Озёрск велосипедный: разговор со знающим человекомСпорт и отдых, 14 июля 2020 14:44, Редакция
Они везде, они повсюду, а этим летом особенно… На парковой аллейке или городской площади. У магазина, ждут хозяина, пока тот делает покупки, на пляже, греются под солнышком. И ни с чем не спутать особый шелестящий звук касающихся асфальта покрышек, когда рядом проносится лёгкая тень, и почему-то хочется смотреть, как всё меньше и меньше становится уносящийся вдаль силуэт…
Этот репортаж будет интересен всем, кто любит велосипеды. По личным наблюдениям, таких людей в Озёрске много, очень много. Конечно же, мы только обрадуемся, если после прочтения статьи ещё больше детей и взрослых захотят прокатиться на двухколёсной машине. Нам повезло пообщаться с человеком, который не только обожает велосипеды, но и отлично в них разбирается. Виктор родился в Озёрске, где окончил школу, успел поучиться в Челябинске, пожить в Сочи, Волгограде и уже четыре года как снова вернулся в родной город. Самое главное, что с велосипедом наш собеседник не расстаётся практически всю свою жизнь: – В нём есть своя магия. Велосипед называют одним из самых гениальных изобретений человека. Да, это далеко не самая сложная и технологичная вещь, придуманная за последние двести лет. Это не самый быстрый транспорт, не комфортный автомобиль, не космический корабль, который позволил людям впервые оказаться за пределами привычного для нас мира. Зато это единственная вещь на земле, которая увеличивает твое КПД так многократно. Что важно - используется только сила тела. Велосипед - как суперсила. Понимаете? Он кажется обыденной вещью, но это не так. Он уникален. Позволяет мчаться по трэйлу или асфальту, ощущать себя, мир вокруг иначе. Это спорт, средство передвижения, медитация, хороший повод выйти из дома…
Виктор полностью согласен, что всё больше озерчан выбирают велосипедные прогулки: – Тому есть несколько причин. Сейчас спорт в целом становится более популярным, а времена, когда вредные привычки были в моде, постепенно уходят в прошлое. Возможно, в городе появилось некое критическое число велосипедистов, которое запустило «цепную реакцию». Ведь люди чаще предпочитают кататься в компании. Следовательно, они увлекают своих друзей и знакомых. Если говорить про лето 2020-го года, то тут все очевидно - режим самоизоляции. Многие перенесли поездки и проводят отпуск в городе. Летние лагеря и санатории тоже не работают. Люди ищут способ как-то развлечь себя, а велосипед - это отличная идея.
На велосипедах Виктор катается с детства: – Мои первые модели «Олимпик», «Кама». Потом появилась мечта о хорошем велосипеде. Затем покупка некачественного велосипеда, в народе – ашанбайк. И уже в Челябинске смог приобрести себе настоящий, «правильный» велосипед. Увидев наши удивлённые лица при слове «ашанбайк», Виктор рассказал о «ненастоящих» велосипедах: – Это лишь отчасти действующий макет велосипеда. Плохо сваренная рама, китайское оборудование с претензией на японское. Знаете кроссовки «Абибас»? Вот этот велосипед – сплошной «Абибас». Тяжелый, опасный для здоровья, неремонтопригодный кусок железа. И это не моё субъективное мнение. Не думайте, что раз у нас самих высококлассные велосипеды, то мы просто не понимаем людей, которым нужен дешевый способ добраться до работы. Лично мне это напоминает схему «развода» в интернете, где клиенту обещают приличные деньги, а от него требуется внести небольшую сумму, какую-нибудь комиссию или налог на прибыль. – Обычно люди рассуждают так - ну, даже если и развод, то это не такие уж и большие деньги, чтобы переживать. В итоге они платят копеечку и остаются ни с чем. И здесь точно также. За 10 тысяч рублей вы получите велосипед на пару недель, что, согласитесь, дорого. Грязный бизнес. В стране производителя, Китае, на улицах не встретить такие велосипеды. Возможно, их продажа запрещена законом, что и следовало бы сделать в нашей стране. Опять-таки, найдутся те, кто скажет, что не первый сезон использует ашанбайк и вполне себе счастлив. Конечно, исключения бывают. Но факт остается фактом, если ваш «ашан» сломается, то сдавать его в ремонт бесполезно, глупо. Такие велосипеды, как и кроссовки «Абибас», одноразовые.
