Александр Лабутин: разговор с чемпиономОбщество, 29 июня 2022 10:36, Редакция
Все, кто интересуется мотоспортом и эндуро, хорошо знают имя Александра Лабутина. В новостях то и дело мелькают сообщения, что озерчанин занял первое место в очередном мотокроссе. Так, мы обрадовались, узнав о его победе на гонке «Enduro4Seasons2022» («Четыре сезона»), состоявшейся в середине июня в Полоцком районе Белоруссии.
Позвонили Саше, поздравили и предложили встретиться, ведь обычно на соревнованиях нам удается перекинуться парой слов, и всё. Александр согласился и даже, по нашей просьбе, принёс грамоты, медали, памятные призы.
- Это лишь небольшая часть, всё принести невозможно, - объяснял Саша, раскладывая свои спортивные «трофеи» на столе. – Это моя первая грамота за первое место в Кыштыме, 1999 год… Этого дракона подарили в Хвалынске в 2020-ом, тяжёлый, из деталей его сделали… Это медали… Вот с Белоруссии, кстати…
Грамота за первые соревнования. Кыштым, 1999 г
- Как ты решил поехать в Белоруссию?
- Уже второй год у меня заключен контракт с компанией «Avantis», которая и вывозит меня на различные гонки. В нашей команде собраны спортсмены со всей России. Естественно, для меня это большое подспорье, мне даже выделили тренировочный мотоцикл.
- Гонка «Четыре сезона» проходила под белорусским городом Полоцк в течение трёх дней. Участников много. Заграничных спортсменов не было в связи с нынешней обстановкой. С Урала вылетел в Москву 15 июня. С Москвы до Белоруссии девять часов добирались на машине.
- В первый день был пролог. Бетонные большие плиты и всё остальное, образно, это засечка – каким ты будешь стартовать на второй день. На прологе у меня подзаканчивался бензин, я упал и финишировал четвертым. Дальше два дня катались по лесу. Сначала в одну сторону, потом – в обратную. На второй день выиграл у второго 4 секунды, а на третий день я уже выиграл 18 минут.
- Уже в конце второго дня я знал, что вышел в лидеры. У нас есть программа в реальном времени «MarshalOne», она сама считает твое положение в таблице. И здесь все честно, никто не подсуживает.
- Ездили по кольцевой трассе. Круг – 12 км. Давалось три часа, то есть чем больше проедешь за это время, тем лучше. Лично я проехал пять кругов. Разумеется, были и подъемы, и спуски. К тому же сильно разрыли, чем и плоха круговая трасса, особенно когда много участников. 350 человек разрывают трассу за время гонки в «лоскуты», вылезают корни деревьев и всё остальное. С каждым кругом становится тяжелее и тяжелее.
- Что делаешь, когда чувствуешь себя на пределе? Есть у тебя секрет, чтобы быть в тонусе? Поешь, разговариваешь сам с собой, ругаешься, наконец?
- Да, с собой разговариваю, иначе как? Столько часов за рулем… Некоторые спортсмены добавляют в гидратор рюкзака энергетические напитки, я этого не делаю, только вода! Считаю, что печень просто умирает от всяких добавок…
- Конечно, когда гонка длинная, как в Геленджике, то мы не торопимся. Стартуем и знаем, что выдано семь часов на прохождение трассы. Надо успеть пройти все контрольные пункты (КП), где стоят маршалы и отсекают тебя. Если же за положенное время не успел пройти все КП, то ловишь «тайм-бар», то есть получается, что ты не финишировал.
- Ты практически всегда первый. Если вдруг не получается прийти первым, тяжело переживаешь?
- Я не переживаю, это же спорт. Я до гонки в Белоруссии ездил в Миасс, и у меня был сход. Упал и оторвал топливный насос. Так что всякое случается. Да и время не стоит на месте, молодёжь растёт.
- То есть ты понимаешь, что рано или поздно тебе наступят на пятки?
- Уже наступают. Ведь есть молодые ребята, которые ездят лучше. Но у меня очень большой накат, и я изначально с первого круга хорошо смотрю трассу, чтобы не заблудиться. Ну и к тому же топовыми спортсменами бывают до 25 лет, а потом здоровье заканчивается, а мне уже 33 года.
