Мемориальная свалка имени ЦаревскогоГородская жизнь, 19 октября 2011 12:14, Александр Волынцев
Есть в городе Озерске улица Царевского. Сегодняшние школьники вряд ли знают, кто такой Михаил Михайлович Царевский. Им на уроках, наверное, больше рассказывают о Гарри Поттере и Джордже Вашингтоне. Но вдруг придет кому-нибудь из учителей идея: «А напишите-ка, ребята, о людях, чьими именами названы улицы нашего города…» И достанется кому-нибудь из нынешней школоты писать реферат о Царевском. К счастью, мы можем помочь в этом. Историк Сергей Каргапольцев подготовил биографию этого человека.
Родился 19 марта 1898 году в городе Лович Варшавской губернии Российской империи, ныне Лодзинского воеводства Республики Польша в семье военных. Окончил ремесленно-приходскую школу в городе Калуге. В 1912-1915 годах обучался в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве. В 1915 году призван в Российскую императорскую армию, служил военным фельдшером в кавалерии. Участник Первой мировой войны. В 1917-1918 годах проходил службу старшим военным фельдшером во II лейб-гусарском Павлоградском полку Западного фронта. Член партии большевиков с 1917 года. С началом Гражданской войны работал в Тамбовской ЧК. В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен. В 1919 - 1920 года — в войсках ВЧК на Южном фронте. В этот период познакомился с И.В. Сталиным, которого неоднократно сопровождал в поездках по линии фронта под Царицыном. В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона ВЧК. Позднее был переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа. В 1924 году был откомандирован в народное хозяйство. Занимался административно-хозяйственной деятельностью в Москве. Был начальником административно-хозяйственного управления «Госрыбсиндикат» ВСНХ, инспектором в Центральном бумажном тресте. В 1925 году был назначен помощником начальником строительства бумажной фабрики в городе Балахне Горьковской области. В 1928 году возглавил строительство фабрики, затем руководил строительством Горьковского автомобильного завода. В 1930 году был назначен начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле. Одновременно с декабря 1931 года возглавлял трест «Тагилстрой», объединявший все тагильские стройки. Закончил строительство за рекордно-короткий срок - 1 год и 8 месяцев, за что был награжден в 1934 году орденом Ленина. В 1935 под руководством Царевского на «Тагилстрое» осуществлен принципиально новый метод организации крупного строительства, который заключался в обеспечении строительных объектов готовым бетоном, раствором, арматурой, а также щитами опалубки с централизованных цехов и заводов. Метод получил быстрое распространение на всех стройках страны. В марте 1936 возглавил строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского в Москве, завершив его через полтора года. Также участвовал в прокладке Беломоро-Балтийского канала и канала «Волга-Москва». В 1937 году призван на службу в НКВД СССР и назначен управляющим треста «Кольстрой», строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, работал начальником «Севоборонстроя» и «Волгоградстроя». В 1939 году за самоотверженный труд в развитии цветной металлургии был награжден вторым орденом Ленина. С января 1940 года - начальник строительства и Управления исправительно-трудовых лагерей комбината «Североникель» НКВД СССР. Участник Великой Отечественной войны. В июне 1941 года назначен начальником Управления по строительству оборонительных сооружений на Северном фронте, руководил созданием инженерных сооружений на мурманском, кандалакшском и ухтинском направлениях. С 15 ноября 1941 года - командующий II саперной армией Ленинградского фронта. Части армии сыграли большую роль в отражении немецкого наступления на тихвинском направлении, заминировав и создав искусственные преграды на большинстве танкоопасных направлений. С 19 марта 1942 года - начальник строительства Актюбинского металлургического комбината НКВД СССР. С апреля 1943 года являлся начальником «Тагилстроя-Тагиллага» НКВД СССР (г. Нижний Тагил), Руководил строительством Нижне-Тагильского металлургического комбината, полигона для испытания танков. В период работы в Нижнем Тагиле занимался организацией строительной площадки и коллектива по строительству одного из первенцев атомной отрасли - завода № 813 в городе Новоуральске (Свердловск-44). Начиная с 1946 года трудовая деятельность Царевского была связана с атомным проектом. Он был назначен начальником Управления строительства комбината № 7 НКВД в Эстонской ССР. Строительство комбината включало создание наземных построек - рудника и поселка в Силламяэ и перерабатывающего завода в Усть-Нарве. В 1947 г. после инспекционных проверок и выявленного отставания от назначенных правительственных сроков по строительству комбината № 817, руководство комбината и Южноуральского управления строительства было заменено. Генерал-майор Царевский был назначен начальником строительства и управления исправительно-трудовых лагерей № 859 по строительству комбината № 817 в Челябинске-40 (ныне город Озерск), Строился первенец советской атомной промышленности - комбинат «Маяк»: первый в стране атомный промышленный реактор, радиохимический завод, лаборатории "Б" на озере Сунгуль, другие основные и вспомогательные производства. Сжатые сроки и большие объемы работ требовали увеличения количества строительных и монтажных организаций, наращивания производственных мощностей, решения вопросов комплектования кадрами и как следствие - решения возникающих социально-бытовых проблем. В управлении строительства была создана централизованная служба монтажных работ, сформирован специальный монтажный отряд, организованы курсы по подготовке рабочих монтажных профессий. Эти решения были своевременными и жизненно важными, так как на комбинате № 817 осуществлялось не только строительство, но и монтаж промышленных ядерных реакторов, радиохимического, металлургического и других заводов. Комбинат был простроен в срок. 29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне в казахстанской степи был осуществлён взрыв первой советской плутониевой бомбы «РДС-1» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Михаилу Михайловичу Царевскому присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В феврале 1950 года назначен начальником строительства комбината № 815 - подземного горно-химического комбината комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярске-26 (Железногорск). С марта 1950 - первый заместитель начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР. С июля 1952 года - заместитель начальника Главпромстроя - начальник управления строительства железных рудников МВД СССР. С октября 1953 года руководил строительством № 601 в городе Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС. В августе 1955 года переведён из МВД в кадры Вооружённых Сил. В 1956 году перешел в систему Министерства среднего машиностроения СССР. Руководил строительством атомного центра в городе Дубна. В 1960 году возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи города Серпухова (ныне город Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц - синхрофазотрона длиной орбиты 1,5 км, массой электромагнита 22 тысячи тонн. С июня 1962 года - в отставке. Трагически погиб в автомобильной аварии 29 июля 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 8). Генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1943). Награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденам Трудового Красного Знамени, двумя ордена Красной Звезды, медалями; знаком "Заслуженный работник НКВД". Лауреат Сталинской премии I степени. Почетный гражданин города Озерска. Именем Царевского названы улицы в городах Мончегорск, Томск, Озерск, Железногорск, Северск.
* * * К счастью ни сам Михаил Михайлович, ни его родственники не могут увидеть ту свалку, что «самоорганизовалась» на улице Царевского. Хотя… Вдруг кому-нибудь придет идея: «А давайте-ка, мужики, уберем эту свалку… Негоже как-то…» Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Грузчики и операторы выдува |
• | Слесарь по сборке металлоконструкций |
• | Сварщик |
• | Рассмотрю варианты |
• | уборщица |
• | Водитель В,С |