение приуральских земель к Московскому княжеству. Новгородцы, понимая, чем всё это им грозит, пытаются в свою очередь расширит подконтрольные территории и в 1364 состоялось эпохальное событие — новгородская дружина впервые перевалила через Уральский хребет и дошла до низовьев Оби, где было построено несколько укреплённых городков, один из них Ляпин, названный в честь вождя дружины Степана Ляпы, располагался на р. Сыгва и даже стал позднее центром вогульского княжества. Этот поход вызвал недовольство князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и он отстраняет от управления Пермью ростовского князя Константина, как не справившегося с задачей защиты земель от посягательств новгородцев, и в 1367 году «люди пермские за князя же Дмитрея крест целовали». В XIV-XV вв. на землях коми-зырян появляются целые поселения русских или со смешанным коми-русским населением. Археологи находят в них типичные для русских постройки, косы-горбуши, нательные крестики и т. д. Важным этапом освоения приуральских земель стала деятельность энергичного миссионера Степана Храпа, позднее он был канонизирован как Стефан Пермский. В 1383 г. московский митрополит Пимен с согласия Дмитрия Донского назначил его первым епископом вновь образованной Пермской епархии. Жизнь и деятельность этого человека очень интересны и подробно изложены в его «Житии», но мы остановимся на главных фактах. Самый главный — он первым из русских священнослужителей полностью осуществил христианскую евангельскую просветительскую миссию, создал для коми-зырян собственную письменность на основе кириллицы, греческого алфавита и даже древнетюркского письма. Эта древнепермская письменность не только помогла сохранить для потомков ценную информацию, но и способствовала распространению грамотности среди местных народов. «Житие Стефана Пермского», написанное вскоре после смерти епископа лично знавшим его старцем Епифанием Премудрым, само по себе является ценным историческим документом. Оно тщательно описывает события, свидетелем которых он являлся. В частности, описывает злоупотребления московских воевод и бояр: «тяжести быша и дани тяжкие и насильства». В «Житии» подробно описывается территория Великой Перми и её географические границы, жизнь и быт местных племён, их верования. В это время отмечается характерная для русской колонизации черта — вместе с русским населением на новые земли приходят и представители народов, ранее вошедших в орбиту влияния Руси. Так при дальнейшем расселении на север, в земли коми-пермяков, вместе с русскими приходят и коми-зыряне. Это чётко фиксирует археология, обнаруживая среди памятников родановской культуры коми-пермяков вещи вымской культуры зырян, предметы, характерные для русских. Основной поток переселенцев шёл из владимиро-суздальских земель, даже современная этнография отмечает сходство приуральских и ростово-суздальских традиций. В 1430 г. в низовье реки Усолки был заложен ещё один форпост — Усолье Камское (ныне Соликамск), начато посадское заселение Прикамья. А в 1451 г. Василий II Тёмный оправил в Пермь своего наместника — князя Ермолая, тем самым закрепив Пермь Великую за растущим Московским княжеством. Резиденцией нового наместника стал город Чердынь, впервые упомянутый в летописи в связи с этим событием: “Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной.“ В 1455 г. была предпринята попытка закрепить эти земли религиозным путём — в Чердынь был послан епископ Питирим, но его деятельность оказалась не слишком удачной: «Того лета шли на Пермь безверные вогуличи, Великую Пермь воевали. Питирима, идуще к Перми поимали и убили…». Это сообщение выводит в наш рассказ ещё одного игрока на исторической арене — племена вогулов-манси. Воинственные манси, предводительствуемые удачливым пелымским князем Асыкой, совершили первый набег, ставший реакцией зауральских племён на начавшуюся русскую колонизацию. Набеги вскоре стали регулярными и вынудили русских с одной стороны заняться укреплением своих городков в Приуралье, с другой — организовать ответные походы в земли вогулов. Так в 1456 году в ходе похода московской рати был пленён сам Асыка, но ему вскоре удалось бежать. Есть мнение, что князя отпустили вятские люди, входившие в состав ополчения. Жители Вятки, традиционно тяготевшие к Новгороду и не желавшие усиления Москвы в их землях, неоднократно демонстрировали сепаратистские наклонности. Процесс централизации и объединения русских княжеств в Московское государство, проходивший в это время, затронул и Пермь. В 1471 году Иван III организует поход в Пермь, ибо «пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым князя великова грубили» Возглавил войско известный воевода Фёдор Пёстрый, сначала на плотах, а потом посуху войско вышло к главным центрам Перми Великой: «Князь Федор горотки пермскии Искор и Похчу и Чердыню и Уром взял, грубников поимал, князя Михаила Ермолича и сотеников ево Мичкина и Бурмота и Исура и Коча и Зырна к князю великому на Москву прислал. Князь великий отпустил Михаила на Пермь-ж княжити.» Поход имел большое моральное значение, продемонстрировав силу и решительность нового государства. В награду за победу Фёдор Пёстрый был пожалован воеводой во вновь присоединённую Пермь. А власть пермских князей стала номинальной, и в 1505 году княжество было окончательно ликвидировано.
Фёдор Курбский и Иван Салтык
В ходе похода на Пермь было сожжено последнее значимое языческое капище в городище Искор, завершена христианизация местного населения. Но оставалась ещё одна серьёзная проблема — воинственные зауральские вогуличи, жёстко сопротивлявшиеся проникновению русских на Урал и упорно придерживавшиеся своих верований. После разорения пермских земель, учинённого Асыкой в 1481 году, был организован крупный поход объединённого войска под началом воевод Фёдора Курбского и Ивана Салтыка в вогульские земли. В 1483 году по рекам Лозьва и Вишера отряд вступил в Пелымское княжество. На реке Тавде в жаркой битве вогуличи под командованием сына умершего к тому времени Асыки — князя Юмшана были наголову разбиты. А московская рать продолжила поход в земли остяков-хантов и сибирских татар. Одних покоряли силой оружия, другие признавали власть сильного мирным путём, подчиняясь. Поход был удачливым, но ресурсы были исчерпаны, а голод и болезни оказались страшнее вогульских стрел. Тем не менее результат был впечатляющим: на следующий год в Москву прибыло посольство от вогульских и остяцких князей с прошением о подданстве. Началось «мирное» присоединение Зауралья. Единственным отказавшимся признавать власть Москвы было Ляпинское княжество. Но и с ним было покончено в 1499 году. Сын Фёдора Курбского Семён с отрядом на лыжах преодолел Уральские горы северным путём зимой (!). В горах на отряд напали самоеды-ненцы, но были разбиты, а отбитое у нападавших стадо оленей сильно облегчило дальнейший поход. Спустившись с гор, русские как снег на голову напали на Ляпинское княжество и разгромили его войско. На оленях и собачьих упряжках участники «зимнего похода» прошли по землям обдорских остяков и самоедов, приводя их к покорности. Поход был очень тяжёлым, но результат того стоил. Русь начала закрепляться в землях за Уралом. Примечательно, как смело и изобретательно действовали русские воеводы, насколько умелыми и решительными бойцами оказывались их дружинники. Эти свои качества покорители Сибири будут демонстрировать не раз. И самым громким подвигом, началом новой эры в освоении восточных рубежей растущего государства стал поход Ермака. Об этом и военном искусстве первопроходцев мы поговорим в следующий раз. Методист МКУ «Городской музей» А.Н. Теличкорр
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Мойщик посуды |
• | Помощник руководителя |
• | Бухгалтер |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |