Мои друзья автобусыГородская жизнь, 13 декабря 2022 10:10, источник: Читатель
В комментариях к опубликованной на сайте 29 ноября статье «Базу транспортного МУП в Озёрске выставили на аукцион за 155 миллионов» зашла речь об озёрских маршрутных автобусах 90-х. Мои воспоминания заинтересовали читателей, и они попросили рассказать всю эту историю. Прилагаю её к письму.
Удалось найти в Интернете по номерам 15 фотографий автобусов, о которых говорится в рассказе.
Мои друзья автобусы
Посвящаю этот рассказ сотрудникам МУП «УАТ» – героям эпохи городского общественного транспорта. Когда личные легковые автомобили были редкостью, а такси – роскошью, неутомимые работники помогали людям быстро достичь цели, путешествуя в тёплом укрытии от непогоды. Тем укрытием были автобусы – труженики, соратники, друзья. Да-да, не безликие «подвижные составы», а яркие индивидуальности. И в 90-е годы это приметил один пассажир. Девочка-школьница. Одинокий ребёнок с развитой наблюдательностью и богатым воображением. Сейчас, на закате эпохи, я – та повзрослевшая девочка – хочу поведать без вымысла и без прикрас увлекательную и чуть-чуть волшебную историю в память о любимых автобусах, с благодарностью всем, кто о них заботился.
Давай дружить!
В школе у меня не было друзей. А так хотелось делиться с кем-нибудь радостями, переживаниями и секретами! Особенно грустными казались долгие поездки на автобусе в школу и домой.
Всё изменилось в 11 лет. Помню, ехала на кондукторском месте (кондуктора в полупустом салоне не было). Тёплое мартовское солнце пригревало спину, я дремала на необычно высоком мягком сиденье. Вдруг в шуме двигателя и дребезжании стёкол почудился ласковый звук. Возникло ощущение, что автобус слегка вжимает меня в сиденье, словно обнимая. «Василёк!» – мысленно улыбнулась я. Так завязалось знакомство с первым четырёхколёсным другом – жёлтым ЛиАЗом с номером 14-14 ЧБП. Имя ему придумалось сразу благодаря созвучию с маршрутом 8 и шторкам с васильками в кабине водителя.
С того дня скучный путь превратился в увлекательное путешествие. Никогда не забуду блаженства: сидеть в правом ряду на ближайшем к кабине месте (когда его не нужно было никому уступать), льнуть к стеклу, нежно держаться левой рукой за низкий поручень, слушать двигатель и безмолвно делиться сокровенным.
Однажды решилась рассказать об удивительной дружбе родителям. Однако они сочли это за пустые детские выдумки. Непонятая, я осталась наедине со своей тайной – но уже была не одна.
Секрет номера
В городском автопарке в 90-е годы обитали автобусы ЛиАЗ-677М (оранжевые, жёлтые, красные и белые с жёлтой юбкой – широкой полосой внизу) и ЛАЗ-695Н (белые с синими, красными или зелёными полосками). Позже появились ТоАЗы-677Д (белые с голубой, жёлтой и тёмно-бирюзовой юбками).
Почти сразу я заметила по звуку двигателя и манере езды, что есть автобусы «мальчики» (бусы) и «девочки» (бусетты). Бусетты шумели мягче и двигались более плавно, чем бусы. Сначала давала имена по этим признакам, а потом нашла подсказку… в номерах. У «мальчиков» они оказывались чётными, у «девочек» – нечётными. В четырёхзначных номерах решающей была последняя цифра (если ноль, то предпоследняя). После замены номеров трёхзначными у новых знакомых вычислялась сумма всех цифр, например: 286 = 2 + 8 + 6 = 16 = 1 + 6 = 7, «девочка» (бусетту с номером А 286 СУ звали Идиллия). Кстати, такой способ подходит и для легковых автомобилей.
После длительного наблюдения я убедилась в том, что звук двигателя, манера езды и номер действительно взаимосвязаны непостижимым образом. Порой – ради интереса – в пути определяла «пол» незнакомых автобусов, а после выхода из салона смотрела на номер. Ни разу не ошиблась.
Внешний вид и поведение, конечно, были важнее, однако эта занятная связь явно существовала.
Проверка чувств
Почти через три года все маршрутные автобусы стали моими друзьями и получили имена. Ещё были заводские – незнакомые и посему безымянные. Но тоже уважаемые за их ответственную работу.
Друзей-автобусов я называла любимыми – но не сразу: проверяла чувства. Следовала трём правилам.
1. Чтобы сделать автобус любимым, нужно проехать на нём с удовольствием три раза.
2. Прежде чем объявить автобус любимым, необходимо придумать ему имя. Или – в крайнем случае – поставить условие выбора имени (например: «Именем будет первое слово, услышанное по телевизору»).
3. Если при любых обстоятельствах задремать или даже уснуть в автобусе (а значит, полностью ему довериться), то он становится любимым в тот же день.
Третье правило помогло автобусу с номером 16-96 (затем У 295 МН). Он навеял сладкий сон во время первой же поездки! За что получил имя Счастливчик.
Второе правило оригинальным образом подарило имя ТоАЗу с номером Т 093 КА (затем АВ 941). Не определившись после трёх поездок, решила избрать именем новой подруги то, о чём буду думать при следующей встрече. Однажды на уроке английского языка изучаем происхождение названий дней недели. Вдруг вижу: за окном проезжает безымянная знакомая. Рассуждаю: «Сегодня четверг – Thursday, ‘день грома’. Да! Назову её Грозой». Имя "Гроза" идеально подходило бусетте по внешнему виду и по манере езды. Это был единственный в городе белый автобус с тёмно-бирюзовой юбкой, точно туча в пасмурном небе. По бортам и стёклам кузова мчались вихрем разноцветные кленовые листья. Необычно тонкие металлические поручни пронзали салон, словно молнии. Ездила "Гроза" легко и ровно, не давая крена. На любой скорости в её движениях чувствовалась поразительная мощь.
"Гроза"
Тайны имён
Имена автобусам давались по самым разным признакам, иногда сразу по нескольким. Приведу интересные примеры.
1. По цвету кузова. Белые – Белячок (84-04), Белинда (059). Красные – Рябинка (215), Амарант (93-36). Бежево-жёлтая, «загорелая» – Южанка (Р 697 КУ). Разноцветный – Семицветик (02-72 ЧБН, В 962 ЕС).
Кузов Морской Звезды (ЛиАЗ 64-71 ЧБО, Х 540 КХ) при знакомстве с ней был песочно-жёлтого цвета. Кое-где краска облупилась, и снизу проглядывал лазурный слой – водяные оконца. Песок и вода создали в воображении морской образ.
Вода «плескалась» и в именах белых ТоАЗов. Их голубые юбки напоминали тельняшки или барашки на волнах, а жёлтые юбки – блики солнца на бортах. Дала имена под впечатлением путешествий – речного круиза на теплоходе и отдыха на море: Круиз (465), Агидель (731, АВ 978), Адлерия (К 453 КС).
С теми же событиями было связано имя белоснежного ЛиАЗа (84-45) с жёлтой юбкой. Её звали Юта (от слов «уютная» и «каюта»).
"Морская звезда"
"Агидель"
2. По номеру автобуса. Имя тёмно-красного ЛиАЗа (77-73, Н 214 КА) Сента было её сокращённым номером на английском языке: «семьдесят три» – «seventy-three» («севэнти-фри») – «сенти-фри» – «сенти» – «Сента».
3. По номеру маршрута. Василёк (ЛиАЗ 14-14 ЧБП) работал на маршруте 8, Семицветик (ЛиАЗ 02-72 ЧБН, В 962 ЕС) – на маршруте 7.
