У кого «фефекты» будут?Наука и образование, 14 ноября 2019 10:13, Редакция
«Посоветуйте хорошего логопеда». Такие просьбы и объявления часто можно встретить в соцсетях. Нарушение звукопроизношения у ребенка – проблема, которая постоянно тревожит родителей. И не только это, а еще неразвитый фонематический слух, нарушение грамматического строя речи, заикание, бедный словарный запас, неправильное произношение слов, общее недоразвитие речи и многие другие проблемы может сегодня диагностировать и устранить логопед. Накануне профессионального праздника Дня логопеда, который отмечается 14 ноября, мы встретились и побеседовали с учителем-логопедом Еленой Логиновой. Уже четвертый год она ведет логопедическую практику в школе №27, детском саду №51 и частную.
Елена Логинова
- Раньше в обычные детские сады логопеды приходили дважды в год, проводили диагностику и детям со сложными дефектами рекомендовали специальную коррекционную помощь. Сейчас почти в каждом детском саду и школе есть логопункты. Речевое развитие современных детей настолько ухудшилось? - Работа логопеда сейчас очень востребована. С каждым годом при диагностике мы выявляем гораздо больше детей с речевыми нарушениями, чем с нормой. Помимо диагностической работы логопед занимается коррекцией речевых нарушений, проводит развивающие занятия. Нарушения встречаются как по отдельности, так и в комплексе.
- Все ли дети нуждаются в специализированных коррекционных детских садах или речевые нарушения можно исправить на логопункте в обычном детском саду? - Простые, легкие нарушения, конечно, можно исправить при регулярных занятиях на логопункте. А при более тяжелых, как например, общее недоразвитие речи, требуется специальная длительная помощь. Иногда речевые нарушения имеют сложную, в т.ч. и физиологическую природу, и тогда требуется взаимосвязь в работе логопеда с психологом и дефектологом, а иногда и с врачами: неврологом, офтальмологом, отоларингологом. А такую комплексную помощь могут оказать только в коррекционном образовательном и/или медицинском учреждении.
- А какие речевые нарушения считаются легкими? - Это нарушение звукопроизношения, когда ребенок не произносит совсем или неправильно произносит один или несколько звуков, либо негрубые нарушения развития фонематических процессов. Это проявляется, например, когда ребенок не различает на слух звуки речи, не может воспроизвести слоги, придумать слово на заданный звук, определить последовательность звуков в слове и т.д. Такие нарушения впоследствии могут помешать ему овладеть навыками чтения и письма. Поэтому некоторые родители удивляются, когда их ребенку, который правильно произносит все звуки, вдруг рекомендуют занятия с логопедом. Иногда встречаются комплексные нарушения: например, страдают сразу и звукопроизношение, и фонетико-фонематические процессы.
- Требуют ли сейчас школы, чтобы ребенок при поступлении в первый класс обязательно умел читать? Занимаетесь ли вы с детьми обучением чтению? - Мы занимаемся в детском саду подготовкой к обучению чтению. Дети знают буквы и звуки, умеют читать по слогам, могут читать простые слова. В школе разные требования: некоторые учителя однозначно требуют от ребенка умения читать перед поступлением в первый класс, другие относятся к этому более лояльно и считают, что за первый год обучения в школе ребенок сможет догнать своих сверстников и научиться читать. Все зависит от подхода учителя.
- Когда родителю нужно забеспокоиться, что у ребенка есть проблемы со звукопроизношением? В каком возрасте можно однозначно диагностировать речевые нарушения? - Есть разные периоды становления звуков речи. Так, свистящие звуки формируются, как правило, к 3-4 годам, шипящие – к 4,5 – 5 годам, в 5-6 лет - самые трудные звуки «р» и «л». Поэтому, если в возрасте трех лет ваш ребенок не выговаривает звук «р», то беспокоиться еще рано. Но если в 3 года ребенок совсем не говорит или у него только лепетная речь, то необходимо обратиться к врачу и администрации детского сада. Скорее всего, ребенку дадут направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, где специалисты могут сделать заключение о сложности речевого нарушения и порекомендовать коррекционный детский сад или частные индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Далее родитель выбирает сам тот вариант, который ему подходит.