Необходимо велосипедистам ездить в шлеме? - Я сам катаюсь в городе в шлеме. Практически всегда. И часто ловлю кривые взгляды. Наверное, люди думают, что я трусишка или плохо катаюсь. На самом деле, во-первых, мой шлем лёгкий. Второе – он очень комфортный, как кепка. Мне в нём не тяжело, не жарко. Я получаю, может, минус один балл к удобству, но плюс сто баллов к безопасности. Поэтому, почему бы и нет? В Европе все катаются в шлемах, и неважно, едут ли на прогулочном велосипеде или на спортивном. Так у них принято. Зато у нас часто слышу такие аргументы – я буду смотреться в шлеме смешно, возможно, он будет тяжёлый... В городе нет велодорожек. Как относится к этому Виктор? – Если бы у нас были дорожки, как в Европе, то было бы волшебно. Думаю, до этого очень и очень далеко. Хотя, если велодорожка появится…. Главное, чтобы она не была тридцать метров и проходила вдоль проезжей части – вот это получилось бы здорово! Тогда не нужно толкаться, пугать пешеходов. У нас же велосипедистов не любят как автомобилисты, так и пешеходы. Мы где-то между ними. Едешь по проезжей части, тебе сигналят, по тротуарам - тоже ругаются. Но я согласен, что на тротуаре нужно ездить как можно спокойнее, чтобы никого не пугать. Молодой человек не боится больших расстояний, и даже как-то прокатился на велосипеде из Челябинска в Озёрск. К гипотетической вероятности, что когда-нибудь в старости придётся отказаться от велосипедных поездок из-за больных ног, относится оптимистично: - Надеюсь, что технологии развиваются очень быстро, и к тому времени велосипеды с электродвигателями станут привычным делом. Конечно, они и сейчас есть, может, придумают очень компактные аккумуляторы. Хотя не надо думать, что электровелосипед тебя везёт, надо все равно крутить педали, и это большой плюс. Ощущение, что так быстро едешь сам, невероятно окрыляет! Правильно ли ездить на байке зимой? - По крайней мере это не криминально, но решать вам. Существует зимняя шипованная резина для велосипедов. Можно кататься и на обычной резине, просто делать это грамотно, иметь достаточный уровень подготовки. Хорошая одежда важна, как в горных лыжах, трёхслойная. Как холод переносит техника? Есть дорогие велосипеды с дорогим оборудованием, их я бы посоветовал пожалеть. Многие профессионалы-спортсмены, которым необходимо тренироваться и зимой, ставят на это время оборудование попроще. К примеру, амортизационная вилка высокого класса не скажет «спасибо» за зимнее катание.
Какие велосипеды предпочитают озерчане, отечественные или импортные? - Думаю, все бы хотели кататься на импортных велосипедах. Отечественные «Форвард», «Стеллс», да, раньше это были хорошие, народные велосипеды, но где-то после 14-го года их качество стало падать. Конечно, в их линейке есть неплохие варианты, но стоят они как иномарка. Поэтому в этом случае лучше выбор остановить на иномарке. Получается, что катание на велосипеде – увлечение не из дешёвых: - Существуют прогулочные велосипеды без скоростей и дисковых тормозов, когда примерно за 10 тысяч вы получаете что-то условно годное. Я говорю о велосипедах по типу старой доброй "Камы". Одна скорость, ножной тормоз. Логика здесь простая: чем проще механизм, тем он надежнее за те же деньги. Неплохой вариант для города – современный прогулочный велосипед с минимальным количеством "наворотов" - 6-7 скоростей, ободные тормоза, широкое седло и высокий руль: - Он создан именно для катания в удовольствие. Отчего-то у нас в стране и в городе такие модели не пользуются популярностью. Это считается "не круто". Зато в Европе, которую часто ставят в пример, вы не встретите на улицах "горных" велосипедов. Люди приобретают велосипед, подходящий для условий использования. Для города - городской, для гор - горный. К чему всех и призываю. Когда же люди на "горных" велосипедах хотят поднять руль, то сделать это нельзя чисто конструктивно. Потому что созданы они не столько для комфортной езды, сколько для спорта. Стоимость современного городского велосипеда со скоростями начинается где-то от 25 тысячи рублей. Все, что ниже - встанет в итоге дороже.
