Александр Филиппенко в Озерске: «Голову береги, мой друг!»Общество, 3 сентября 2014 11:01, Александр Волынцев
Он — русский актёр театра, кино, эстрады. Народный артист России (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Родился в 1944 г. в Москве. О своём детстве говорит: «Я, малинковско-хрущёвский пионер, прошёл все этапы: отличник, председатель совета дружины, Дворец пионеров обязательно, кружок кораблестроительный, спортивный (я играл в баскетбол) и, конечно, драмкружок. И заметьте: все шестидесятники, все, кто добился чего-то, кому сейчас 60 и 70 — все прошли кружок в своём родном Дворце пионеров». В 1967 году окончил Московский физико-технический институт, в 1974 — заочное отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина. С1967 по 1969 работал инженером, в 1964-1969 был актёром и режиссёром эстрадной студии МГУ, которая, кстати, тоже называлась «Наш Дом», с 1969 по 1975 — актёром Театра драмы и комедии на Таганке, в 1975-1994 — актёром Театра им. Евг. Вахтангова. Снимается много. Ставшие событием кинороли театральны, даже эстрадны: Смерть в ленте «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и Кащей Бессмертный в сказке «Там, на неведомых дорожках...». Тут главенствуют маска, полное перевоплощение, пластика близка к пантомиме. Это — актёр условного материала, у него замечательное чувство юмора и ощущение стиля всей вещи, незаменимые для игры в детских фильмах-сказках. То же органичное чувство стиля он продемонстрировал в картинах, тонко разработанных психологически (в лентах «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «О возвращении забыть»), где «общественный психоанализ», воссоздание эпохи, а порой и стилистика режиссуры делают актёра трагической марионеткой. Выступления на эстраде дали актёру возможность самому подбирать репертуар («Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, разыгранные как маленькие драмы рассказы М.Зощенко, фельетоны М.Кольцова и др.). В последнее время он занят в основном театральными работами. В 1995 году организовал собственный театр, в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда и мы были молодые» (ещё один вариант пьесы Славкина «Взрослая дочь молодого человека»), «За вашу и нашу свободу» (по В.Гавелу) и моноспектакль «Мёртвые души» (по заключительным главам гоголевской поэмы). Вы уже, конечно, догадались, о ком идёт речь? Совершенно верно! Это народный артист России Александр Георгиевич ФИЛИППЕНКО. У Актера – юбилей. Самое время вспомнить разговор с ним здесь, в нашем городе, когда он выступал с единственным концертом в Озёрске в театре «Наш дом». В двухчасовом спектакле звучала проза Михаила Жванецкого, Василия Аксёнова, Сергея Довлатова, стихи Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко и песни Владимира Высоцкого. И как всегда, с одной стороны спектакль был жизнеутверждающим, а с другой стороны, не лишенным ярко выраженной ностальгии...
– Я готовился к этой встрече, поверьте... Правда, в таком виде, с этими авторами, с этими дополнениями — это у нас премьера. Было много стихов, было много джаза. Это было вообще в первый раз. Но всякий раз интересно что-то проверить на такой умной, интеллигентной, требовательной и в то же время благорасположенной публике. Вот, что важно было. – На ваш взгляд, русский театр сегодня существует или мы в начале третьего тысячелетия постепенно приходим к всемирной унификации, когда стираются грани между понятиями культур? – Так оно и есть. Я согласен. Просто mы находимся в переходном периоде. И тот русский театр Эфроса, Любимова, Товстоногова и Ефремова остался (как и я — представитель этого театра) в пантеоне XX века. Об этом я бы и хотел сказать с эстрады. Это всё ушло. Теперь новый, другой театр. Театр из идеологического инструмента перешёл в сферу обслуживания, он отвлекать, развлекать, переключать людей должен. На 200 человек, как в этом маленьком зале, можно играть другие какие-то произведения, может быть... Вот и всё... Другое дело — успею ли я в тот театр? И, как я читал Кушнера: «С парохода сойти современности Хорошо самому. До того, как по глупости или из ревности Тебя мальчики сбросят с него». Но, каждый выбирает для себя... Вот сейчас — вот эта программа. Есть и Гоголь, и Солженицына читаю. И может быть, к вам еще привезу «Один день Ивана Денисовича». И детская программа Юрия Коваля «Недопёсок». Опыты литературного театра Александра Филиппенко продолжаются. Сложно, трудно, поскольку есть ещё и предложения в больших городах от таких элитных клубов, которым тоже надоела синтетическая музыка, «кислота» эта, и вот они раз в неделю, раз в месяц хотят какое-то слово хорошее услышать. Надо это понимать. Готовить специальные программы. Тоже современный театр и в этом. – То есть вот то кризисное состояние, которое начиналось в 90-е годы, когда все кинулись торговать сникерсами и колготками, на ваш взгляд проходит? – Проходит. Но много уронов разных есть в актёрской школе. И одна из таких причин — это многочисленные сериалы. Но ведь это специальная актёрская манера игры, и нужно умение работать в этих сериалах. Она не требует больших затрат. Это такое — «я в предлагаемых», в основном, никакого образа создавать там не надо серьёзного. Но это всё пройдёт и потом к правде человеческого духа, по Станиславскому, мы вернёмся. Обязательно.
