Невероятное путешествие из Озёрска в Турцию и обратно на своём автомобилеСпорт и отдых, 12 октября 2022 09:00, Редакция
От редакции: На прошлой неделе мы опубликовали рассказ озерчанина о событиях на русско-грузинской границе, когда он возвращался из отпуска через Верхний Ларс (ссылка). Как оказалось, наш земляк ездил в Турцию…
Захотели с женой провести отпуск в Турции. А что? Отдыхать-то надо, как ни крути. Вообще, всегда отдыхаем за границей. В России наотдыхались в своё время, хватит, теперь выбираем комфорт и качественный сервис. Обычно летали самолётами из аэропорта Кольцово, туда, обратно. В этот раз стали смотреть авиабилеты, получалось дороговато. Прикинули, с гостиницей выходит около 150 тысяч рублей плюс карманные расходы, питание, набирается уже все 200 тысяч. Для нашего бюджета это накладно.
Тут у нас и родилась идея поехать на автомобиле. По предварительным подсчётам выходило гораздо дешевле, чем лететь самолётом. Кстати, раньше, когда наши дети еще были маленькие, мы ездили на юг на машине, так что опыт имелся, ну и тут решили тряхнуть стариной. Многие, узнавая о наших планах, крутили пальцем у виска, типа, совсем головой не думаете, в мире неспокойно, вы же покатили в такую даль искать приключений на свою пятую точку.
Рассудили так, кто не рискует, тот не пьет шампанское, а раз мы на машине, то сможем в любой момент развернуться и поехать обратно домой.
Капитально подготовили к поездке машину. Загнали авто на диагностику, лампочки поменяли, масло долили, тормоза проверили, колёса накачали.
Теперь что касается денег. Наличкой взяли 20 тысяч рублей. Остальное было на картах. У нас с супругой – СберКарты «Мир», вот мы их и взяли. Планировали, что по максимуму будем всё оплачивать безналом. Евро купить в Озёрске мы не смогли. Зато свою заначку - 100 евро одной бумажкой - дала доброй души бабуля, моя тёща, и то, потому что купюра была рваная, и здесь в банках её не принимали.
Решили ехать в четыре руки, рулить по очереди, а ночью останавливаться на ночлег в отелях. Надеялись, что до Турции доберемся дня за три-четыре.
С Озёрска выехали рано утром, поехали через перевал Уреньга. Златоуст, Сим, потом Уфа, дальше Самара, Волгоград, и так до российско-грузинской границы. Договорились с женой следующим образом – до Верхнего Ларса доедем, а там будет видно. Или в Грузии останемся, или всё-таки осилим Турцию.
Перед нами раскинулся Сим, сплошной частный сектор.
Так мы и ехали, максимум до одиннадцати вечера, потом вставали на стоянку, спали по четыре-пять часов, а с рассветом отправлялись дальше.
С собой взяли термос с чаем, вкусняшки всякие, на день ходу. Много еды с собой не брали специально, чтобы не испортилась.
У нас был навигатор Maps.me (Мапс Ми), накачал туда карт. Как потом оказалось, карты все старые, но это я понял уже в Грузии, в Батуми.
Также мы решили, что не будем заранее бронировать гостиницы, чтобы не быть привязанными к определённому времени и месту. И за всё путешествие проблем со свободными номерами не было. Средняя стоимость номера с удобствами по России – 2000-2100 рублей. Иногда получалось даже дешевле переночевать.
Думали, что Россию проедем быстро, но нет, пошёл дождь. Доехали до Самары, а дождь всё идет. И так видимость отвратительная, да ещё дорогу ремонтируют, все тридцать три удовольствия в кучу! Мы в одну гостиницу, нам там – а вы бронировали? Сразу переехали через дорогу, смотрим, другой отель, спросили свободный номер, да, без проблем, 2000 за ночь.
В Камышине заехали в магазин, купили колбасу, печеньки, так, по мелочи.
