Озерчанин про сбычу мечт, горную болезнь, город-призрак и ненавязчивый сервисСпорт и отдых, 30 января 2025 09:45, Редакция
Горы меня всегда впечатляли и привлекали, ну вот кто из вас хоть раз не мечтал подняться на Эверест или Эльбрус? Одно время я прям заболел этой темой, искал и изучал видосы в интернете. Фильм Валдиса Пельша «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» смотрел как боевик на одном дыхании, так мне «зашло» это документальное кино. Себя представлял, как бы я там шёл, перебарывая «горняшку» и прочие альпинистские прелести. Но всё-таки я реалист, и понимал, что Эверест – это очень сложно, просто нереально сложно и трудно, и очень дорого.
Хорошо, опустил планку и задумался об Эльбрусе. Он пониже, но также в топе у покорителей горных вершин. Из Озёрска народ уже практически широкую тропу протоптал туда. Вот я и смотрел коммерческие туры, по цене вполне доступно, так-то, но к числу фанатиков всё же я не отношусь, поэтому мне хватило критичности и честности, чтобы сказать себе: «Баста, возраст есть возраст, и на саму вершину Эльбруса тебе не подняться никогда!»
Ну и ладно, зато я тут же нашёл альтернативу – подъехать к подножью самой высокой горы России и уже в шаговой доступности посмотреть, какой он, Эльбрус вблизи, тем более сейчас полно экскурсий для туристов, так почему не воспользоваться этой возможностью?
В прошлую свою поездку на Кавказ я съездил на Домбай. Знакомые уговорили, что там более красиво, чем на Эльбрусе. Я согласился и отложил вожделенный Эльбрус до следующего раза.
Когда мы приехали этой осенью в Кисловодск, то я уже нацелился по серьёзному, что теперь-то мне точно надо съездить на Эльбрус, посмотреть, как там всё, нормально, не нормально, стоит, не стоит мой Эльбрус.
Экскурсия «Азау – Эльбрус – Чегет» была как раз то, что мне надо. Возят туристов по этому маршруту каждый день, кроме понедельника. Утром рано выезжаешь, вечером возвращаешься. Стоимость трансфера с группой на автобусе - 3000 рублей. Отдельно сдавали по 2300 рублей с человека за подъёмники на канатной дороге (1800 – Эльбрус и 500 – Чегет).
Отправление было в 5 часов утра, пока забрали народ из других санаториев, то да сё…
Добирались почти три часа, конечно, вокруг красивые виды. Проехали мимо Тырныауза, самого высокогорного города нашей страны. Он находится на высоте 1300 метров. Так-то жутковатое место.
Раньше здесь кипела жизнь, пока работал горно-обогатительный комбинат, потом производство пришло в упадок. Ко всем несчастьям Тырныауз накрыл селевой поток с гор летом 2000-го, жители почти все разъехались. Остались единицы, дома пустые стояли, в общем, разруха и запустение. Сейчас городок оживает, населения заметно прибавилось, квартиры ремонтируют, евроокна вставляют, магазины работают. В принципе, это же туристическая зона, может, и производство снова запустят, кто его знает...
Проехали посёлок Эльбрус, а в 8.40 были в посёлке Азау, который расположен на высоте 2340. Там у нас собрали деньги за канатку, раздали проездные в форме пластиковой карты, только бумажные. С этой карточкой подходишь к турникету, прикладываешь, и вперёд. Действует на одну поездку – подъём и спуск.
Кстати, при оплате учитываются льготы, и за канатку на Эльбрусе мне даже платить не пришлось. Мелочь, а приятно!
Немного отвлекусь на льготы. Значит, по канатной дороге на Эльбрус я поднимался бесплатно, а на Чегете деньги за подъем с меня взяли. И курортный сбор, который 100 рублей, где-то брали, где-то нет, потому что у меня льготы. Даже странно, вроде одна страна и один край, а порядки везде разные.
Наш автобус был не полным, я сидел один, как и еще несколько человек. Счастливый, с сухпайком, который мне выдали в санатории за пропущенный завтрак и обед. В предвкушении волнующего приключения, глазел по сторонам. А так народу на Эльбрусе много, и организованные групповые туры с гидами, и на машинах люди приезжают сами по себе.
В Азау наш экскурсовод показала, где находится подъёмник, объявила время сбора (13 часов), и я пошёл.
Если схематично, то на Эльбрусе подъём по канатной дороге состоит из трёх этапов. Сначала поднимаешься на станцию «Кругозор» – 3000 м, потом на станцию «Мир» – 3500 м. Самой высокой точкой моего путешествия была станция «Гара-Баши» – 3847 м. Именно оттуда идут ратраки с альпинистами, ну, или альпинисты сами топают на вершину, что зависит от их сил и желания.
Но на момент моей экскурсии сезон восхождений закончился, зато начинался горнолыжный сезон. Трассу готовили и обустраивали для покатушек, а просто туристы, как я, гуляли и любовались величественными горными пейзажами.