– Мы привыкли видеть вас в образе таких несколько демонических личностей... – Как я называю: Филиппенко это яркий представитель «тёмных» сил. Но «тёмные» беру в кавычки. Последние работы и Азазелло, и Асирис Нуна... Это Его Величество Случай в кино играет огромную роль, много предложений. Я отказываюсь. Часто. И выбираю. И поэтому я занимаюсь эстрадой, вот тем, что видели вы сегодня. Это возможность показать Филиппенко с другой стороны. – Как раз хотелось спросить: те маски, те образы, то что вы делали в «Вепре» или в «Мастере и Маргарите», какой-то в душе отпечаток оставляют? – Знаете, по нашей Вахтанговской школе, в актёре живёт два человека: актёр-образ и актёр-гражданин. И актёр-гражданин, конечно, контролирует все поступки актёра-образа. Иначе Отелло задушил бы Дездемону. Этому учат, ремеслу, чтобы не заигрываться. Это вот актёры любительского театра — иногда у них происходят смещения разные. И приходит третий — «черный человек» внутри, и начинает вести разговоры: «Как ты на сцену вышел? Такой бездарный, ужасно всё...». Вот важно выгнать этого «чёрного человека» и заниматься делом.
– В принципе сегодня в вашем спектакле было много сказано о тех годах, которые принято называть тоталитарными, тем не менее тогда существовала некая идея. Потом, спустя время, Борис Николаевич Ельцин сказал: «Ищите новую национальную идею». Все бросились искать, но пока что-то результатов не видно. На ваш взгляд, существует сегодня какая-то национальная идея или это определенный миф? – Нет, этим занимаются все и думают, и ищут, правильно, болеют... И это надо всё время быть нацеленным на это дело, надо очень захотеть, как у Жванецкого: «Если не очень хочешь — не очень получается». И уверен, что будет она найдена, в муках родится и что-то произойдёт. Это важно. Для этого есть умные люди, которых, к сожалению, вот я читал, опять же из Евтушенко: «Что сволочей хватает — не беда, Нет гениев, вот это жалко». И у Самойлова есть: «Вот и всё, смежили очи гении, И теперь, когда разверзлись небеса, Словно в опустевшем помещении, Стали слышны наши голоса...» Нету их и всё разрешено... Критерии оценки — смещены все. Где точки отсчёта? В какой системе координат мы будем считать? Это важно: кто это будет задавать? У меня много вопросов к разным людям... Понимаете, как-то физтех меня научил распознавать идеи сразу, через двадцать секунд: живородящая это идея или поролон. Сейчас оч-чень много расплодилось поролоновых говорунов. Безответственных. А так, в общем, не работает система во многом....Уже нет авторитетов. Вот... «Нет гениев, вот это очень тяжко...». И всё разрешено... Не только молодёжь, но и вот эти все старшие.. Ничему научить нас не могут, как я из Жванецкого читал: «Не воспитать не могут, передать нечего. Кроме торговых связей, приписок, подлогов и краткого содержания частного определения...». Это — всё, что они могут. Так что пока — нет. Ищем. Будем ждать. Это есть всё. Процесс идёт, вы знаете... Уверен. И вот эти умники и умницы, молодые ребятки. И вот приходят ко мне на концерт, пусть из ста человек пять, три, десять задумаются... Мне больше не надо. И уже что-то в них западёт, будут книжки читать, думать о чём-то. Вот к этому побуждает моя программа. Ещё, может быть, не всё выстроено. Но по мысли... Я бы хотел, чтобы они учились критически мыслить, анализировать ситуацию, а не доверять на слово. Потому что сейчас слова потеряли своё значение. Ритм имеет: бум-бум-бум... Задаётся ритм и всё. Ну? Это для массы, но мы же не все... – И традиционный «контрольный» вопрос: ваша любимая роль? – Да все роли любимые! Ну что вы! Мне не стыдно ни за одну из ролей. Больше семидесяти ролей в кино, и маленькие роли, и большие и всё замечательно. И в театре... Нет. Судьба счастливая. Я доволен. Благо, что есть возможность выбора. Вот, что сейчас трудно молодёжи. Выбор важен. И как у Левитанского, опять цитата: «И дивная свобода в том выборе, Где голову сложить...» Вот это важно. Я пожелал бы всем:
Береги свою голову, друг мой! Голову береги, мой друг! Голова, как известно, круглая, голова, как известно, крутится, Ты и сам не заметишь, как её потеряешь вдруг. Теряли голову многие. Теряют даже такие, Которым по их положению очень нужна голова. Она же у них закружилась, она, как шар, покатилась И вот её потеряли или вот-вот потеряют И только те, с нем случилась подобная неприятность, Как это ни странно, случившегося не видят. Не замечают. И, о ужас! Они по жизни без головы шагают. И только потому, что у них денег немножко больше, Удачи немножко больше и таланту немножко больше За душой обнаружилось вдруг... И потому — мой совет: Береги свою голову, друг мой! Голову береги, мой друг!
Что ж, действительно, будем ждать новых встреч с незаурядным Актером. С нетерпением... Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Продавец-консультант |
• | продавец-кассир |
• | Повар |
• | Экономист |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |