"Однажды и мы откроем звезду"Наука и образование, 12 апреля 2016 19:30, Александр Калашников
Озерский астрономический кружок "Парсек", действующий при Дворце творчества детей и молодежи - единственное в России место, где школьники могут участвовать в работе глобальной сети телескопов-роботов МАСТЕР. Там ребята работают с изображениями, которые получают через интернет от телескопов, расположенных в разных точках земного шара, в том числе - на Канарах, в ЮАР и Аргентине. Ежедневно система регистрирует на звездном небе новые объекты, и у маленьких озерчан, работающих с проектом МАСТЕР, есть реальный шанс открыть новую звезду, комету или астероид.
Владислав Шумков, руководитель "Парсека", рассказал Ozersk74.ru о настоящей любви к астрономии, а также о том, как озерские школьники могут изучать загадки необъятного космоса с помощью современных технологий.
- Мое серьезное увлечение астрономией началось 19 декабря 1964 года, когда я пропустил полное лунное затмение, которое так надеялся увидеть, - говорит Владислав Петрович. - Никогда раньше его не видел, торопился после школы к зрелищу, а застал лишь самый его конец. С тех пор я начал интересоваться этой наукой всерьез, чтобы получить все необходимые для наблюдений за небом знания.
Владислав Петрович Шумков в аудитории "Парсека".
- Я, можно сказать, застал рождение космической эры - полеты первых спутников, ради которых детвора по вечерам высыпала во двор, полеты Гагарина и американцев, первые лунные экспедиции. Помню яркую комету 57-го года... В общем, звезды интересуют меня с детства. Всегда старался больше читать специальную литературу. Тогда любую информацию было добыть гораздо труднее, и я отправлял в Пулковскую обсерваторию, пензенскую обсерваторию имени И. Н. Ульянова (из Пензы я, кстати, родом) письма с разными интересующими меня вопросами. Всегда кто-нибудь да отвечал, хотя писал я не кому-то конкретно, а просто: "В обсерваторию". Когда заканчивал школу, жил уже в Челябинске-65. К сожалению, чтобы стать профессиональным астрономом, не хватило знаний математики и физики - поступил в МИФИ на инженера КИПиА. В 1979 году закончил ВУЗ, и отправился к директору Дворца пионеров - Карповой Юлии Ивановне, с предложением организовать астрономический кружок. Она согласилась, и с сентября 79-го года начал существовать "Парсек". После того, как я закончил работать на комбинате, переключил все внимание на этот кружок.
Карта Луны
- Я считаю, что увлеченным детям необходимо помогать знаниями и опытом. Им будет легче, если я избавлю их от тех шишек, что уже набил сам. Да и, как мне кажется, сейчас школьный уровень знаний даже основ астрономии хуже, чем в советское время. В 2009 году я побывал на астрономической станции в Кисловодске, где познакомился с профессиональными астрономами. Они рассказали мне о проекте МАСТЕР. Это глобальная сеть роботов-телескопов МГУ имени М. В. Ломоносова, они постоянно следят за звездным небом в автоматическом режиме. Как только робот видит несоответствие старых данных со свежими - он дает знать об этом. Люди, работающие в системе, смотрят - действительно ли обнаружена новая звезда, не ошибка ли такой сигнал, не простая ли это помеха.
Телескоп проекта МАСТЕР, расположенный на Канарских островах. Фото Лаборатории Космического Мониторинга МГУ
А это данные канарского телескопа на мониторе в кабинете "Парсека"
- Среди участников МАСТЕРа лишь двое любителей - Сергей Шурпаков (в Белоруссии), и я. Здесь дети могут не просто узнать о такой работе, но и принять в ней участие - им для этого достаточно желания для занятий. "Парсек" - это единственное в России место, где школьники могут работать с телескопами-роботами проекта МАСТЕР. Работа в кружке ведется по разным направлениям, для разных возрастов, а за показаниями телескопов дети приходят следить по два раза в неделю, на полтора-два часа. Конечно, попутно мы осваиваем и теорию.