- У тебя были травмы?
- Конечно, и это не проходит бесследно. У меня даже есть титановые наколенники, которые под заказ делали в Москве. Я их одеваю, хорошо застёгиваю, и они мне держат коленный сустав. Меня хорошо знал наш хирург Олег Омельчук, я был у него постоянным клиентом.
- Сколько тебе было лет, когда ты начал тренироваться?
- На мотоцикл отец меня посадил в 96-ом году. Тогда мне было 8 лет. Сейчас раньше садятся. Я своего сына посадил в два с половиной года. Пока он ездит на квадроцикле, потому что еще плохо держит равновесие. Кататься сыну нравится. Если разонравится, заставлять не стану. Это должно идти изнутри, из сердца, ты должен быть фанатом.
- А когда ты почувствовал, что ты фанат, что не можешь без мотоцикла, гонок?
- Мне всегда это было интересно. У меня и сам отец ездил, он был кандидат в мастера спорта, и мне привил это увлечение.
Знал Александр и тренера легендарной озёрской мотосекции Фирзана Замалетдинова:
«Да, я его застал, вообще, знаком со многими озёрскими гонщиками советской поры, хотя мой отец родом из Челябинска, ездил за ЧТЗ. Это потом родители переехали в Озёрск, где я и родился. Когда отец начал возрождать трассу за ФИБом, стали подтягиваться и другие спортсмены, дядя Вова Зонов, Сергей Шумков, приходил Фирзан Багаутдинович».
- Хотел бы тренировать детей?
- Однозначно, да, но в городе мотосекции сейчас нет. Раньше ходил по инстанциям, чтобы открыть такую секцию, ничего не получилось. Если же по уму открывать спортивную секцию, то должно быть место для тренировок. В принципе, есть у нас трасса за ФИБом. Зимой мы там даже катаемся взрослыми спортсменами, а в межсезонье там не покататься из-за её неудовлетворительного состояния.
- Я даже был готов на свои средства купить мотоциклы, чтобы заниматься с детьми. Но сразу появляется ещё одна важная проблема. Есть семьи, где родители проживают раздельно. Кто-то из родителей согласен, что ребенок будет заниматься мотоспортом, кто-то – против. В случае падения или травмы, придет этот папа или мама и скажет, а я не давал (-а) согласия на занятия. Так и до судебного разбирательства может дойти…
- Всегда могу дать совет, когда мне звонят, спрашивают. Делаю я это бесплатно. Почему бесплатно, хотя, на самом деле, консультации стоят больших денег? Во-первых, не вижу смысла зарабатывать на этом, во-вторых, много ребят, кто хочет ездить, но негде заниматься, у некоторых даже негде хранить мотоцикл.
- Этой зимой делали соревнования для детей в Касли на пруду. В местной мэрии нам пошли навстречу, предоставили дежурных медиков, сотрудников МЧС. Думаем, традицию зимних гонок продолжать. В Касли нам также выделили участок земли, где тоже можно устроить небольшую трассу для детей с искусственными препятствиями.
Зима 2022 года, разговариваем с Александром на каслинских гонках. Тогда же Саша проехал за компанию с юными участниками во всех заездах – для тренировки.
- Получается, что практически большинство спортсменов – самоучки?
- Фактически так. Если есть средства у семьи, то тогда можно поехать туда, где есть специальные трассы, тренера, например, в тот же Геленджик. Там есть маршруты, гиды. Платишь гиду, и он пять дней тебя катает.
- В целом, какие траты предстоят человеку, желающему заниматься мотоспортом? Сколько стоит это удовольствие?
- Могу назвать лишь примерные цифры. Чтобы был результат, чтобы ты не чинился бесконечно, каждый год надо покупать новый мотоцикл. Ибо через год мотоцикл, как правило, разбит в хлам. Итак, покупаем мотоцикл за миллион рублей. Ещё докупаем защиту - в районе двухсот тысяч. Повторюсь, это примерный ценник на сегодняшний день. Плюс деньги на поездки. Плюс надо иметь автобус, чтобы на чем-то возить мотоцикл. Чтобы в сезон проехать какие-то хорошие гонки, необходимо в районе двух с половиной – трёх миллионов рублей.