Что меня приятно удивило, вагончики на первом этапе были все новенькие, как с завода, пахли пластиком, кожей. Стёкла чистые, прозрачные. Обрадовался, думаю, как же здорово, как всё замечательно! Еще мне повезло, я оказался один в шестиместной кабинке.
Посадочные площадки
По плану, я собирался долго не задерживаться на каждой станции, наоборот, сначала быстрее подняться до «Гара-Баши», а уже потом на спуске спокойно обследовать местность. Ну и вот, на «Кругозоре» происходит пересадка, и на этом сказка заканчивается вместе с новыми вагончиками. Теперь приходится ехать в старенькой убитой кабинке с мутными, покоцанными стёклами. Двери толком не закрываются, всё трещит, скрипит, кажется, что сейчас эта кабинка развалится прямо в воздухе.
Оказывается, когда была открыта самая верхняя, третья часть канатной дороги, были закуплены новые кабины, которые теперь возят туристов на первом этапе. Старые, видавшие виды кабины наоборот подняли наверх. Логика была простой - не все люди поднимаются до самого верха, зато всем приятно ехать в новой кабине.
Пока поднимался, прислушивался к своему самочувствию, говорят же, что может начаться «горняшка», но пока всё было нормально. Сознание не терял, не чудил, песни не пел, голова не кружилась.
На «Гара-Баши» посмотрел вершину Эльбруса, видно ее отлично, вернее, у этой горы две вершины – Восточная и Западная. В сторонке стоят ратраки.
На фото ратраки находятся в правом нижнем углу.
Туристы гуляют.
Хорошо видно и альпинистскую деревню с бочками. Так как это не сезон, все бочки необитаемые, засыпанные снегом. Видно, что лагерь пустой, необжитый.
Пофотографировал, что хотел. Про ратраки. Ратрак ради одного человека не пойдет. Если только соберётся человек 8-10, а так поднимают желающих на снегоходе. Вместимость – два пассажира плюс сам водила. Это стоит в районе 5 тысяч. И поднимают они на высоту 5100, где находится «Седловина Эльбруса».
Раньше смотрел ролик, как мужики поднимались на этом снегоходе. Они-то думали, что самое неприятное – это подъем, а оказалось, наоборот, спуск. Потому что сидение скользкое, и получается, что скатываешься и ногами упираешься прямо в мужика-шофера.
Честно говоря, у меня и не было желания подниматься на седловину. Зачем? Эльбрус увидел, увидел, откуда стартуют альпинисты, мне и этого хватило. Температура воздуха на «Гара-Баши» была – 10 градусов по Цельсию. В принципе терпимо. Еще постоял, поснимал горы, пожалел, что облачности нет. С облаками было бы гораздо симпатичнее.
И вот когда я стал обратно спускаться, сел в кабинку, то почувствовал какое-то необычное состояние в своём организме. Какая-то муть. Это прошло быстро, потому что я шёл на спуск, а вот если бы остался наверху, то может, так быстро бы не отпустило. И про курение. В прошлый раз рассказ о курилке в санатории вызвал бурные отклики, поэтому сейчас говорю – пока я был на Эльбрусе, курить совсем не хотелось!
На «Мире» работают две ветки канатной дороги. Слева ветка, по которой туристов возят. На красных вагончиках, похожих на трамвайчики, поднимаются горнолыжники и альпинисты. Вмещается туда до 20 человек.
Очень впечатлили меня пушки, которыми снег на склоны нагнетают, чтоб проплешин не было. Здоровые, похожи на турбины от самолёта.
В общем, когда я спустился вниз, пофотографировал еще саму деревушку, рынок.
Забавный «Москвичонок» попался.
Наша группа собралась у автобуса. Дали время перекусить. Водитель категорически запретил сидеть в салоне с едой. Народ стоял со своими пакетиками и жевал прямо на улице. Этот момент мне совсем не понравился. Ну хоть бы поставили столики, почему всё так не продумано? Мы же не единственные, кто сюда приезжает.
Например, в Турции есть специально оборудованные места для туристов. Столики под навесами, сиди и ешь культурно, можно заказать еду в кафе. У нас же не то, что столов, урн нет. Мало того, что на весу со своими пакетиками-коробочками палькаешься, так потом ищешь, куда мусор выкинуть. И мы удивляемся, почему вокруг всё загажено. Создайте условия для людей, и будет порядок. Так что я с голоду не умирал, решил перетерпеть и нормально поесть, когда вернусь в санаторий.
Дальше мы поехали на Чегет, высота этой горы по меркам Эльбруса небольшая, всего 3000 метров. От стоянки автобусов до канатной дороги надо немного пойти пешком.
Здесь уже две очереди подъемников. Снизу едут на двухместных креселках, потом пересаживаешься на одноместное сидение.
Подъёмники старенькие, советские, видавшие виды. Садишься на него, он весь скрипит, кряхтит. Первые метров 200-300 двигаешься по просеке, вырубленной в лесу.
