Поездка выходного дняСпорт и отдых, 16 сентября 2011 14:35
Совсем не обязательно проводить выходные, лежа перед телевизором и сопереживая персонажам «не-Нашей Раши». Есть масса не менее увлекательных вариантов отдыха. Например, (при наличии авто, конечно) можно куда-нибудь съездить. И не только в екатеринбургский «Ашан» или на рынок за КПП-2. Можно проехаться по родному краю и попытаться понять, что восхищает и удивляет иностранцев, впервые попадающих на Урал. Как не удивиться, например, «лунно-марсианским» пейзажам Карабаша? А знаменитые горные российские туманы? Правда ехать по этим туманам надо аккуратно, чтобы не оказаться в кювете, как эта фура… Но есть на что посмотреть на Урале и кроме опрокинутых фур. Вон, какие пейзажи за окном… А вдоль дороги… Нет-нет, не эти, с косами, а кафе да мотели (не к ночи будь помянуты)… А можно полюбоваться с высоты птичьего полета на какой-нибудь городок. На Сим, например. А дальше дорога может привести в Красноусольск. Красноусольск - это населённый пункт, возникший в 1752 году в связи с постройкой Богоявленского медеплавильного завода, сегодня один из самых известных в Башкирии. Знаменит он не только святыми местами, но и бальнеологической здравницей. Кроме того, здесь, у отрогов Уральских гор, где солёные ключи впадают в речку Усолку, более чем четыреста лет назад происходили чудесные явления святыни всего православного мира - Табынской иконы Божией Матери.
Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма время её написания можно отнести к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ. Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других.
ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ Около места явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 г. пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I - сокращенно Пречистенский монастырь. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича. Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В 18 км от села Табынского, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона. История существования Пречистенской пустыни связана с постоянными набегами восставших башкир. Пустынь была не раз сожжена, но усердием митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, а также игуменом Успенского уфимского монастыря Соломоном всякий раз восстанавливалась. В 1663 г. пустынь была окончательно разрушена, и более никаких сведений о ней нет. Где была после этого святая икона Богоматери, под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом месте, нам неизвестно, но как истинно Божий дар в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась, вновь явившись во святой своей иконе на том же месте и на том же камне.
ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ Второму явлению святой иконы предшествовали следующие события: указом императрицы Анны обер-секретарь Сената И.К. Кириллов и его помощник полковник Тевкелев - по национальности башкир, по словам А.С. Пушкина, были отправлены для основания крепости Оренбурга. При этом Кириллов прибыл в село Табынское, называемое так по имени здешних башкирских племен, и положил начало крепости Табынской: было заложено пять земляных бастионов и добавлена в гарнизон рота солдат. Одновременно был заложен и Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской. Заложение крепости и храма произошло в 1736 г. 14 июля. В этом же храме и явилась Табынская икона Божией Матери в середине XVIII в., в 1765-1768 гг. Во всяком случае святая икона явилась следующим образом. Три пастуха-башкира пасли усольский скот около соленых ключей, и вдруг они увидели на том же камне большую икону Божией Матери, саму собой стоящую. Не познав в этом чуда Божия, распаленные ненавистью к христианам, они бросились рубить ее. Вскоре ослепнув, они стали плакать и рыдать, говоря, что не уйдем отсюда, пока русский Бог нас не исцелит. Тем временем жители Усолки (Богоявленский завод) стали волноваться, так как стадо не пришло вовремя. В поисках стада у соленых ключей они увидели, что на камне стоит израненная икона Богородицы, скот весь разбрелся по окрестностям, а у реки плачут слепые пастухи. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух-башкир так уверовал в Господа, что крестился и всегда ходил за чудотворной иконой Богородицы зимой ли, летом ли, всегда босой, в одном подряснике и в скуфье. Прожил сей Святый старец 130 лет, никогда не отходя от иконы. И предал Богу душу свою, идя за святой иконой под Челябинском. Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода. В те времена на заводе умножалась ересь пашковцев. Ее основатель, один из хозяев этого завода, немало способствовал уничижению церкви. Возможно, по этой причине святая икона Богородицы избрала другой удел. Утром следующего дня великая радость охватила село Табынск, ибо открывши храм, табынцы обрели много лет чаемую ими чудотворную икону Богородицы, пропавшую вместе с Пречистенской пустынью. С тех самых пор называется эта икона Табынскою, так как сама Царица Небесная избрала себе удел. Случилось это в IX пятницу по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) и ныне празднуется с великою честию при стечении множества людей.