4. По необычной детали. Полупрозрачный солнцезащитный козырёк в кабине Ультрамарина (04-26 ЧБН, АН 868) был красивого ультрамаринового цвета. Имя Алакар (Х 681 ЕМ) в переводе с французского значило ‘подобный Карине’, ‘похожий на Карину’ (a la Karine), потому что фары автобуса тоже скрывались за тёмно-голубыми откидными стёклами – узнаваемым «аксессуаром» Карины (15-32, Н 213 КА).
"Ультрамарин"
5. По шторкам в кабине. Кабины Василька (ЛиАЗ 14-14 ЧБП) и Василины (ЛиАЗ 14-13, Х 711 КХ, АН 893) украшали шторки с васильками. В кабине Звёздочки (ЛиАЗ 84-35 ЧБМ, 268) сверкала чёрная занавеска с серебряными люрексовыми блёстками.
6. По особенностям салона. Все сиденья в салоне Мякиша (16-45) были невероятно мягкими. Песня Дождя (28-45, 091) получила имя после уютной поездки в дождливый день; в этом автобусе всегда было особенно приятно находиться в дождь.
7. По звуку. Стёкла Соловушки (ЛиАЗ 04-66) выводили уникальные мелодичные «трели».
8. По облику. Снежок (28-44) – маленький округлый белый ЛАЗ с синими полосками. Он казался мне ребёнком, ведь на его стекле к тому же сначала был учебный знак «У». Когда знак сняли, автобус стал междугородным. «Повзрослел!» – обрадовалась я.
Одуванчик (15-34, 248) – маленький округлый белый ЛАЗ с зелёными полосками. Сверху на лобовом стекле сияла широкая золотая полоса.
Имя Белёна (16-44, 776) было в славянском стиле и значило «белый лён». Этот белый ЛАЗ с красными полосками на кузове и цветастыми льняными шторками в салоне походил на девицу в красном сарафане, белой рубашке, с пёстрым платком на плечах.
9. По внешнему виду и манере езды. Директор (64-72 ЧБО) – степенный бордово-коричневый ЛиАЗ. Ни дать ни взять солидный начальник в строгом костюме!
Изабелла (02-71) – лимонный ЛиАЗ. Величавая красавица.
"Бенежина"
Бенежина (К 448 КС, АВ 981) – ТоАЗ, чьё имя значило «бежевая нежность», отражая цвет салона и аккуратные движения.
Душенька (28-87 ЧБН, К 693 МХ) – красный ЛиАЗ-677МБ с голубой юбкой. Она напоминала румяную барышню в нарядном платье. В салоне было мягко и уютно. Ездила Душенька плавно, убаюкивая.
Весна (04-68) – жёлтый «солнечный» ЛиАЗ с зелёными «глазами» (фарами в светло-зелёной обводке). Придумывая имя, ехала в этом автобусе ясным весенним днём. Стёкла приятно позванивали, как дождик или капель, а в открытый в крыше люк дул тёплый ветерок и склонялись тонкие ветви с нежно-зелёными листочками.
Солнечная Заинька (993) – жёлтый ЛиАЗ. В салоне всегда было очень тепло, а спереди даже жарковато. Зимой солнечный свет через жёлтую шторку казался по-летнему ярким. Сядешь, пригреешься, закроешь глаза – и сразу будто на июльской полянке. Хорошо…
"Орлица"
Орлица (16-11 ЧБП, М 948 КА, АН 813) – жёлтый ЛиАЗ. Шторка с бахромой трепетала на лобовом стекле, точно перья на ветру. На стекле кабины висела фотография скалы. Естественно, в мыслях возник образ гордой горной птицы. Двигался автобус стремительно; захватывающе было стоять лицом к кабине, сжимая рукой ребристый поручень. Я любила «летать» на Орлице, воображая себя амазонкой с копьём.
