Научить ребенка элементарным правилам безопасности на улице и дома очень важно. Ты должна быть уверена, что он не растеряется и поведет себя правильно в непредвиденной ситуации.
Занимайся с детьми систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.
Время, когда вы гуляете с ребенком, занимаетесь лепкой или рисованием, придумываете сказки, можно с успехом использовать для того, чтобы рассказать малышу о правилах безопасности. Так, в игре, ты привьешь ему азы безопасного поведения и самостоятельности, подготовишь к вступлению во взрослую жизнь. Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
Очень важно, чтобы ребенок доверял тебе, без утайки рассказывал о своих сомнениях и переживаниях, знакомствах и встречах, затруднениях и бедах. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души. По ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в твоей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять свободу (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.).
Но учти, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату – малыш в опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Поэтому твоя задача – научит без запугивания!
На улице
Малыш скоро идет в школу или ты записала его в новый кружок? Обязательно пройдите вместе по новому маршруту. Покажи ему все опасные места, откуда может выскочить машина, объясни, как нужно вести себя в пути. Закрепите пройденное, нарисовав дорогу до школы на бумаге. Выберите вместе самый безопасный маршрут, даже если он длиннее остальных.
Расскажи, что нападающие на детей преступники выглядят как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, ведут себя вежливо, даже ласково.
Объясни дочери, что половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы, или в гостях, или в иной «цивилизованной» обстановке, а большинство зарегистрированных насильников – это приятели, знакомые и даже родственники; некоторые из них женаты.
Ребенок должен усвоить такие азы:
• Не уходи далеко от своего дома. • Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону. • Не гуляй до темноты. • Обходи компании незнакомых подростков. • Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов. • Не отправляйся один в дальние поездки. • Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком). • Не садись в чужую машину. • Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде. • В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай. • Подходя к двери подъезда, убедись, что рядом никого нет. Ключи доставай всегда заранее. • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. • Не реагируй на предложения чем-то угостить, сделать подарок, обещания показать что-то интересное, немедленно уходи туда, где есть люди; если незнакомец настойчив, обратись к прохожим со словами: «Этот человек меня о чем-то спрашивает, но я его не понимаю, может быть, вы лучше ему объясните». • Если нужно спросить дорогу, спрашивай у вызывающего доверие человека (например, у пожилой женщины) и уж тем более не говори, куда конкретно ты направляешься.
Один дома
Объясни ребенку, что ни один сотрудник милиции, врач, работник пожарной охраны, коммунальных предприятий и т. п. не будет требовать у детей открыть двери при отсутствии взрослых.
Детям нужно знать такие правила безопасности:
• Не открывай дверь никому, не посмотрев в глазок и не снимая цепочку. • Перед выходом из квартиры обязательно посмотри в дверной глазок и прислушайся. Не выходи, если на площадке есть посторонние люди. • Всегда закрывай входную дверь на ключ, даже если выходишь на несколько минут. • Выучи и держи на видном месте номера телефонов ближайшего отделения милиции, участкового инспектора, соседей, а также тех, кто может прийти на помощь. • Если внезапно выключился свет, не выходи из квартиры и не открывай двери даже по требованию соседей или электриков. Не исключено, что свет отключен с целью выманить тебя из квартиры. • Если остаешься дома один, не следует рассказывать об этом, при посторонних договариваться о встрече у себя дома. Всегда согласовывай с родителями, кого ты хочешь позвать в гости и в какое время. • Если за дверью спрашивают про родителей, сообщи, что они скоро придут, но не сообщай точное время. Разговор по телефону
Самостоятельное общение по телефону – первый опыт знакомства со взрослым миром, в котором нужно уметь защитить себя от опасности. Здесь тоже есть свои правила поведения:
• Отвечая на телефонный звонок, скажи просто: «Алло», не называй имени и номера телефона. • На вопрос: «Какой это номер?» отвечай: «А какой вам нужен?» • Если тебе угрожают по телефону, запиши точное время звонка и все, что удалось узнать о звонившем: мужчина это или женщина, какой у него голос, о чем говорил. • Никогда не сообщай имена, адрес, даже если говорят, что звонят из больницы или милиции. • Не вступай в разговор с незнакомцами, ничего не сообщай о жизни семьи, лучше ограничиться парой вежливых фраз. Например: «Мама сейчас подойти не может. Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Она вам сама позвонит».
Уже в 3-4 года ребенок должен знать свои имя, фамилию, адрес, имена родителей, телефон, спрашивать разрешение у мамы принять от кого-либо конфету, знать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями.
|