Камышин. Здесь у жены родственники живут, на обратном пути мы у них переночевали.
Впервые увидел, как арбузы растут на бахче. Колоссальное зрелище - огромное поле, краёв не видно, и арбузы лежат, бока греют! Жена сразу предупредила – аккуратнее тут ходи, сторожа стреляют солью без предупреждения.
В полях везде трактора работают, пашут, сеют.
Арбузы и дыни продаются прямо на дороге, стоят 5 рублей за килограмм, что арбуз, что дыня.
Маршрут я прокладывал на день вперед, так удобнее, и навигатор меньше врет. После Самары проложил маршрут до Волгограда, и он нас привел в самый центр Волгограда. Давай выбираться обратно. Поставили маршрут на Элисту.
Сам Волгоград тянется на 70 километров в длину. Это вам не по трассе ехать, а по улицам, где светофоры, пробки, долго и муторно получается.
Вечерний Волгоград
Стали искать отель для ночлега. В один заехали, а там натуральный гадюшник. Вонища, рожи ходят подозрительные, то ли колдыри, то ли наркоманы. Зато отель назывался, не поверите, «Монро»! Потом еще один отель посмотрели, тоже не понравилось, вонючка какая-то.
Выехали из Волгограда, видим, небольшой посёлок и сплошные отели. Посмотрели, где свет в окнах горит, и заехали на огонёк. Круглосуточная кафешка, рядом сам отель, хозяева – по виду цыгане. Комната нас устроила, две одноместные коечки, туалет в номере, чистенько, аккуратно, машина прямо под окнами стоит, и всё это удовольствие даже не за две, а за тысячу рублей!
Утром рано встали, дальше поехали, так обрались до Калмыкии – это тоже что-то с чем-то! Голые степи, простите, но по нужде сходить некуда. Если только под обрыв, и то, когда дорога возвышается.
Степь да степь кругом… Глазу не за что зацепиться.
В Калмыкии активно дороги ремонтируют, пришлось три раза останавливаться. В одном месте минут 40 стояли, пока до нас очередь дошла. Зеленый светофор через одну полосу пропускал.
Еще в Калмыкии у дороги везде пасутся коровы, независимо от населённого пункта. Где захотели, там и пасутся. Вроде город или деревня далеко, и откуда только эти буренки берутся? Потом нам парень из Уфы рассказывал, что в Калмыкии эти коровы – настоящий бич, особенно по ночам, когда они натурально под колёса вываливаются.
Много ДТП с летальными исходами, когда корова, как снаряд, влетает в салон через лобовое стекло, почти каждый второй случай заканчивается трагично. Люди гибнут, и ничего не меняется.
Мало того, что эти коровы на обочине везде, так там еще любят скотину возить на грузовиках туда-сюда. Набьют полный кузов, и погнали.
Так что для меня Калмыкия – это степи и коровы. Только ближе к Пятигорску какая-то растительность вдоль дороги стала появляться.
На обратном пути пообедали в Калмыкии, жена взяла суп, я – жаркое, нормальное такое жаркое, большая порция, заплатили около 800 рублей.
Корова на дороге в Калмыкии – абсолютно нормальное явление.
Когда доехали до Элисты, как раз бензин заканчивался. Заправились на Лукойле, заодно решили кофейка выпить. Крышку открываем, а там чуть подкрашенная бурда. Пить невозможно! Но мы ругаться не стали, жена сказала, раз уж нищим не подаём, то хоть так пусть воспользуются нашей добротой.
Саму Элисту быстро проехали. Ощущение, что там люди живут, как в советское время. Везде флаги развеваются, школьники все в форме, мужчины в пиджаках, рубашках, галстуках.
Когда готовился к поездке, то смотрел ролики в Ютубе, в одном из них предупреждали, что после Элисты есть разбитый участок дороги, на самом деле, это ещё мягко сказано.