"Душенька" (на переднем плане), "Ноктюрн" (посередине), "Одуванчик"
10. По поведению. Ноктюрн (ЛиАЗ 14-12, Р 533 КУ, АН 976) – галантный (имя значит «ночная серенада»). Карина (ЛАЗ 15-32, Н 213 КА) – заботливая (от английского care). Елея (У 306 НН) – ласковая. Астрея (ЛиАЗ 02-73 ЧБН) встречалась мне редко, постоянно исчезала, поэтому получила имя, значившее «заблудившаяся» (от английского astray).
"Весенний сон"
11. По родственным связям. Я считала автобусы с последовательными номерами братьями и сёстрами. Имена некоторых из них были похожи по смыслу. Например, Василина (ЛиАЗ 14-13) звалась так главным образом в честь моего первого друга Василька (ЛиАЗ 14-14 ЧБП). А младшими братьями в самой большой «семье» 14-1… были Весенний Сон (ЛиАЗ 14-10) и Ноктюрн (ЛиАЗ 14-12). Но чаще имена «родственников» различались. Так, членов «семей» ЛиАЗов 02-7… и 64-7…, состоявших из трёх автобусов, звали Изабелла (02-71), Семицветик (02-72 ЧБН), Астрея (02-73 ЧБН) и Новелла (64-70 ЧБО), Морская Звезда (64-71 ЧБО), Директор (64-72 ЧБО).
"Новелла"
Любопытно, что в городском автопарке обитали близнецы – два абсолютно одинаковых снаружи и внутри белых ЛиАЗа с жёлтыми юбками. Милые автобусы, в чьих салонах было по-особенному светло. Я звала их просто: Братик (93-74) и Сестричка (93-73).
Маскарад
Автобусы несколько раз перекрашивали, менялись детали в кабинах. Но я описываю их внешность такой, какая больше всего нравилась и влияла на выбор имён. А вообще знала каждого четырёхколёсного друга в любом виде до мелочей: помнила расцветку шторок в кабине, цвет сидений, мельчайшие вмятинки, почти незаметные сколы краски…
Однажды судьба подвергла меня испытанию. ЛиАЗы одновременно перекрасили в одинаковый ярко-оранжевый цвет. Да ещё и заменили четырёхзначные номера трёхзначными! К счастью, мне удалось узнать всех любимцев. Всех, кроме Соловушки (04-66). Это был единственный в городе зелёный автобус с рыжей крышей… совершенно непримечательный внутри. Зато его стёкла не дребезжали, как у остальных (за исключением звенящих окон Весны (04-68)), а тонко «щебетали». Казалось, скромная сладкоголосая птичка прячется в густой зелени. И вот – когда многие друзья пока не «сбросили маски» – сажусь в автобус, оглядываюсь, но никак не могу его узнать. Все приметы перебрала – не подходят. Уже забеспокоилась… как вдруг полились мелодичные «трели». «Здравствуй, Соловушка!» – чуть не воскликнула я вслух. Выйдя на своей остановке, посмотрела вслед автобусу, уезжающему под горку. В центре его крыши сохранилась характерная рыжая полоса. Точно Соловушка.
В шутку и всерьёз
Хорошее знакомство с автобусами оказалось не только приятным, но и полезным. Например, Елань (77-71 ЧБН, Х 260 МА, АН 882) – первая из бусетт – стала любимой благодаря своей медлительности. Ползти на ней к зубному врачу было не так страшно. Имя этого клюквенно-красного ЛиАЗа с солнечно-жёлтой юбкой и шторками болотного цвета с зелёными кустиками значило «глубокое и топкое болото, похожее на лесную поляну». Остальные автобусы приезжали на конечную остановку минут за десять до обратного рейса, Елань же двигалась так медленно, что иногда даже задерживалась. Учитывая причуду подруги, я выбирала другой маршрут, когда торопилась.
"Елань"
Все автобусы были закреплены за определёнными маршрутами. Вот почему в плохую погоду я не выбегала навстречу из-под козырька остановки, уверенная, что с показавшимся автобусом нам не по пути.
