Шитиков Евгений – Член Общественного совета при Министерстве энергетики и тарифного регулирования Челябинской области, координатор движения "Зеленый Озерск".
* * *
– В законодательстве вопрос о том, кто должен ставить ОДПУ по теплу, противоречив – 261-ФЗ говорит, что РСО, а 354 правила – что исполнитель коммунальных услуг (то есть УК). И в одном законодатель сходится – за все должны заплатить жители (в рассрочку или сразу). Есть, правда, еще один вариант – энергосервисный контракт, но примеры таких историй единичны, в силу разных причин. Но мне удалось стать инициатором единственного в Озерске энергосервисного контракта – потому что у меня была очень сильная мотивация (вопрос здоровья моего ребенка).
Это было в Озерске в 2015-2016 годах. Мы тогда жили в старой «хрущевке» на Набережной, 1. Так исторически сложилось, что дома в начале улицы Набережной находятся в конце тепловой магистрали и им хронически не хватает давления – именно поэтому они замерзают, и люди жалуются на холод в квартирах. На первых этажах пол просто ледяной, болеют дети и взрослые. Я сам жил в квартире на первом этаже и спал под двумя одеялами и в шапке, потому что мерзли уши. Несколько лет я пытался добиться решения этой проблемы – добиться от администрации города подключения к котельной, расположенной на территории медицинской части, где есть резерв по теплу. Но этот вариант в силу финансовой затратности администрация Озерска постоянно отодвигала.
И когда, женившись, я узнал, что у нас скоро родится ребенок и медлить больше нельзя, я стал действовать самостоятельно – «прошерстил» интернет, нашел информацию о компании, которая реализуют проект по установке общедомовых приборов учета в соседнем городе Кыштыме на условиях энергосервисного контракта. Это значит, что компания за счет СОБСТВЕННЫХ средств ставит прибор учета, систему автоматического регулирования и погодозависимой автоматики (чтобы регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха), и окупает свои вложения за счет экономии, а в дальнейшем зарабатывает на обслуживании своей системы (причем контракт рассчитан на долгий срок – до 10 лет).
В чем выгода жителей: они ни копейки своих денег не вкладывают за оборудование, в период когда оборудование окупается (2-3 отопительных периода, а может, и быстрее) жители платят за тепло столько же, сколько они платили бы и так, а после окончательного расчета оборудование переходит в собственность жителей, а они начинают платить за тепло меньше на 20-30%. По-моему, очень выгодная схема.
Я обратился к руководству компании и убедил их «зайти» в Озерск и попробовать свою систему на нашем доме. В декабре 2015 года мы начали процедуру общего голосования на Набережной, 1. Само голосование разделилось на 2 этапа – очное и заочное. Очное собрание состоялось 7 декабря 2015, но кворума не собрало. Однако пришли активные жители, которые смогли задать свои вопросы «первоисточнику» (я гуманитарий, в технических вопросах не особо разбираюсь), а самое главное – лично познакомится с представителем энергосервисной компании и понять, можно ли им доверять.
Конечно, из-за отсутствия кворума решение начать работу по установке ОДПУ и автоматического регулирования не было принято (а надо согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме, так как распоряжение общим имуществом). Это стало самой трудоемкой частью работы – нужно было обойти каждую квартиру, поговорить с каждым собственников, убедить его что дело стоящее, и получить его согласие в виде письменного решения. К моему удивлению, убежденных противников перемен оказалось всего 2 человека – в основном жители были «ЗА» либо осторожно соглашались под влиянием личностного фактора. Как мне кажется, в таких вопросах большое значение имеет личность инициатора – важно, чтобы инициатора знали соседи, и имели к человеку определенное доверие. Не хочу хвастаться, но думаю, меня соседи знают и доверяют, потому что видят некоторый труд с моей стороны – например, в выходные мы с другими молодыми отцами построили ледяную горку во дворе :)
Процесс голосования несколько затянулся (по причине того, что большое количество квартир сдается, и было трудно найти хозяев), потом был этап создания проекта, экспертизы и согласования проекта в ресурсоснабжающей организации (МУП ММПКХ), закупка оборудования и монтаж, и 10 ноября 2016 года комиссия ММПКХ приняла наш узел учета в эксплуатацию. А в марте 2017 года нам наконец-то смонтировали эту «перемычку» с котельной Медгородка, и теперь наш замерзающий «конец магистрали» стал вполне комфортным по температуре. Да, процесс оказался небыстрым – но зато очень эффективным: теперь в квартирах значительно теплее, и жители первых этажей не замерзают по ночам.
Конечно, компания, которая установила счётчик, заинтересована в расширении своей работы в Озерске и намерена брать в обслуживание и другие дома. Ключевой момент – это проведение общих собраний и убеждение жителей многоквартирных домов пойти на такой рискованный шаг – ведь многие жители не хотят «экспериментов» и хотят железных гарантий, что будет лучше, и убедить их в том что игра стоит свеч довольно трудно. Но здесь решающий фактор – это доверие к инициаторам и мотивация самих инициаторов: если есть доверие и инициаторы хорошо понимают свою выгоду и выгоду жителей, то сопротивление и неверие соседей можно преодолеть. Да, и еще ключевым фактором успеха считаю инициативный Совет дома – если Совет дома работает, то вся работа по продвижению энергосервиса значительно упрощается.
Результаты: По результатам отопительного сезона 2018-19 гг. экономия по отоплению составила 32,1%. Подключение замерзающих домов в конце магистрали к котельной медгородка с тепловым резервом (данная котельная также принадлежит МП ММПКХ) состоялось в 2017 году, что улучшило тепловые параметры для соседних домов, хотя у них не установлена система ОДПУ и погодного регулирования. И хотя мы уже переехали оттуда в другой дом, жители Набережной 1 мне при встрече выражают благодарность за то, что в доме стало теплее, и при этом меньше стали платить. Это возможно, но нужен очень мотивированный инициатор процесса изменений. Хотя бы для своей семьи.