Представьте себе грунтовку, на которой местами остались проплешинки асфальта. Плюс огромные выбоины. Это даже стиральной доской нельзя назвать. И народ едет по обочинам. Потому что обочина ровнее, чем дорога. Так было километров пять. Проехали этот участок, дальше пошла асфальтированная дорога, правда, ненамного лучше. Только когда добрались до Буденновска, стало нормально.
Запомнилась заправка в селе Петропавловское. Бензина нам хватало, решили просто кофе попить. Было ощущение, что мы попали в Европу. Такая шикарная заправка, прямо отдохнули душой!
Вдали виднеются Кавказские горы.
Следующая остановка после шикарной заправки – Владикавказ. Там ещё залили полный бак, решили продуктов подкупить. Зашли в торговый центр по типу челябинских Горок, жена взяла себе творожок, кефир, мне – колбасы. Поехали в Верхний Ларс по темноте. Проехали российско-грузинскую границу вообще без проблем, минут за 30-40.
Туннель в нейтральной зоне.
Когда проехали грузинскую границу, то купили страховку на машину – полторы тысячи рублей, затем добрались до посёлка Степанцминда, там и заночевали. Симпатичный номер за две тысячи рублей. В домике две комнаты, одна наша, есть кухня с посудой, плитой, чайником, холодильником.
Фуры на российской границе со стороны Грузии. Стоят долго, до нескольких недель.
Поехали по Грузии, а это сплошные серпантины. Много туристов, русских, турков много. Как к нам относились? По-разному.
Когда ехали по Военно-Грузинской дороге мимо горнолыжного курорта, обгоняет нас парень на «Тагере», это машинка типа уазика, я еще удивился, что он с правым рулём. И показывает мне палец вниз, еще посигналил. Не понравились ему, видите ли, наши российские номера.
Молодежь в Грузии говорит либо на родном языке, либо на английском, по-русски не говорят. По-русски говорят только те, кто застал Советский Союз. Молодежь, конечно, русский понимает, но делает вид, что говорить на нем им не хочется. Например, смотрю, кофе в автомате за пять лари. Подхожу к молодой женщине-грузинке с десяткой лари, спрашиваю, где разменять? Я ей по-русски, а она мне по-английски: «Уот?» Но поняла и показывает, что в этом автомате разменник есть.
Местная валюта в Грузии – лари. Официальный курс лари к рублю – один к двадцати одному. На самом деле, меняют один лари к сорока. Драконовский курс, но деваться некуда.
Арка Дружбы на Военно-Грузинской дороге. Автор памятника Зураб Церетели. Это целый туристический комплекс, народ все время подъезжает.
Говорят, что на месте маленького озерца раньше, в советское время, было искусственное море, но потом, когда Союз развалился, грузины его осушили, и осталось это озеро. Сверху очень красиво смотрится.
Ехали по Военно-Грузинской дороге, в какой-то момент поворачиваем на Тбилиси, и начинается скоростная автострада, шикарная дорога, ограничение 110 километров в час! В Тбилиси заезжать не стали, мимо проехали, думаю, вот как сейчас мы до Батуми, да по такой классной дороге. Но не тут-то было…
Всего через Грузию нам надо было проехать 640 километров. Где-то через 200 километров навигатор говорит, поворачивай направо, хотя скоростная автострада ещё не закончилась. Я повернул, и тут началось. Опять горы, опять серпантины, тёщины языки, искрутились все, ехали через какие-то глухие деревни. Но машин поток большой, то есть я не один там ехал.
Кругом строят дороги китайцы. И с мостами, и туннели пробивают, такая вот движуха.
Вдоль дороги продают кувшины, глиняные сковородки, корзинки плетёные.
В очередном посёлке навигатор показывает поворот, но я понимаю, что дальше тупик. Тут идёт пожилой мужчина, я его спрашиваю: «Не подскажите, я на Батуми еду, заблудились».