Стоять в салоне стало гораздо удобнее. Выяснилось, что во время движения одни автобусы покачивались только взад-вперёд, другие – только из стороны в сторону. Первые резко разгонялись и тормозили, вторые давали сильный крен на поворотах. Зная, чего ожидать, вставала лицом к окну или к кабине соответственно. К слову, Василёк (14-14 ЧБП) «хромал», всегда кренясь, насколько помню, на правый борт.
А ещё мы с четырёхколёсными друзьями шутили. Однажды заявила одноклассницам на остановке около ДК «Маяк», что мои зоркие глаза способны разглядеть номер автобуса, который появился вдали, на Уральской улице. Естественно, девочки не поверили. Как же они удивились, когда сами увидели вблизи названный мной номер! Секрет так и остался нераскрытым, ведь для одноклассниц все автобусы были на одно лицо.
Дружеская поддержка
У автобусов я находила физическую и эмоциональную поддержку.
Однажды очень торопилась и с нетерпением ждала, когда Одуванчик (ЛАЗ 15-34, 248) тронется в путь с конечной остановки. Автобус зарычал, задрожал и… заглох. После нескольких безуспешных попыток завести двигатель водитель взял микрофон. А я, приникнув к стеклу кабины, мысленно жалела и уговаривала друга: «Одуванчик, миленький, понимаю: ты устал, тебе тяжело. Но потерпи, пожалуйста, помоги – мне нельзя опоздать!» По громкой связи зазвучало объявление: «Уважаемые пассажиры! Автобус сломался и не…» В этот момент двигатель завёлся. Изумлённый водитель осёкся на полуслове.
Мелисанта (84-05, 294) – нежный белый ТоАЗ с голубой юбкой и светло-бирюзовыми волнистыми шторками – помогла пережить сложный период. Тогда меня долго одолевали мрачные мысли, но расстраивать родителей не хотелось, а поделиться было больше не с кем. Как-то ехала по делам с тяжёлым сердцем. Вдруг в уголке, на первом сиденье в левом ряду, меня охватило непреодолимое желание мысленно выговориться. Всю дорогу думала и плакала. Тут солнце озарило салон мягким сиянием – и стало так легко, так спокойно…. С того дня постепенно пришла в себя.
Антиподы
Каждый автобус был яркой индивидуальностью, каждого я любила по-своему. Но особенно сильное ответное «чувство», по ощущениям, испытывали два друга: Карина и Ноктюрн.
Карина (15-32, Н 213 КА) – белый ЛАЗ с синими полосками. Её окна украшали лазурные шторки с белыми помпончиками. Фары скрывались за тёмно-голубыми откидными стёклами, за что я называла подругу «бусеттой в солнечных очках». После каждой поездки в тот же день обязательно случалось что-то хорошее. А после встречи по дороге ждала удача даже в самом сложном деле. Заботливая Карина приносила мне счастье.
"Ноктюрн"
Ноктюрн (14-12, Р 533 КУ, АН 976) – тёмно-жёлтый ЛиАЗ с «глазами» разных цветов: левой фарой в голубой обводке, правой фарой – в чёрной. В маршрутоуказателе были нарисованы белые крылья на синем фоне, а слово «маршрут» выведено красной краской с белым контуром. На заднем стекле виднелась узкая красная полоска. До того как стать любимым, Ноктюрн три дня подряд приезжал в нужное время по нужным маршрутам. Необъяснимо! Его отличало уютнейшее место в правом ряду у кабины – невероятно мягкое сиденье. Там при движении чувствовалось, будто автобус ласково меня обнимает, слегка прижимая к стеклу (в других автобусах такого ощущения не возникало).