Рабочий процесс - Завораживающий вид звездного неба и тайна, содержащаяся в каждом его явлении - вероятно, это перетянуло мои интересы в сторону астрономии. Тем более, каждый, кто занимается этой наукой, может совершить открытие. Астрономы открывают новые объекты каждый день, и я не сомневаюсь, что однажды и мы откроем какую-нибудь "школьную" сверхновую звезду.
Раньше мы занимались астрофотографией - ребята сами работали с химикатами и обрабатывали снимки, а сейчас появилась "цифра". Но и с цифровой техникой надо уметь обращаться, хоть это и легче.
«Все оборудование, что у меня было, я принес в "Парсек". Дома осталась только часть литературы», - говорит Владислав Петрович
Это астрограф, собранный силами парсековцев - с его помощью озерские астрономы сфотографировали комету Галлея в 1986г. и комету Хейла-Боппа в 1997г. Сейчас он разукомплектован.
- До недавних пор в нашем распоряжении был старенький компьютер, который захлебывался от данных, получаемых с телескопов, тормозил и не справлялся толком с работой. По просьбе ученицы Олеси Волковой, которая рассказала, что из-за слабой техники дети не могут пройти полноценный курс обучения, Михаил Похлебаев подарил нам новый компьютер. С ним работа пошла. Обеспечение важно - ведь ребенка нужно заинтересовать. Для этого ему необходимо стать свидетелем какого-нибудь явления - затмения или полета кометы. Телескоп, установленный ранее в ДТДиМ, мы используем лишь по специальным поводам - его эксплуатацию несколько затрудняют определенные технические трудности, да и погода не всегда позволяет вглядеться в небо. Еще и детей в темное время суток не получится отпустить одних, поэтому работа по интернету очень помогает. Впрочем, с обеспечением у нас везде не очень. Так, электричество и интернет для телескопов МАСТЕРа в ЮАР обходится проекту дешевле, чем для некоторых телескопов, расположенных на территории России. Парадокс, но факт. В наш телескоп мы планируем 9 мая наблюдать прохождение Меркурия по диску Солнца. Это редкое явление, в следующий раз оно будет лишь в 2019 году.
Комета, открытая Владиславом Шумковым в проекте МАСТЕР год назад
- Самым ценным своим открытием я считаю сверхновую звезду, которую обнаружил в 2010 году. Она была первой моей сверхновой. Конечно, при работе в МАСТЕРе открытие приписывается команде проекта - другие должны перепроверить полученные данные, и в названии нового объекта будет как минимум две фамилии. Повторюсь: открытия астрономы совершают каждый день, в небе еще полным-полно тайн и загадок. А при работе с детьми мне приятнее всего не конкретные результаты. Удовлетворение получаешь, когда видишь, как они познают, ищут, двигаются в учебе, участвуют в конференциях. Хотелось бы, чтобы школа более глубоко доносила до детей основы мироздания через призму астрономических сведений. Ребята, к сожалению, часто не знают простейших вещей об окружающем мире. Мало соответствующих занятий.
Угол кабинета, в котором дети наблюдают за показаниями телескопов, увешан различными дипломами и сертификатами
Все они привлекают внимание
Сертификат о символическом взносе "Парсека" в строительство английской обсерватории
- Я не религиозный человек, считаю это все сложностями миропонимания. Но среди участников МАСТЕРа есть и религиозные люди. Думаю, что религия и астрономия изучают одно и то же, просто с разных позиций. Согласно известной теории, после Большого взрыва возник наш мир. Но мы все равно не понимаем, например, почему он расширяется с ускорением. Мы много чего не понимаем. Мы сегодня живем, а завтра, может, метеорит шлепнется, и всех нас не будет... Об этом надо рассуждать, а не между собой грызться. Может, религия и астрономия даже и "союзники" в какой-то степени.
"Мне просто хочется, чтобы наши знания постоянно поднимались на новые уровни", - резюмирует встречу руководитель "Парсека".
***
От автора: "МАСТЕР III "увидит" метеориты типа челябинского за неделю до падения" - публикация отдела науки "РИА Новости".
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Строитель |
• | Оператор линии |
• | Упаковщик |
• | Директор |
• | Уборщица, продавец |
• | Без продаж |