КРЕСТНЫЙ ХОД С ТАБЫНСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным в истории России. Его возникновение тесно связано с великими милостями, оказанными Пресвятой Девой роду христианскому. Такое чествование образовалось не сразу, но, как ниже увидим, приняло всеобщий характер. Нам известна лишь самая малая толика тех чудес, которые, по преданию, непрестанно изливались от святой иконы. В этот праздник собиралось на Святые ключи до 20 тысяч людей из городов Уфы, Оренбурга, Челябинска, Златоуста, Астрахани, Кустаная, Тобольска, Киева, Самары. Саму же святую икону возили на особой карете с пятью главками. Ее сопровождало всегда несколько священников, при этом существовала определенная епархией череда следования с иконой. В карету запрягались только специально предназначенные для святой чудотворной иконы лошади, на которых никто никогда не садился. Часто бывало, что карета останавливалась сама собою и так, что никто не мог ее сдвинуть. При расследовании оказывалось, что на том месте, где она останавливалась, был когда-то закопан младенец убиенный или были совершены другие злодеяния. Икона как бы призывала к покаянию. В некоторые селения Табынская икона вовсе отказывалась заходить. Многочисленные чудеса исцелений поражали всякого, кто решался пройти с каретой хотя бы самую малость. Посему каждый старался принять икону Владычицы к себе. Год от года крестный ход все растягивался и едва мог уместиться по срокам в календарный год. Табынская икона почиталась как святыня всего Оренбургского казачьего войска, присутствуя во время Первой мировой войны на фронтах. При ней служили молебны перед атакой. Последний крестный ход прекратился около Оренбурга. Ежегодно к празднику Poждества Пресвятой Богородицы Оренбург встречал её Табынскую икону (накануне 7 сентября по старому стилю). Beсь клир 42 храмов Оренбурга, казачьи части, горожане выходили навстречу своей утешительнице. Встреча эта происходила самым торжественным образом. В 25 км от Оренбурга, в селе Нежинка, встречали карету со святой иконой. Серебряную ризу, в которой она путешествовала, меняли на золотую, Оренбургскую. Однако в последний раз совсем рядом проходил фронт. Тут же явились «красные» и разогнали с помощью оружия всех богомольцев. Обе ризы забрали, а саму икону бросили на дороге. За ними шли казаки атамана Дутова, которые благоговейно приняли святую икону и уже отступали вместе с ней. Во время Гражданской войны в период наибольших колебаний казачества атаман А.И. Дутов для поднятия настроения и боевого духа казаков вывозил в войска покровительницу оренбургских казаков - Табынскую икону Божией Матери. Таким образом они дошли до города Благовещенска на реке Амур, но дальше святая икона не пошла. Горе и отчаяние охватило тогда русских солдат. Из всего, что было, осталась Табынская икона Матери Божией. И вот Она, всегда их спасавшая, не хочет идти за рубеж. «Красные» приближаются и уже скоро погубят оставшихся в живых... Была построена часовня из камыша над чудотворной иконой. Епископ Камчатский Нестор вместе с архиепископом Оренбургским Мефодием, архиепископом Томским Мелентием и многими священниками три дня постились и слезно молились, и вот святая Табынская икона двинулась через границу в Китай. Об этом осталась запись в дневнике атамана: «...Вынесли только оружие, патроны и икону».