Он мне отвечает по-русски – сейчас прямо езжайте, там увидите оживлённую дорогу, вам как раз налево, и дальше по указателям. Мы подъезжаем, встаем, а выскочить на трассу невозможно из-за плотного трафика. Тогда этот дядька смело так выходит на дорогу, останавливает движение в обе стороны, а нам показывает – проезжайте! Какой молодец всё-таки…
Зато перед этим я спрашивал молодого парня на иномарке - на Батуми туда ехать? Он сначала покивал головой, что да, туда, потом увидел мой номер и неприязненно говорит: «Я не знаю!» Так что разные люди нам попадались, и добрые, и не очень.
К вечеру пошел дождь, мы заблудились. Дали пару кругов у одной деревни, чувствуем, всё, хватит, надо искать гостиницу и спать. Навигатор показывает, что отель рядом, в тридцати метрах, а мы не видим вывеску.
Тут мужик идет под зонтом, я его давай спрашивать про гостиницу. Он мне – я тут всю жизнь живу, здесь нет никаких отелей. Мы, значит, едем дальше по улице, а этот человек нас догоняет, говорит - я вспомнил, поехали за мной. Мы за ним, он сначала к одной хозяйке, гыр-гыр-гыр на своём, она не захотела за рубли нас пускать. Другая хозяйка согласилась, я давай благодарить мужика, а он, да ладно, чего уж тут…
Утром хозяева уговаривали нас остаться погостить хотя бы пару дней, полюбоваться видами. Хозяйка сказала, что ночью у нас был жутко усталый вид, и она нас просто не могла не пустить переночевать. Без завтрака нас не отпустили, вкусно накормили. Её муж Дарьян дал нам карточку с телефоном, если вдруг возникнут какие-нибудь вопросы по дороге. У них ещё такая собачка забавная, ласковая, спаниель Гоги.
Добрались, наконец, до Батуми. Это тихий ужас, ибо в Батуми никто ничего не соблюдает. Единственно, на красный свет как-то немного притормаживают. Но если машина на ходу, и никого нет, то обязательно проскочат на красный. И пешеходов не пропускают. Если же решишь пропустить пешеходов, то надо включать аварийку, а то снесёт сзади едущий транспорт, очень опасно. В Батуми туда и обратно сам вёл машину, жена побоялась такого трэша.
За всю дорогу от Озёрска до Турции нас оштрафовали один раз, и как раз в Грузии. Остановились у старинной крепости, я пошел ее посмотреть. Жена сидела в машине. И тут местные гайцы – здесь стоянка запрещена! Жена подаёт свои права, а гаишник заявляет: «Я женщин не штрафую, пусть муж права даёт». Нормальная логика? Выписал штраф – 20 лари или 400 рублей.
Что касается бензина, то в России цена разная - от 49 до 54 рублей за литр. В Турции стоимость одного литра – 68 рублей, а самый дорогой бензин оказался в Грузии – 120-140 рублей за литр.
Добрались до приграничного посёлка Сарпи в 18 километрах от Батуми. На границе с Турцией народ был, но не так много. Я пешком прошёл границу, жена проезжала за рулем машины.
Жену долго ждал. Наконец она выезжает, вся на эмоциях, оказывается, надо было покупать уже турецкую страховку на машину, а деньги были у меня. Так ей дали в долг супруги на машине с украинскими номерами, спасибо, выручили.
Стоит турецкая страховка 140 лари. Я отдал нашим спасителям по курсу в рублях – 2500, это рублей на 300 больше, чем надо было. Поблагодарили их, спрашиваем, так нормально за ваши хлопоты?
Стоим у указателя Сарпи
Таможню проехали и направились в Трапзон, это в 160 километрах от турецкой границы. И сразу почувствовали колоссальную разницу с грузинскими и российскими дорогами. Шикарные магистрали.
Сначала ехали по черноморскому побережью Турции.
Это горный район, где выращивают орехи и чай. Сушат орехи прямо на набережной, можно там их и купить, килограмм – 60 лир.