Обитал в городском автопарке и алый ЛиАЗ (93-36) с белой юбкой и двойной белой полосой вокруг фар. Я тоже назвала его любимым, дала симпатичное имя. Однако позже заметила, что движения автобуса необычно резки и порывисты (он кидался во все четыре стороны), а после поездок всегда случаются ссоры и неприятности. Тогда начала по возможности избегать его, а если ехала, то неотрывно смотрела в окно. Однажды этот ЛиАЗ надолго исчез. Затем он снова появился – совсем другой. От белых полос осталась только обводка самих фар, на правом борту спереди темнела огромная металлическая заплата. Войдя в салон, я почувствовала, что автобус затих, присмирел. Ехал аккуратно и задумчиво. С тех пор он стал гораздо спокойнее и больше не притягивал ко мне неудачи. В знак примирения я дала ему другое имя – Амарант.
Любви автобусы покорны
За десять лет случилось много захватывающих историй, но самым удивительным, на мой взгляд, было то, что в автопарке появились три влюблённые пары: ЛиАЗы Ноктюрн (14-12, Р 533 КУ, АН 976) и Эдельвея (Н 578 СН), ЛиАЗы Семицветик (02-72 ЧБН, В 962 ЕС) и Василина (14-13, Х 711 КХ, АН 893), ТоАЗы Круиз (465) и Агидель (731, АВ 978). Я искренне радовалась за них – особенно за Ноктюрна, ведь его избранницей стала утончённая и нежная, словно эдельвейс, белая красавица с жёлтой юбкой и розовыми шторками, усеянными изящными сиреневыми цветами.
Как я обратила внимание на тёплые чувства автобусов? При встрече их двигатели издавали приятное воркование, а дальше просто шумели. Вскоре свершилось чудо: все три пары обменялись шторками в кабинах. Ладно, если бы два автобуса, но шесть – и взаимно!..
"Василина"
Бурный роман Семицветика и Василины заслуживает отдельного рассказа. Они определённо стоили друг друга. Семицветик – ярко-жёлтый чаровник с фарами в бирюзовой обводке. Его шторки усыпали синие цветы. Сзади на правом борту пестрело несколько мелких заплаток, все разных оттенков; там же немного облупилась краска, обнаруживая светло-голубой нижний слой. Василина – эффектная особа уникального бежевого цвета с лимонной юбкой и шторками с васильками. Ох, как ворковали эти двое при встрече! А встречались они постоянно: едешь на одном и уже ждёшь другого.
Так бы и длилось их счастье, но в один ужасный день автобусы перекрасили в ярко-оранжевый цвет. Я всегда считала Василину первой красавицей автопарка. Теперь же на кузове проявились многочисленные вмятинки и царапинки, словно она постарела. Звук двигателя выдавал глубокие переживания и смущение бусетты. Внезапно Семицветик снял в своей кабине её шторки. Значит, разлюбил. Эти ЛиАЗы стали редко встречаться на улицах – подобно остальным автобусам.
Прошло какое-то время. Ядовитая оранжевая краска выгорела и приобрела приятный абрикосовый оттенок. Василина, хранившая в кабине шторки Семицветика, приободрилась. На её маршруте 5 был участок, начинавшийся за перекрёстком Дзержинского – Монтажников, от остановки у дома 59. Напротив дома возвышался бетонный забор. Однажды солнечным днём бусетта миновала перекрёсток, и я обомлела. На плите забора горела огромная алая надпись: «Василина, я тебя люблю!» Поразительно: в доме, расположенном на развилке дорог Семицветика и Василины, жила девушка с этим редчайшим именем, и её окна выходили на забор, где оставил пылкое признание влюблённый кавалер. А может, совпадение не было случайным?..
Нет, шторки Семицветик обратно не повесил. Зато во всех автобусах на окнах появились красивые наклейки с афоризмами знаменитых людей. В салоне Василины меня ожидало очередное откровение. «Любимая женщина не стареет», – повторяла она слова Максима Горького.
Между прочим, цитаты чудом идеально подходили автобусам по смыслу. Например, Ноктюрн был солидарен с Фрэнсисом Бэконом: «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее».