ТАБЫНСКАЯ ИКОНА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ Первый храм её за рубежом был в монастыре города Харбина. Там прославилась Табынская икона многими чудесами так, что китайцы молились ей, говоря: «Если Табынь поставишь свечку - все будет хорошо, если не поставишь - плохо». В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Потом русских по настоянию большевиков изгнали из Китая. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей, перевез икону в город Сан-Франциско. Однако в России гонению подверглась не только святая Табынская икона, но и день чествования её - IX пятница по Пасхе. Еще в 1922 г., не дожидаясь окончания Гражданской войны, большевики запретили этот праздник. Разрешили его лишь однажды. Однако это стало самым настоящим торжеством православия. В 1947 г. на Святые ключи с трех сторон двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака. У Святой горы архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иоанн (Братолюбов) вместе со множеством священников пел акафист. Три монашеских хора из монастырей Уфы, Оренбурга и Енатского монастыря воспевали Богородицу так умиленно, что молчали даже птицы. А когда особым распевом все множество людей пело «Радуйся, Невесто Неневестная», то слезы у людей рекой лились из глаз. В то же время произошло прославление копии Табынской иконы Богоматери в городе Оренбурге. В 1948 г. владыка Мануил был арестован. Вновь назначенный епископ Борис (Вик) прибыл на свою кафедру и по обычаю должен был поклониться Табынской иконе Божией Матери. Однако, увидев её темный лик, не захотел, говоря себе: чему же тут молиться, на иконе ничего не видно. И вдруг свет осиял святую икону, и Матерь Божия отвернулась от него. Сильно пораженный владыка Борис повелел всем беспрекословно поклоняться святой иконе, объявил сбор серебра и золота на ризу Богородицы и установил петь после каждой литургии «Высшую» перед святой иконой.
МЕСТО ЯВЛЕНИЯ ТАБЫНСКОЙ ИКОНЫ После 1947 г. праздник был строжайше запрещен. Вокруг источника устанавливался тройной кордон милиции, комсомольцев и пионеров. Устраивались облавы, угрожая оружием, разгоняли паломников со Святых ключей. Однако не было ни одного года, чтобы в сам праздник паломники не прорывались к источнику и не набирали соленой воды. Такое же гонение терпели в Верхнем Авзяне около источника Табынской иконы Божией Матери, что на Малиновой горе. Но там часовню сразу взорвали (под г.Белорецком). А над Святыми ключами часовню сначала перестроили в лечебницу. Но каждый день ванны лечебницы были полны змей. А больные боялись «жены», одетой в черное, постоянно появляющейся у часовни и обходящей ее. Лечебницу построили рядом, но Матерь Божия не допускала туда людей, так и до сих пор курорт не может использовать воду 1-го источника. По требованию журнала «Наука и религия» 1972 г. часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Место вокруг обезображено, спилены деревья, окружавшие источник, наброшен всякий хлам, все заболочено и выглядит отхожим местом. Воистину глаголы Господни: «...Егда узрити мерзость запустения на месте святом... знайте, что близко, что при дверях...»
КУРОРТЫ После взрыва святого источника вода стала исходить множеством ключей. Они выбивались на всем протяжении горы, укрывающей подземное соленое озеро. При этом истекали как соленые воды, так и пресные. Был даже особый источник - глицериновый, называемый иногда «Источник молодости». Минерализация этих ключей различна и постоянно колеблется, так что любой может выбрать для себя ключ по вкусу. Однако народная тропа не заросла к самому соленому и самому большому. При строительстве детского санатория глицериновый источник был окружен дамбой для получения лечебных грязей, которые используются для лечения детей. На месте взорванной часовни, в нескольких метрах от ее фундамента, построена насосная станция для подачи соленой воды на курорт (лечебное заведение для взрослых). Стремление советской власти использовать источники для оздоровления - небеспочвенны и с особенной силой стали воплощаться после Великой Отечественной войны, когда «...результаты лечения инвалидов Отечественной войны превзошли все ожидания. После 20-30-дневного лечения раны у них закрывались полностью». В связи с этим построены курорт и детский санаторий. Строительство велось ударными темпами и сопровождалось атеистической пропагандой. Но человек предполагает, а Господь располагает. Эту самую народную тропу не удалось повернуть вспять. Вокруг соленого источника разгорелись и не утихают по сей день страсти. Получилось так, что место явления Табынской иконы Божией Матери оказалось в центре целого курортного городка. При этом внимание поневоле останавливалось на святом соленом источнике. Регулярные бои милиции и верующих в IX пятницу по Пасхе способствовали еще большему прославлению Богородицы.