- Сколько же всего у тебя было мотоциклов за твою карьеру?
- Их было много. Запомнился мотоцикл, который мне выделил город. Тогда Сергей Чернышев пришел посмотреть соревнования. Меня с ним познакомили, представили, как перспективного спортсмена, и Сергей Георгиевич пообещал, что мне купят мотоцикл. И действительно, мотоцикл купили, и именно на этом мотоцикле тогда я стал серебряным призером России.
Грамота за спортивные успехи и достижения от Администрации округа, 2004 год
- Появилось много экстремальных гонок, когда мотоциклисты пытаются подняться на очень крутые склоны, в итоге, бьют технику.
- На самом деле это абсолютно другой вид спорта, не эндуро, даже не знаю, как он точно называется. Кстати, в этом году я должен был ехать в Австрию, на гонку «Эрцбергское Родео». Там находится железный рудник, наподобие нашего Коркинского разреза, и сразу 350 человек одновременно поднимаются наверх. Из-за международной ситуации поездку отменили. Хотя, я бы попробовал.
- Нет, но это разве нормально, когда в таком экстриме гробят свою технику? Мотоциклы, вообще, страхуют?
- Нет, мотоциклы не страхуют, это спортинвентарь, который даже в кредит вам не продадут. Интересно, что в таких экстремальных видах спорта вы практически не увидите молодежь. В основном, это денежные люди среднего или старшего возраста, которые хотят оригинально провести время, заехать или не заехать наверх, попить чаю, пообщаться, а молодежи это очень накладно.
В «обычной», повседневной жизни Александр занимается ремонтом автомобилей. Его спортивный график насыщенный, и в любое время года он ездит на соревнования, только с декабря прошлого года он поучаствовал в пяти гонках, если не больше. Бывает Александр и на зарубежных соревнованиях:
- Гонка в Турции запомнилась большими камнями. Было это в Кемере прошлой осенью. Тогда из 350 участников я доехал 19-ым или 20-ым, точно уже не помню. Погода турецкая мне далась легко. Кстати, многое значит климат, даже мотоцикл по-разному работает. Например, сам организатор турецких гонок как-то приехал на соревнования в Миасс, но с трассы сошел, сказал, что у нас ему слишком душно.
- В Румынию ехал из Москвы с фургоном своим ходом через Киев. Обратно вернулись, и началась спецоперация. Там мне запомнились на трассе узкие, заросшие мхом старинные мосты, и снова много камней.
- Сейчас выбор соревнований шире, чем во времена твоей юности?
- Конечно. Представляете, когда я начал заниматься, то мы с отцом даже двухтактного масла не могли купить. Ездили в Челябинск, заказывали и оттуда привозили. Кроме ИМЗ-8 масла не было, на нём спортивная техника не работала, клинила, и в итоге мы покупали под заказ. Мотобот разных размеров не было, только 40 размер, и не важно, что у тебя нога 35-го размера, покупай 40-й и езди, а сейчас, пожалуйста, есть всё.
- Ты, наверное, дома на досуге любишь перебирать свои награды?
- Нет, жена только пыль протирает… (смеётся) Вообще, накопилось всего много…
- Как правило, на гонках призы не дают, не принято, но зато однажды подарили живого петуха за первое место в Кургане. Там как раз, наоборот, всегда делают хорошие призы, например, за третье место давали чайник, а мне вручили породистого петуха! Я его потом везде возил, предлагал, чтобы забрали, просто так, куда мне его. В деревнях отказывались, говорили, что у них своих петухов в хозяйстве хватает. В итоге, отдал родственнику, который его куда-то и пристроил. Петух, ожидая своей участи в коробке, всю ночь провёл в машине, а была зима. Ничего, переночевал нормально, единственно, у него лапы затекли от сидения.
- Мотоспорт травмоопасен, с этим не поспоришь, а ты не боишься за здоровье сына?