В Черном море турки почему-то не купаются, поэтому пляжей там очень мало. Но сама набережная красивая.
В Трапзоне нам нужно было заправиться. Мы знали, что в Турции бензин дешевле, чем в Грузии. Заехали на заправку «Петрол офиси». Нам уже налили полный бак бензина, а терминал оплату с карт не принимает. Что делать? Достали наши рваные сто евро. Нам сотку поменяли, дали сдачу.
Нас этот инцидент с картами напугал, и мы поехали смотреть, где можно снять еще денег, или же нам придется вообще обратно возвращаться домой, если карты не работают. Нашли. Новый торговый центр открылся, смотрим, банкомат Зерат, мы в него, чик-чик, нам денег и дали.
Переночевали тоже в Трапзоне, отдали две тысячи на наши деньги за номер. Расплатились по карте. Самое приятное, что раньше по карте сначала переводили рубли в евро, а потом уже в лиры, теперь рубли переводятся на прямую к лире. И получается 36 рублей одна лира. Это очень даже хороший курс.
После Трапзона мы попали на серпантин, так вот в Турции даже на серпантине классные дороги.
И туннели классные в Турции, не то, что туннели в Ларсе, там грунтовка, нет дорожки для пешеходов. В Турции разъединяют направления, чтобы в туннеле ехали в одну сторону, и не было встречки.
Это искусственное озеро, в нем разводят рыбу. И рыба прямо у берега ходит, крупная.
К вечеру мы доехали до Каппадокии. Лиры у нас были, стали искать Зерат-банк, нашли банкомат, сняли еще денег, попили чайку с пироженками. Посидели лир на 60. В кафе еще был бесплатный вай-фай, удобно связываться с родными в пути.
Провинция Каппадокия славится воздушными шарами, которые запускают в огромной долине. Эта долина находится в нише. Громадный котлован размером с наш Озёрск.
Ехать в эту долину лучше утром. Поэтому мы переночевали рядышком в городке. Отель прекрасный, всё новенькое, 600 лир за номер. Выспались, встали в пять часов утра и поехали в долину. Туда в это время едут колонны автобусов, машин, так что не ошибёшься, пристроились к ним, так и добрались.
Долина воздушных шаров – шикарное зрелище. Сам полёт на шаре, его называют баллон, стоит 60 евро, если ты находишься в городе по соседству. Если же с дорогой, то стоимость доходит до 200 евро.
Народ загружают в корзину, как селедку в бочку. Баллон сначала раскладывают, потом нагнетают в него громадными вентиляторами воздух. И после этого, когда шар наполнится, но еще лежит на боку, начинают греть воздух горелками.
В корзину помещается от двадцати человек и больше, а к полёту готовится целая китайская деревня.
Теплый воздух поднимает шар наверх. Максимум шары поднимаются метров на двести в высоту. Если ветра нет, то шар просто висит, его слегка сносит в сторону, и сажают его в двухстах метрах от места взлёта. Всё.
Иногда шары не взлетают, а деньги заплачены. Или ждут лётную погоду, а ты приехал на двухдневную экскурсию, оплатил путевку, тебе уже надо уезжать, а ты так и не полетал.
В долине полно и туристов, и обслуживающего персонала. Одновременно взлетает до двухсот шаров. Если честно, то я был разочарован, что за такую сумму человек получает такой маленький полёт. Сам я не летал, да и жалко было тратить столько денег.
Новый баллон стоит 180 тысяч евро. Его покупают, и затем владельцы стараются как можно быстрее отбить вложенные деньги.
Мы полюбовались на воздушные шары, вернулись в гостиницу, позавтракали и поехали к Средиземному морю в город Мерсин.
Слева Средиземное море, справа - горы. Красота.
Ни разу не были в Мерсине, но жена в интернете послушала отзывы, какая-то россиянка купила там квартиру и прямо восхищалась этим городом.