Народный кондуктор
Лет в пятнадцать от роду возникло забавное явление: пассажиры стали принимать меня за кондуктора. Странно, ведь ни возрастом, ни одеждой я ничуточки на него не походила. Бывало, сажусь в автобус, а люди показывают проездные билеты, пытаются дать деньги. Однажды прошмыгнула, чтобы не смущать народ, и повернулась к окну. Через пару минут кто-то хлопает меня по плечу. Оглядываюсь, вижу недовольную женщину. «Почему вы не исполняете ваши обязанности? Посмотрите на мой проездной!» – восклицает она, протягивая документ к моему носу. Тут из другого конца салона доносится: «Так, передаём за проезд!» Пассажиры озадаченно взирают на настоящего кондуктора: лет на тридцать старше меня, в униформе. Женщина с проездным шепчет: «Я думала, вы – кондуктор». Её голос подхватывает эхо: «Я тоже. И я. И я…» Не знаю причины подобных курьёзов. Возможно, спокойствие и уверенность в компании друзей-автобусов отражались на моём лице, превращая в хозяйку положения.
Умение слушать
С раннего детства я восхищалась машинами и мечтала водить автомобиль. Правда, до автошколы ни разу не сидела за рулём. Зато много лет ездила на автобусах у кабины, наблюдая за действиями водителей. В итоге на третьем занятии уже выполнила все упражнения на автодроме и катилась по городу со скоростью 50 километров в час.
Инструктор недоумевал, как мне удаётся сразу завести двигатель на любой дороге. Однажды мы приехали к подножию высокого крутого холма и остановились. Инструктор признался: они с коллегами поспорили, что здесь машина точно не заведётся с первого раза. Как же! Легко завелась, взлетела на вершину. Инструктор умолял раскрыть секрет… но отказывался верить, что я слышу, как работает двигатель, и вовремя нажимаю на педаль.
Экзамен сдала с первой попытки.
Во сне и наяву
В радостях и заботах пролетели семнадцать лет со знакомства с Васильком – первым четырёхколёсным другом. У меня уже была машина, когда старенькие автобусы начали исчезать с городских улиц. Я грустила, но их возраст брал своё. В местной газете опубликовали статью об обновлении автопарка. На фотографии в центре свалки был изображён автобус с выбитой правой фарой, покосившийся на спущенных шинах. Мгновенно узнала гордого красавца Семицветика. Плакала навзрыд.
Через какое-то время некоторые автобусы опять появились, подлатанные и подкрашенные. Моей радости не было предела! Однажды еду мимо остановки около ДК «Маяк» и вдруг вижу: он, Ноктюрн! Быстро припарковала машину и вскочила в автобус. Проехала по всему маршруту на уютном мягком сиденье, а верный друг как всегда нежно меня «обнимал». Выходя, привычным движением потрепала его по поручню на ступенях. Подумала: «Хорошо, что ты вернулся! Ещё встретимся». К оставленной машине подвёз папа.
В ту же ночь приснился яркий сон, будто я вновь на этой остановке. День пасмурный, но тёплый. Подъезжает Ноктюрн. Вхожу и вижу, что в салоне никого нет. Прекрасно! Сажусь на лучшее место. Весело говорю: «Ну вот, мы с тобой ещё раз встретились». В следующий миг отчётливо слышу человеческий голос автобуса: низкий, слегка хрипловатый. А наяву я представляла его более высоким, мелодичным. Ноктюрн спокойно отвечает: «Да, покатайся со мной в последний раз». Недоумеваю: «Почему? Ты ведь только из ремонта. Теперь всё будет хорошо». Автобус вздыхает: «Какая же ты упрямая. Не спорь…» – и трогается в путь. Ощущаю знакомые ласковые объятия. Через несколько минут двери открываются. Спускаюсь по ступеням, касаясь тёплого поручня. Улыбаюсь: «До встречи!» Ноктюрн медлит, снова вздыхает и тихо уезжает вдаль.
