Кто мы и откуда. Баба-Яга на УралеОбщество, 11 февраля 2021 12:43, источник: Собинформ
В серии статей цикла «Кто мы и откуда» мы перебрали практически все более или менее значимые темы, связанные с историей народов, населяющих или населявших Урал в прошлом. А кто ещё, кроме людей, населял наши края в древности? О древней фауне, вымерших животных, когда-то населявших Урал, тоже можно поговорить в будущем. Но сейчас мы предлагаем вам нечто иное.
В последнее время в массовой культуре наметился рост интереса к истории и фольклору народов Урала и Сибири. История наконец вышла за МКАД и кремлёвские стены. Оказывается, история России — это не только перечисление царей и генсеков. Оказывается, что самое интересное официальные учебники попросту упускают. Кроме академической высокой культуры есть и культура народа, точнее народов, из многоцветия которых вырисовывается лицо нашей огромной Родины.
Система образов и символов, с которыми ассоциируется тот или иной край, формируется тысячелетиями. Что-то возникает на наших глазах и авторство подобного бесспорно. Бажовские сказы – прекрасный пример относительно новой мифологии. В то же время, чем плотнее мы знакомимся с творчеством Павла Петровича, тем понятнее становится, откуда он брал персонажей своих сказов. Мы видим, как рождается в сознании людей новый вымышленный мир, и он кажется нам уже и не таким вымышленным. История начинает играть новыми красками.
Но сегодняшней темой мы выбрали образ гораздо более древний и знакомый всем вам с раннего детства – Бабу-Ягу. Кто это такая и какую роль она играет в славянской народной мифологии, всем известно. Но вот откуда она появилась и был ли у неё существовавший прототип — это загадка для большинства неспециалистов.
Мифология часто уходит корнями в очень далёкие времена. Есть даже понятие «бродячий сюжет», когда похожие образы появляются в творчестве народов, живущих в разных частях земного шара. Такие образы происходят из нашего когда-то общего прошлого. Учёные: фольклористы, антропологи, историки пытаются реконструировать мир прошлого, породивший эти образы. Иногда с мифологическим прошлым приходится сталкиваться и археологам, исследующим материальный мир этого прошлого.
Как мы уже говорили, древнейшими насельниками Урала были народы, по всем признакам относившиеся к финно-угорской языковой общности. Археологам известно множество археологических культур, которые связывают с этой общностью. При наличии огромного числа находок заметно, что многие культуры таёжной полосы Западной Сибири и Урала не оставили после себя важнейшего типа памятников – могильников. Например, металлурги-иткульцы, жившие на берегах Иртяша 2,5 тысячи лет назад, также не оставили после себя могил. Эту загадку почти невозможно решить методами археологии, и на помощь приходит этнография и даже фольклористика.
Современные потомки угорских народов Зауралья в недавнее время хоронили умерших родственников любопытным способом. Для умерших строили небольшой домик, который часто поднимался над землёй на чурбачках-сваях. Похожие амбарчики на брёвнах – лабазы использовались и для хранения припасов. Каковы причины появления такого обычая? Во-первых, мы должны помнить, что хоронить в земле в Сибири и на Урале довольно трудно, почвы каменистые, а климат суровый, на севере зона вечной мерзлоты, во-вторых, любой труп с точки зрения медведя или росомахи – это всего лишь еда. Отдавать тело на корм зверю в планы родственников не входило. Ну и наконец самая главная, но не очевидная с точки зрения современного человека причина – религиозные представления.
По мнению финно-угорских народов, душа человека подобна птице и, чтобы отпустить её на волю, тело нельзя зарывать в землю. Умершего человека после всех положенных ритуалов уносили на «воздушное кладбище», где укладывали в деревянный ящик, поднимавшийся над землёй на брёвнах. В новое «жилище» клали ритуальные предметы и подношения, ставили сосуды с пищей.
Со временем ритуалы менялись, с появлением русского населения и ростом влияния принесённого ими христианства мёртвых всё чаще стали укладывать в выкопанные ямы. Интересно, что обычай надземных могильников иногда появлялся и у народов, изначально практиковавших захоронение в могилах. Предки тюркоязычных якутов – забайкальские курыканы, как и почти все кочевники. хоронили под курганами. Но, откочевав далеко на север, стали использовать таёжный способ захоронения в амбарчиках на сваях – арангасах. Описываемый способ надземного захоронения был, вероятно, чрезвычайно распространён уже среди народов эпохи камня. Например, среди индейцев Северной Америки он был доминирующим. Не забываем, что они пришли в Америку тоже из Сибири.
Гроб якутского шамана
Славяне, напротив, с самых ранних времён хоронили умерших в могилах. Некоторые славянские племена кремировали тела умерших, но всегда это были традиционные захоронения в ямах. Расселяясь в Восточной Европе, они оказались в среде летописных финских народов, таких как меря и весь (дьяковская археологическая культура), мурома, мещера (городецкая культура). Археологи подробно изучили материальную культуру этих племён, но все сходятся во мнении, что археологически фиксируемые могильники у предков нынешних восточных финнов не известны.
Реконструкция амбарчика святилища угров
А теперь представьте себя на месте славян, нашедших на новом месте жительства в лесу «избушку на курьих ножках». Изба в привычном для славян мире — это жилой дом. Но кто соорудил крохотную избу, да ещё и поднял её над землёй? Заглянув внутрь, вы увидите там пресловутые «костяные ноги», а в глубине — бытовые вещи, горшки с едой и прочие атрибуты жилища. Габариты этой «избушки» соответствуют размерам гроба. Понятно, откуда у Бабы-Яги настолько длинный нос, что в мифе она упирается им в потолок? Он не длинный, это «потолок» низкий. Представить, что кто-то таким образом хоронит покойников, даже современному человеку сложно. А уж для человека раннего средневековья был только один способ «синхронизировать» свои представления и жуткие обычаи чужих племён – придумать мифологический зловещий образ лесного духа. Так и выросла Баба-Яга из столкновения культур давнего прошлого.
Ну а исследователям археологического прошлого Озерска остаётся только пожелать удачи в поисках места, где когда-то стоял домик местной «Бабы-яги». К слову, иногда археологи и просто любопытствующие граждане находят характерные предметы в местах, где нет следов жилых поселений или производственных площадок. Например, таким образом довольно часто находят небольшие бронзовые фигурки крылатых человечков, которые археологи называют «птицевидными идолами». Может быть, это и есть свидетельство того, что на месте находки когда-то находилась «избушка на курьих ножках»? А фигурка — это единственное уцелевшее подношение, символ души человека, умершего 2,5 тысчи лет назад.
А.Н. Теличко, методист МКУ «Городской музей»
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Повар, официант |
• | Электромонтер по ремонту электрооборудования |
• | продавец |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |
• | Разнорабочий |