Добрались до Мерсина, посмотрели, что это обычный портовый город, нет пляжей и нормальных условий для отдыха, плюнули и поехали в старый добрый Сиде, где отдыхали в прошлом году. Это ещё 180 км ходу. В городе Анамур переночевали за 600 лир, завтракать не стали и поехали с утречка в Сиде. Дорога идет вдоль моря, гористая местность, тёщины языки, кактусы растут по обочинам, на крутых склонах примостились домишки.
Проехали Аланию. Конечно, можно было отдохнуть и в Алании, но уж больно там много народа, как в муравейнике.
Автосалон в Алании. Новенькие «мерсы» подмигивают, купи меня, друг, не пожалеешь! Вообще, в Турции очень дорогие машины, и там народ предпочитает закупаться личными авто в той же России.
В воздухе над улицами реет параплан. На переднем плане «огненная собака» - фирменный символ заправки «Петрол Офиси».
И вот мы в Сиде! Приехали сразу в нашу прошлогоднюю гостиницу. Хозяин нас вспомнил, обрадовался, как старым знакомым. Мы сняли апартаменты, заплатили за шесть ночей в перерасчете на наши деньги 10 000 рублей. Без завтраков. Так удобнее и дешевле. Уже знали, что где в магазинах продаётся, и в основном готовили себе сами.
На следующий день шикарно сходили поесть в гриль-бар. Мясо на выбор разное, кроме свинины, разумеется. Заказал себе кусок баранины, мясо свежее, красивое.
Принесли три прожаренных кусочка, грамм на триста. Очень вкусно. Ещё была здоровенная лепешка, в тарелочках всякие соусы, закуски. Жена заказала салат. Всё вместе вышло на 161 лиру – 580 рублей.
В апартаментах жарили яичницу, покупали курицу разделанную, варили суп.
Через дня два поехали в Антик Сиде, погуляли там, потом пообедали, так вот там тарелка куриного супа стоила 100 лир! Мы все равно заказали себе по порции, очень вкусно, много мяса.
Развалины Антик Сиде
Уличные кафе битком.
Почти дикий пляж.
Кто-то свадьбы играет.
Из сластей покупали халву в вакуумной упаковке. Большой брикет на полкило стоит лир 30 или 40.
Успел выпить бутылочку джина, два раза покупал по четыре банки пива.
Банка «Эфеса» стоит 60 лир на пляже и 30 лир в магазине. Бутылка воды, пятилитровка, стоит 5 лир, мы ее пили и готовили на ней еду.
Море находилось в 10-15 минутах ходьбы. Когда только приехали, вода была очень теплая. Искупался раза два, мне хватило, это жена всё на пляже пропадала. Ближе к отъезду море стало более прохладным. С погодой повезло, дождей не было. Народу много.
При виде наших российских номеров все очень удивлялись - ого, вы чего, прямо из России так приехали? Как здорово, какие молодцы!
Через дорогу от нашего отеля квартиры сдавались, там женщины жили, как оказалось, тоже с Урала, сняли жильё на всё лето. Они нам - о, вы прямо из Челябинска приехали, а мы - с Екатеринбурга. Я говорю, так вы же на самолете прилетели. В общем, чувствовали себя как космонавты, даже смешно было.
Потом начались проблемы с деньгами. И если поначалу в банкоматах получалось снимать наличку, да, конечно, был суточный лимит, то затем обслуживание российских карт «Мир» полностью прекратилось. Вот что успел снять, с тем и остался. Прислать из России деньги нам в Турцию тоже было нельзя. Вообще!
На тот момент у нас оставалось по факту около четырёх тысяч лир. Из них мы отложили сразу три тысячи на обратную дорогу, поэтому старались их не трогать. Получалось плохо, и уже даже начали дергать из этих отложенных денег.