ИОРДАНЬ Соленый источник, о котором была речь выше, также имеет свою историю. В 90-х годах источник был немного углублен и обложен бутовым камнем. Но в 1993 г. пришлось вновь перебрать кладку, а заодно выкопали яму для купания, которую в 1994 г. огородили, чтобы не обвалилась. С этого времени к источнику резко повысился интерес со стороны вроде бы нейтральной массы народа. Купались в «иордани» многие, от простого до богатого, привилась традиция испить соленой воды в день бракосочетания. Всякого гостя везут сюда. Известно много о действии Божией благодати вокруг этого источника. Постараемся привести хотя бы известные нам. 1. Один больной, приехавший на курорт по путевке, заболел ангиной в очень тяжелой форме. Горло распухло так сильно, что трудно было даже дышать. По совету медсестер полоскал три дня горло соленой водой из источника, и опухоль полностью сошла. 2. Некто А. творил ужасные грехи, но, желая исцелиться от источника, получал только язвы и нарывы. 3. Блудница, будучи с приятелями на автомобиле у источника, опорожнилась туда и затем надсмехалась над всеми молящимися. Через две недели утонула. 4. Евдокия из Оренбурга («Уфимские епархиальные ведомости», № 1-4, 94) исцелилась от 40-летнего псориаза. Вот ее рассказ: «В 1993 г. 1 сентября приехали мы в молебный дом в Усолке. Приняли нас очень хорошо, но до источника Божией Матери Табынской добрались лишь на третьи сутки 3 сентября. Священник благословил на лечение, и нас повели на святой источник. Я не могла ложиться в воду и согнуть колени, и меня поливали из ведра. И вдруг, когда начали обливать меня, вода забурлила, закипела и сразу стала мутная. 5 сентября во время молебна я уже сама могла раздеться и погрузиться в воду и всю службу находилась в воде. Вдруг я почувствовала теплоту и погрузилась в сон. Когда же я поплыла в сонном виде, то все испугались, как бы я не потонула, и подняли меня. 7 сентября от ступней отпали чешуйки, которые 40 лет не давали ходить, и колена стали разгибаться. Теперь могу ходить без клюшек. Приехала на клюшках, ноги еле-еле передвигала. Уезжаю в очень хорошем состоянии. За все благодарю Бога и всех, кто трудится во славу Бога». 5. Владимир С. из Уфы, собираясь здесь венчаться, получил внезапное воспаление псориаза на лице и на руках, но все же был на молебне, венчался, а затем и выздоровел. 6. Нина Д. ходила с палочкой. Во время войны в бомбежку оступилась и с тех пор хромала. В соленом ключе купалась, и с палкой ее никто из нас не видел. 7. Семинарист Лев сломал ногу, и она не заживала. Применяли много лекарств, смотрели врачи, и ничто не помогало. Только когда он искупался в источнике, нога сразу зажила. 8. Директор завода Георгий однажды был на молебне, решил пожертвовать на храм 10 тыс. кирпича и дал перед всеми обет. Позднее он ехал в автомобиле в Уфу и неожиданно, словно по подсказке свыше, пересел на заднее сиденье. Через 10 км в то место, где он сидел до этого, врезался «КрАЗ». Георгий же остался жив только благодаря тому, что вовремя пересел назад. Соленой водой пользуются по-разному, например, в царское время пользовались ведрами, испивая одно за сорок дней. Но теперь мы стали слабы и душой, и телом на такие подвиги и пользуемся так: 1) От головных болей - холодный компресс на всю ночь. 2) От кожных болезней - купание, теплые ванны или грязь. 3) От желудка: - при остром отравлении: стакан воды из источника, если нет противопоказания на соль; - при хронических болезнях: регулярно по вкусу подсаливать пищу. Вообще, водой можно пользоваться свободно, соблюдая благоговение к святыне. Потому что эта вода всегда святая. Есть любопытное свойство воды: она чернит золото и золотит серебро. Вместе с водой из источника иногда выходит «пенка», по своему составу очень сложна и имеет вид мази, которая также используется для лечения. Многие эту мазь добывают из-под камней, специально разбросанных на выходе воды из святого ключа.
(Сведения об истории чудотворной иконы публикуются по: Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель / [авт.-сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г.]. – М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005. С. 64-77. Материал из книги: 405 лет явления Табынской иконы Божией Матери 1597-2002. Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворной её иконы «Табынския». - Уфа, 2002.)
А на противоположном берегу реки Усолки – санаторий «Красноусольск». Работает он круглый год, предлагая лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, нарушений обмена веществ и таких «популярных» в последние годы гинекологических и урологических заболеваний…
Такую вот поездку можно предпринять в выходные дни. Всего-то 600 километров туда и 600 километров обратно. Кстати, бензин на трассе дешевле, чем в Озерске. Так что цистерну с собой можно не цеплять… фото А.Лёшкина Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Оператор линии упаковки |
• | Продавец |
• | Менеджер маркетплэйса |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |
• | охранник |