- Боюсь, но лучше заниматься таким видом спорта, чем по подвалам лазить, и мои родители тоже так считали. Моя жена разделяет мои взгляды и ультиматумов – или я, или мотоциклы – никогда не ставит. Я такой, какой есть, свою жизнь без мотоциклов не представляю. Конечно, не обходится без травм. В 2016 году упал у нас на трассе, чистая случайность, тогда у меня отломилась подножка. Я упал, потерял сознание, голову настолько отбил, что началась эпилепсия, сильно трясло, потом затылок зашивали, но всё в итоге обошлось.
- Интересно, а твоя супруга катается на мотоцикле?
- Нет, жена на мотоцикле не катается, если только на детском квадроцикле может проехаться в охотку. Да, и я считаю спорт на кроссовых мотоциклах неженским делом. По-моему мнению, это огромные перегрузки, невероятный стресс для организма, а женщинам еще ведь детей рожать. Ну, если только в Кыштыме по «лайту» ездить. Когда же речь о больших соревнованиях, то лучше не рисковать. Я особенно ощутил это в Румынии, когда за рулём провёл пять дней. Спать ложились в час ночи, вставали в четыре утра. Между прочим, между вторым и третьим днём гонок ночевали прямо в лесу, где-то в горах, в палатке и спальнике.
- Хорошо, ты обожаешь эндуро и гонки, а как насчёт дорожных мотоциклов?
- Да, я даже покупал такие мотоциклы, но для меня всё-таки это очень скучно. Может, у нас в городе доехать с места до места, и всё. В повседневной жизни пользуюсь автомобилем, я и на соревнования езжу на автомобиле, а мотоцикл вожу на прицепе.
- Когда лучше начинать занятия мотоспортом?
- Вообще, начинать заниматься мотоспортом надо в детстве и юности, в 25 лет это будет сделать гораздо тяжелее. И научить ребенка легче, чем взрослого человека. Почему? Потому что у ребенка пока еще нет чувства самосохранения, ему говоришь, он делает, а взрослый еще три раза подумает, будет он прыгать через это бревно или не будет.
- Лишний вес мешает?
- Конечно, мешает, поэтому надо держать себя в форме. Во время гонок вес сильно теряется, только за Румынию или за Турцию я потерял по 9 килограмм.
- Мало того, что гонщики много времени проводят за рулём, так ещё часто приходится ездить по грязи и лужам?
- Ну да, едим и по грязи, и по лужам. Самое плохое, когда намокают перчатки, тогда мозоли на ладонях обеспечены. А еще меня поймут спортсмены, когда за присыпкой стоят в очередь, потому что «пятая точка» натирается в кровь от длительных поездок за рулём.
Оказалось, что мотогонщики ездят в специальных бронетрусах:
- Сзади вставляется пластиковая защита для поясницы, на бедрах – мягкие вставки из губки. К тяжелой амуниции привыкаешь, одни мотоботы весят семь килограмм, воды три литра берешь, еще запчасти на всякий случай.
День Победы, 2012 год: Раньше на 9 Мая всегда приглашали проехать по площади. Последний раз участвовали в параде в 2012-ом году. Сейчас не зовут, говорят, что можем повредить асфальт на площади.
- Саша, у тебя есть кумиры?
- Уважаю Грэма Джарвиса, ему 45 лет, но до сих пор ездит в лидерах. Красиво едет, вот истинный фанат!
- Какие планы, когда решишь завершить спортивную карьеру?
- Я купил сад!
- К земле потянуло? Что будешь выращивать?
- Нет, ничего выращивать не собираюсь, наоборот, участок засыпал щебнем и построил огромный гараж, 9 на 9. Потом, когда придёт время, перевезу туда из дома награды, кубки и обустрою всё там красиво.
- И потом уже за грядки возьмёшься?
- Нет, на грядки места не хватит, а маленькую баньку построю!
Благодарим Александра за радость общения, желаем новых интересных трасс, блистательных побед и исполнения всего задуманного.
Андрей Лёшкин, Дина Рябова (в материале также использованы фотографии разных лет из личного архива Александра Лабутина и А.Лёшкина)
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость21 апреля 2024 - день
25oC, Ветер Северо-восточный 2 м/с, Ясно Без осадков
подробнее• | Специалист по выдаче займов |
• | юрисконсульт |
• | Кладовщик |
• | Юрист, Юрисконсульт, |
• | Рассмотрю варианты |
• | Рассмотрю Варианты |