Что делать? Стали искать выход. Нас радовало, что у нас оплачен отель, и нас не выгонят на улицу. Потом у нас было немного еды, сухарики всякие, без мяса. Картошка оставалась, мы ее жарили.
Симиты очень сильно выручали. Стоили они от 7 до 10 лир. Перед отъездом купил эти вкуснючие бублики прямо в пекарне, а они там всего стоили две с половиной лиры, знать бы раньше. На дорогу взяли два симита, коробку печенья, батон. Взяли еще четыре банки с паштетами.
Еще нам требовалось до России как минимум две заправки. Одна, чтобы проехать Турцию, другая – чтобы проехать Грузию. Ну, и плюс поесть. Хотя в дороге особо есть и не хочется, то попил водичку, то печеньку съел.
Давай тогда звонить родственникам во Францию. Так и так, выручайте, попали в переделку. Они согласились, спрашивают, а куда посылать? Пообщался через приложение «Переводчик» с директором нашего отеля. Он знал ситуацию, прекрасно всё понимал и ждал, когда мы придем. Спросил его, можно ли прислать деньги на его карту. Он согласился, пообщался с нашими родственниками по телефону, дал свои реквизиты.
Кстати, как нам потом сказали родственники, директор волновался, спрашивал у них, не надо ли нам уже сейчас дать денег на «покушать». Казалось бы, чужой человек, а ведь переживал, беспокоился.
В Европе существует моментальный денежный перевод, называется «Революшн», приходит в течение пяти минут. В Турции такого нет, а электронный перевод тащится по стране сутки. Мы как раз успевали до отъезда. В общем, перевели нам 500 евро. Через день подхожу к Синану, да, платеж пришел.
Из этих 500 евро мы потратили всего 145, 20 евро дали хозяину отеля за услугу.
Магазинные полки с турецким чаем, он нам очень нравится, взяли себе большую килограммовую пачку и несколько маленьких упаковок для подарков. Что касается подарков, сначала ничего не хотели покупать. Потом доехали до Трапзона, а у нас лиры остались, куда они нам в России? Решили потратить, купили чай, 45 лир, дешевле, чем в Сиде. Оливки, литровая банка – 90 лир. Бабуле оливковое масло в двухлитровой бутылке купили за 90 лир. Халвы взяли, три пачки сигарет, там сигареты очень дешевые, мыло купили.
Конечно, не обошлось в нашей поездке и без забавных случаев. Когда мы в Турции ехали через перевал, увидели заправку, остановились чайку попить. Спрашиваю, сколько стоит. Мне отвечает мужик – у нас на заправке чай бесплатный. Налил мне. Я ему - а можно ещё? Он – да, а за деньги будешь брать? Я говорю, да, буду. Не надо, говорит, денег, сейчас так нальем. А там не туристический район, они обычно не видят туристов, и все сбежались на нас посмотреть. Тем более машина из России, настоящий праздник для местных аборигенов. Да, и похоже, вообще никто с России на машинах не едет. Одни мы, чудаки, оказались.
Тут мне этот турок с заправки показывает сообщение через переводчик – «В полдень у нас обед, оставайтесь, сегодня мы будем кушать вас».
Я начала опешил, жене рассказал, а она мне объясняет – это он так приглашает нас на обед. Ничего себе приглашение. Но мы не остались, во-первых, время терять, да и у них в основном мяса нет в рационе, они едят траву всякую, овощи, помидоры. Закуски острые, солёные. И ради этого ждать? Вот если бы шашлыками накормили или пельменями…
Чудесные турецкие виды, аж дух захватывает.
Или ещё, ехали по платной дороге, да, там есть такие, шикарные, ровные магистрали. Три полосы в одном направлении, в общем, не дорога, а сказка. Остановились попить кофе на заправке, тут дядька к нам подходит, высовывает язык и делает вид, что как будто лижет, да еще руками машет. Нам стало как-то не по себе от таких неприличных жестов.