У самого основания горы замер фотограф в засаде. Снимает всех, кто поднимается. Я ему помахал рукой, но потом свою фотографию почему-то не нашел. Зато у меня есть его фотография. Уставший паренёк сидит на стуле, из оборудования – кольцевая вспышка, странно, зачем она ему, бьёт метра на три, а до подъёмника - все 10-15 метров.
И вот так двигаешься на креселках по просеке, потом резко поднимаешься вверх, в определённый момент лес заканчивается, и открывается обалденный вид! Раньше, наверное, эффект неожиданности был еще круче, когда канатка проходила над деревьями.
Едешь, ноги в воздухе болтаются, а сбоку знаменитый ледник Семёрка, видите на склоне огромную цифру «семь»?
Наверху находятся кафешка и Памятник погибшим альпинистам. Всё посмотрел, понаблюдал, где люди фотографируются, обошёл эти площадки, поснимал. Вот тоже, к вопросу о комфорте и сервисе. Что на Эльбрусе, что здесь, на смотровых площадках нет скамеечек. Да, с фотозонами проблем нет, но хочется-то и когда-то присесть, чтобы немного отдохнуть.
С Чегета хорошо видны эпические «сиськи» Эльбруса (уж извините, но так говорят в народе)...
Еще вид на ледник Семёрка. Ниже, видите, люди выстроились, это очередь в туалет, кабинка стоит на отшибе. Это не единственный туалет, но почему-то все идут сюда.
Памятник погибшим альпинистам. На скале прикреплены мемориальные таблички с фамилиями альпинистов и датами жизни. «Влюблённый в Чегет», прочитал на одной.
Уже на спуске рядом сел мужик из Башкирии. Ему дочки купили тур, ему же самому «горы на фиг не нужны», как он сказал. «Я вообще не экстримальщик», - и тут же меня спрашивает: «А мы не сорвёмся, не упадём?»
Я ему: «Вы как-то поздновато об этом задумались, сидите уже, поздно метаться». А он мне: «А я вам не мешаю, если надо, то подвинусь». В общем, ехал и всю дорогу мне сказки рассказывал…
После Чегета мы поехали на Поляну Нарзанов. Как раз выпал снег, что редкость для этих мест, конечно, очень красиво, даже волшебно, я бы сказал.
Речка Баксан, тоже как в сказке.
На Поляне Нарзанов бьёт много природных источников с водичкой. Экскурсовод повела нас через речку к источнику, где она обычно набирает воду. Мне же показалось, что ей хотелось нас провести мимо рынка.
Минералка прямо ржавая идёт, сколько в ней железа. Есть горячие источники. Мужичок как раз рукой пробует, какая вода. Горячая, градусов 60.
На рынке сплошной Китай. Шапочки продаются с лейблой «Эльбрус», покупать не стал.
Это уже фирменная фишка Кавказских Минвод – фото с живым орлом. 200 рублей, если снимаешь своей техникой, за 300 рублей тебя снимет фотограф.
Это холодный источник, вокруг тоже сплошная ржавчина, но зато вода очень полезная. Единственно, что с собой про запас много ее не надо брать, она довольно быстро портится, теряет все свои полезные свойства и вкус.
Теперь подведём итоги. Доволен ли я? И да, и нет. Вообще-то, ждал чего-то, ну прям-прям-прям, величественного. Но меня не торкнуло. Например, меня до глубины души потряс Храм Аполлона в Сиде, действительно, это такое строение, ему черт знает сколько лет, оно старинное, и до сих пор стоит. Наверное, меня больше впечатляют развалины? Ну да, горы, это красиво, но они как-то далеко. Может, не хватило красочности, мне даже Поляна Нарзанов больше понравилась. Она красивее по своей картинке, вкуснее, чем вид самого Эльбруса.
Тот же Домбай более красочный, более компактный, уютный. Да, Эльбрус большой, мощный, что не может не вызвать восторг, но Домбай понравился больше. И если не совершать восхождения, то лучше ехать смотреть именно на Домбай.
Вид на Эльбрус с самолёта. Это не моя фотография, в интернете попалась, парень какой-то снимал.
Получается, свою жажду по Эльбрусу (но не по горам) в это время года я утолил и тему закрыл. Может быть, летом будет интересно туда съездить, подняться, чтобы сравнить. По большому же счёту, ничего в душе у меня не ёкнуло. Эльбрус не стал таким желанным, не влюбился я в него, даже, наоборот, был немного разочарован. С одной стороны, понимаю, что моё время ушло, и мне никогда не подняться на вершину, с другой стороны, уже и не хочется идти на эту вершину.
Теперь я буду мечтать о других вершинах и стремиться к чему-то новому.
Озерчанин, а сзади меня самая высокая российская гора, двуглавый Эльбрус.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость5 февраля 2025 - вечер
-10oC, Ветер Северо-восточный 0 м/с, Малооблачно Без осадков
подробнее• | Повар-сушист |
• | Помощник повара |
• | хоз. работник |
• | документовед,делопроизводитель,архивариус |
• | специалист ОТ |
• | обработка фото, реклама |