Проснулась с мыслью: какой кошмар… и водителя в кабине не было! Но сердце наполняла светлая грусть. Наяву я Ноктюрна больше не встречала.
Как-то в газете напечатали статью к юбилею МУП «УАТ». В исторической справке сообщалось прежнее количество автобусов в городском автопарке. С учётом заводских их оказалось ровно столько, сколько я предполагала (точное число сейчас уже не помню, но у меня было 62 друга). Просияла от счастья. Здорово! Значит, действительно все они стали любимыми и уважаемыми мною, ни одного не пропустила.
"Буревестник"
"Вита"
"Улитка"
Семейный альбом
Так заканчивается история пассажира, который ждал автобусы с радостью и ездил с удовольствием. Того, кто очень любил четырёхколёсных друзей и никогда их не забудет.
Перечислю по порядку своих любимцев (в том числе не упомянутых в рассказе), чтобы они тоже остались в истории Озёрска. Ведь эти неутомимые помощники старались изо всех сил.
Бусы («мальчики»): Марципанчик (02-04), Семицветик (02-72 ЧБН, В 962 ЕС), Ультрамарин (04-26 ЧБН, АН 868), Соловушка (04-66), Буревестник (13-66 ЧБП, АН 890), Весенний Сон (14-10, АН 852), Ноктюрн (14-12, Р 533 КУ, АН 976), Василёк (14-14 ЧБП), Одуванчик (15-34, 248), Поющий Ветер (15-62 ЧБО), Мякиш (16-45), Счастливчик (16-96, У 295 МН), Снежок (28-44), Директор (64-72 ЧБО), Белячок (84-04), Амарант (93-36), Братик (93-74), Фаэтон (092), Круиз (465), Алакар (Х 681 ЕМ).
Бусетты («девочки»): Виола (02-05 ЧБФ), Изабелла (02-71), Астрея (02-73 ЧБН), Весна (04-68), Василина (14-13, Х 711 КХ, АН 893), Карина (15-32, Н 213 КА), Вита (15-83 ЧБЕ, АН 812), Орлица (16-11 ЧБП, М 948 КА, АН 813), Белёна (16-44, 776), Лакомка (16-95 ЧБН, 768), Кошечка (16-97), Такси (17-55 ЧБМ, АВ 918), Песня Дождя (28-45, 091), Душенька (28-87 ЧБН, К 693 МХ), Новелла (64-70 ЧБО, 142, АВ 932), Морская Звезда (64-71 ЧБО, Х 540 КХ), Елань (77-71 ЧБН, Х 260 МА, АН 882), Сента (77-73, Н 214 КА), Мелисанта (84-05, 294), Звёздочка (84-35 ЧБМ, 268), Юта (84-45), Улитка (86-51 ЧБП, АН 864), Подарёнка (92-84 ЧБР), Сестричка (93-73), Белинда (059), Милена (У 068 НН), Гроза (Т 093 КА, АВ 941), Тайкедерия (143), Рябинка (215), Идиллия (А 286 СУ), Мариэль (287), Елея (У 306 НН), Бенежина (К 448 КС, АВ 981), Адлерия (К 453 КС), Эдельвея (Н 578 СН), Южанка (Р 697 КУ), Агидель (731, АВ 978), Осенняя Меланхолия (733), Летняя Мелодия (А 853 КК), Барби (905), Марена (961), Солнечная Заинька (993).
Уважаемые сотрудники МУП «УАТ»! Огромное спасибо за ваш труд и заботу о подопечных!
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость26 августа 2025 - ночь
12oC, Ветер Северо-западный 0 м/с, Ясно Без осадков
подробнее• | Бухгалтер по квартплате |
• | Продавец-кассир |
• | Слесарь-сборщик |
• | Рассмотрю варианты |
• | Охрана |
• | Рассмотрю варианты |