Кофе заказываем, спрашиваем у продавца, что это за чудик такой? Оказалось, это мойщик машины, предлагал помыть нашу машину, типа, чисто помоет, прямо вылижет. Ну, мы посмеялись и согласились, он действительно идеально нашу машинку натер, и всего за 10 лир.
Иногда было не до смеха. На турецком серпантине повстречался нам бычара! Тут я вспомнил наших калмыцких коровушек. Стоит этот бык прямо на повороте на моей полосе, и ему все равно, что он мне дорогу перегородил. Его я увидел в последний момент, а на встречу машина приближается, я по газам, успел проскочить, но страху натерпелся. Жена в этот момент дремала, ничего не поняла, а то было бы криков.
Арку прямо в горе прорубили.
Про двухдневную задержку в Верхнем Ларсе уже рассказывал. Этот эпизод и стал тем жирным минусом нашего путешествия. До сих пор неприятно вспоминать, как себя вели некоторые коренные жители 15 региона. Один заявил мне, что он тут хозяин, и это его земля. Я ему ответил, что тоже нахожусь дома, в родной стране, и он тогда только поостыл.
Турецкий туннель, зацените, какой простор, освещение и три полосы в одном направлении. Верхний Ларс нервно курит в сторонке.
Машина наша нас не подвела. Иногда подкачивали колёса. В Турции на шиномонтажках подкачивали колёса бесплатно, а вот в России взяли 30 рублей.
Еще в Ларсе поймали саморез. В Волгограде заехали на шиномонтаж. Поставили нам заплатку, балансировку сделали. Ценник впечатляющий – 800 рублей, у нас в Озёрске можно за 200 сделать, но никуда не деться, дорога.
Жена в Симе еще купила самовар, который шишками топят, за 14 тысяч, большой семилитровый. Тут же самогонные аппараты продавали и прочую утварь.
Когда заехали после Аши на перевал, то в лесу лежал снег, а на дороге было чисто, сухо. Доезжаем до Златоуста, там еще больше снега, а мы на летней резине. Но ничего на трассе снег разгонялся машинами, и дорога была сухая, чистая, так что проскочили, повезло.
Родной Урал встречает снегом.
Напоследок хватило сил посмотреть поющие фонтаны в Карабаше, красота!
В целом, поездкой очень доволен. Из минусов, повторюсь, двухдневная задержка в Верхнем Ларсе, долгий выезд из центра Волгограда, Батуми с нарушителями дорожного движения, проблема с картами и безналом в Турции. Сама Грузия вроде ничего, пока по трассе едешь, но стоит заехать в город, и начинается. Ты просто не понимаешь людей, что они себе думают. На обратном пути, когда я на них посмотрел в Верхнем Ларсе, как они себя ведут, мне стало все более или менее понятно.
Из плюсов – посмотрели столько мест, такая красотень вокруг. Здорово. На самолете ты прилетел, сразу в отель, и сидишь, как телепортировался. Так что мне на машине больше понравилось, хотя я и не высыпался. Вот если бы я путешествовал на машине только по России, то это было бы не так здорово. А тут и Грузию посмотрели, и Турцию, прочувствовали местный колорит.
Турция мне вообще понравилась. Там замечательные люди, что думают, то и говорят, и говорят как-то по-доброму, без злости и подковырок. И нож за пазухой не держат, правду в глаза высказывают.
Мы преодолели 8812 километров (4406 км в одну сторону), и это того стоило, так что не бойтесь, путешествуйте на машине, и денег сэкономите, и кучу впечатлений получите! Да, и пусть быстрее воцарится мир, чтобы поездки были еще более интересными и безопасными.
Местный
P.S.: На всё про всё, вместе с подарками, бензином, гостиницами, потратили 94 тысячи рублей.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость2 мая 2025 - день
10oC, Ветер Юго-восточный 0 м/с, Малооблачно Без осадков
подробнее• | Грузчик |
• | повар |
• | Продавец-консультант |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |
• | охранник |