- Насколько развитие речи связано с развитием мелкой моторики рук, общим физическим и психическим здоровьем ребенка? - Взаимосвязь прямая. Работая на занятиях в Школе будущих первоклассников, я замечаю: если у ребенка плохо развита мелкая моторика (как он пишет и рисует), то в большинстве случаев присутствуют и проблемы с речью. Зачастую родители не видят этой взаимосвязи и недооценивают этот момент. И поэтому на консультациях я рекомендую родителям обратить внимание на развитие моторики. Иногда мы очень долго не можем решить какую-то речевую проблему, т.к. надо в первую очередь выявить причину, а потом уже устранять следствие. А причина, к примеру, бывает в проблемах со вниманием. Поэтому здесь требуется и помощь психолога.
- Какова роль родителей в речевом развитии ребенка? Всегда ли логопед один может справиться с проблемой или требуется помощь родителей? - Многие родители считают, что если ребенок занимается с логопедом, то все проблемы будут решены. Но это не так. Например, на логопункте ребенок занимается 2-3 раза в неделю. Логопед на занятиях ставит ему звук, который нужно закреплять, ежедневно повторяя упражнения дома утром и вечером. И вот здесь требуется активная помощь родителей. К сожалению, не все родители это понимают и готовы заниматься со своими детьми.
- Иногда родитель или значимый для ребенка взрослый имеет нарушения звукопроизношения. Например, картавит. И ребенок попросту копирует его речевое поведение. Можно ли взрослому человеку поставить правильный звук? - Чем раньше родители отправят ребенка к логопеду, тем проще будет устранить речевой дефект. Конечно, и во взрослом возрасте можно исправить звуки, но на это понадобится гораздо больше времени. И да, очень важно, чтобы родители являлись для ребенка образцом грамотного речевого поведения.
- Какие упражнения, пособия и материалы использует логопед в своей работе? - На логопункте мы используем различные игры, дидактические материалы, картинки, альбомы, рабочие тетради, пластилин, бусы, прищепки, мозаики – для мелкой моторики и др. Для коррекции серьезных звуковых нарушений применяются логопедические зонды.
- Зонды нужны для механических манипуляций во рту с языком, чтобы зафиксировать правильное его положение. Зонды предназначены для постановки разных групп звуков. Дома или на логопункте можно использовать вместо зондов ватные палочки или обычные ложки. Зонды требуют тщательной, стерильной обработки, и чаще их используют логопеды в частной практике или коррекционных учреждениях.
- Любое логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития органов артикуляции. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. И на это стоит обратить внимание родителей. Например, упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка» - для разминки губ. «Чашечка» - для шипящих звуков и звука «р». «Парус», «Лодочка» - для звука «л». «Грибок» - для разработки уздечки и др.
Заборчик Трубочка
Лошадка Парус
- В городе существует большое профессиональное объединение дошкольных и школьных логопедов. В одной только школе №29 трудятся три логопеда. Что вы пожелаете своим коллегам в праздничный день?
- Мне очень нравится работать с детьми. Но хочется пожелать терпения, уважения со стороны детей и родителей, карьерного роста, творческих успехов, семейного благополучия, чтобы на работе все было хорошо, и конечно, здоровья.
А от себя добавим - чтобы на вашем пути, дорогие читатели, попадались всегда только профессиональные специалисты.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость6 апреля 2025 - вечер
9oC, Ветер Северо-восточный 0 м/с, Облачно Без осадков
подробнее• | Фасовщик |
• | расклейщик объявлений зп каждые 2 дня |
• | Уборщик служебных помещений |
• | Подсобный рабочий |
• | Водитель В,С |
• | Охрана |