Очень популярен среди озерчан «горный» велосипед: - Подавляющее большинство моделей этой категории вовсе не создано для гор. Это велосипеды для активного отдыха, фитнеса, езды по пересеченной местности. Приличная модель стоит в общей сложности в 40-50 тысяч рублей. Покупая «горный» велосипед дешевле, можно получить весьма посредственную вещь, требующую дальнейших вложений. Качество материалов и навесного оборудования в таком велосипеде будет крайне низким. Виктор приводит в пример тормоза: - На горном велосипеде за 20-30 тысяч обязательно будет стоять дисковый тормоз, который считается лучше ободного. Да, если мы сравниваем тормоза одного класса. Но на бюджетном «горном» велосипеде будет стоять макет дискового тормоза. Он почти наверняка будет работать хуже, чем его простой аналог - добротный ободной тормоз. Кривые поршни, китайские колодки, тормозной диск, который гнется от малейшего прикосновения, и, самая популярная проблема – скрип. «Передо мной разбегаются люди», - популярная фраза владельцев таких экземпляров. Вот что вы получите прямо с магазина. По мне обидно платить немаленькие деньги за условно работающую вещь. Кстати, брендовые велосипеды стоят в районе миллиона рублей. Представляете, это дороже, чем мотоцикл! - Сравните, за 500 тысяч рублей покупают топовый эндуро, а ведь в нем больше железа, он технически сложнее, так что лично для меня такой расклад цен не очень обоснован. Может, это связано со штучностью товара. Всё-таки велосипед – это не автомобиль или мотоцикл, которые штампуют в больших количествах. Сколько же может прожить современный велосипед? - Иногда я встречаю людей, которые никогда не обслуживали свой велосипед лет 10-15. Да-да! И даже очень этим гордятся. На самом деле, раньше были более качественные велосипеды, поэтому их компоненты все еще живы. Если бы они купили ту же самую модель уже пару лет назад и не обслуживали его, то он очень скоро развалился. Поэтому при активном катании велосипед надо обслуживать раз в сезон, и делать это лучше осенью или зимой. Наиболее частые проблемы, с которыми сталкивают любители покрутить педали, - проколы камер, выходят из строя переключатели тормозов, «восьмёрки», появляющиеся из-за ударов.
Надо правильно мыть велосипед: - Никогда не отдавай свой велосипед на автомойку. В велосипеде очень много узлов, куда не должна попадать вода. Если же мыть неаккуратно, от души, включать большой напор воды, можно всё залить. Полный напор используют только перед полным техосмотром, когда велосипед будет полностью разбираться, смазываться. А так для рядовой мойки - только керхер на низком давлении.
Специальная мойка для велосипедов
Коснулись мы и новшеств, которые не всегда оправданы для рядового обывателя. Одно из них - колеса без спиц. Используются для трековых гонок: - При виде этих колёс в городе я расстраиваюсь. Это не очень чистоплотный маркетинговый ход, играющий на человеческой психологии, когда людям нравятся диковинки. Литое колесо очень тяжелое, и оно не ремонтируется, то есть «восьмерку» на таком колесе вам точно не исправят. Ещё одна диковинка – «толстые» велосипеды или фэтбайки: - Очень узконаправленная вещь, созданная для большей проходимости. Песок, болотистая местность, снег. Качать такие колеса нужно не сильно, это даст большое пятно сцепления с дорогой. В городе их стало действительно много, но кататься на фэтбайке по улицам я бы не стал. Он тяжелый, медленный. Наверняка, многие владельцы фэтбайков со мной не согласятся и скажут, что это отличная техника. Тут я повторю свою мысль: самое важное - кататься на велосипеде и получать удовольствие. Тем, кто только задумывается о приобретении фэтбайка, я бы предложил сделать выбор в пользу велосипеда, подходящего для условий использования. Пусть это будет прогулочный городской байк для неспешных комфортных прогулок с прямой посадкой и высоким рулем. Или так называемый «горный» велосипед для фитнеса. Фэтбайк же - только второй номер, как вариант для зимних покатушек.
Покрышки разной ширины. Для шоссейной езды по асфальту используются узкие камеры.
Известная компания ««Континенталь» выпускает не только автомобильные шины, но и велосипедные.
В завершение нашей встречи Виктор обратился к озерчанам: - Не ждите, когда велосипед сломается. Нужно регулярно обслуживать колесные втулки, каретку, следить за натяжением спиц, настройками тормозов и переключателей. Иногда люди рассуждают так – «я приобрел дорогой велосипед, наверное, он очень надежный и прослужит без обслуживания очень долго». Нет, не прослужит. - Ещё я бы на всех билбордах города написал крупными буквами: «Пожалуйста, смазывайте цепь! Не раздражайте окружающих скрипом!» Если же смазать цепь, то и скрип прекратится, и велосипед поедет намного быстрее! Не зря говорят, не надо изобретать велосипед, просто катайтесь на нём много, с удовольствием, как делает Виктор и его друзья-единомышленники. Среди них Татьяна, девушка, по словам Виктора, не только заядлая велосипедистка, но и «разбирается в железе покруче мальчиков».
Когда мы вышли из помещения, где располагается мастерская Виктора, то вспомнили, как в 2013-ом году именно здесь, у здания «Маяковского» проходили соревнования по экстремальным видам спорта, а зрители восхищенно ахали при виде взлетающих вверх BMX-байков.
Предлагаем снова ощутить атмосферу драйва и адреналина, восхититься смелостью и мастерством спортсменов. Благодарим Виктора за столь содержательный разговор и надеемся, что больше озерчан выберут велосипед своим средством передвижения, ведь это экологичный, современный транспорт, дарящий радость и здоровье! Андрей Лёшкин, Дина Рябова
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | ГРУЗЧИКИ В МЕБЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН |
• | Технолог общественного питания |
• | Продавец |
• | Продавец, оператор, уборщица |
• | Сварщик |
• | Любая |