Дети не должны только учиться, они должны жить, жить и житьОбщество, 23 декабря 2020 15:25, источник: Собинформ
В заголовке приведена цитата великого педагога Шалвы Амонашвили. Но об этом позже.
Скоро у детишек каникулы. Поэтому порадуемся за них. Но ещё больше порадуемся за родителей, они гораздо больше устали. И те, чьи дети учились дистанционно и конечно, те, у которых чада ходили в школу. Домашние задания! Вот настоящий «ковид» современной школы. Нет, нам тоже надо было после школы садиться за уроки, но чтобы просидеть за ними до полуночи! А до трёх ночи не хотите?!
Наши родители подчас вообще не лезли в школьные дела. Только краткий ежедневный диалог:
- Уроки сделал?
- Сделал!
Сделал дело, гуляй смело! В портфель сложил учебники и тетрадки на завтра, и забыл про них. Конечно, родителям еженедельно надо было предъявлять на подпись дневник, а в нём могли быть и тройки, а иногда и двойки…
Неприятные моменты: «Это что такое?! Ремня захотелось?!» На какое-то время нужно забыть про улицу и засесть за учебники. Но к концу четверти всё исправлялось и устаканивалось. А ещё в дневнике могли быть замечания и обращение к родителям.
Про замечания в своём дневнике ничего не могу вспомнить, а вот в дневнике старшего сына были такие записи: «Опять смеялся на уроке!!!», «Бросался тряпкой на перемене!»
(Дневник сохранился)
У младшего, помню, была запись преподавателя по шашкам: «Родители, вы что, не в состоянии купить Игорю тетрадку за 2 копейки?»
Конечно в состоянии, тем более за две копейки. Просто упустили из виду. Купили несколько.
(Небольшое примечание: шашкам тогда обучали в некоторых школах нашего города, и преподаватель был отличный - он воспитал целую плеяду чемпионов. Его многие помнят).
Конечно, и в то время некоторым родителям тоже приходилось делать уроки с детьми, но это не было повально. Так что поколениям XX века со школой повезло, не то, что нынешнему.
Главное, в школу мы шли без страха, даже с радостью. Друзья, любимые учителя. Именно любимые! Это потом переиначили слова в песне «…мучительница первая моя». Особенно интересно проходили уроки географии, литературы, а в пятом классе уроки истории древнего мира.
До сих пор в памяти урок об убийстве Цезаря. Лидия Артемьевна так живописала эту сцену, так трагически произнесла предсмертные его слова: «И ты, Брут!», что мы это будто увидели воочию.
Кстати, нет нигде доказательства, что Цезарь произнес эту фразу. Сцена описана Шекспиром, а он, естественно, не мог быть свидетелем той трагедии, случившейся в 44 г. до н. э.
Школа тогда не только занималась образованием, но и воспитанием. Сейчас у учителей просто физически не хватает на общение с детьми времени. Знаю из рассказов со знакомыми педагогами.
Ш.Амонашвили с детьми
В середине 80-х (точно год не назову) в наш город приезжал знаменитый тогда грузинский педагог Ш. А. Амонашвили. Легенда советской педагогики.
Что-то из его советов тогда нам не подходило, например, «ребёнку надо бы вставать в 6 утра и идти в школу к 7 часам. Зато после уроков масса свободного времени».
Для солнечной Грузии может, это и хорошо, но для нас, категорически нет. В мороз, в темноте, не выспавшись брести в школу?..
Но вот следующие советы уже для нашего времени. И сказаны совсем недавно:
«- Обучение и образование – это разные вещи.
Цель образования – просвещать. Человеку необходимо иметь своё отношение к этим знаниям. Чтобы оно возникло, рядом должен быть добрый, чуткий, отзывчивый и внимательный человек. Истинный образовательный процесс – когда учитель или воспитатель может посмотреть ребёнку в глаза и по-дружески поговорить.
- С наступлением пандемии с образованием произошла беда, ведь мы не были к этому готовы.
Проблема в том, что в будущем, когда мы овладеем техникой лучше, такое образование уже не будет считаться образованием. Это будет дистанционным обучением. Нам нужно помнить о полученном опыте, осмыслить свои ошибки и подумать, как должны проходить уроки на дистанционном обучении, чтобы это смогло захватить детей. Учителям нужно овладевать не столько технической частью, сколько умением продемонстрировать себя и свой материал так, чтобы дети увлеклись.
- Студентов-педагогов необходимо учить любить детей.
Любовь должна быть щадящей, искренней, открытой, доброжелательной и мудрой, должна нести не поражение, а только удачу… И если вуз не учит студентов, как любить детей, тогда человек должен самостоятельно этому научиться.
- Ребёнок должен идти в школу ради любимой учительницы.
Школа – не просто здание, а лестница для восхождения души человека. Ступени этой лестницы – учителя. Если учитель хороший, то и школа будет хорошей, независимо от внешнего вида и состояния здания. Облик, сердце, нравы и культура учителей и есть будущая школа.
- Мы ужаснёмся, если начнём измерять, насколько дети недолюбливают школу.
Они не любят все те процессы, в которые мы их вовлекаем. Великий психолог Н. А. Леонтьев сказал о советской школе, что дети отбывают обучение, но надо, чтобы они проживали его. И это притом что советская школа имела задачу воспитывать детей. Она это делала, хоть и не так успешно. После распада Советского Союза учителя отошли от воспитания, и перешли только к обучению. А в школе обязательно должна воспитываться любовь к родине, новым знаниям, национальной культуре.
- Если учитель не будет творческим, он никогда не полюбит образовательный процесс.
Учительское время пожирается формальностью – отчётами и бумажной работой. Пусть учитель схитрит там, где эта отчётность его губит. Это будет в пользу детей. Время ведь не повторяется, а учительское время самое дорогое. Выберите, что для вас важнее. Если отчётность, то пишите её. А если главное для вас — это улыбнуться ребёнку, пожать ему руку, терпеливо объяснять, тогда дети станут вашими главными защитниками.
Школа – это жизнь. А сами дети – воплощение творчества. Если их энергию переключить на познавательную деятельность, тогда в школе начнётся не обучающий процесс, а закипит настоящая жизнь. Дети ведь бегут туда не за уроками, а за тем, чтобы что-то обсудить между собой, поспорить. Моя правнучка за время дистанционного обучения соскучилась по школе – там друзья, шушуканья, дела. И вот он, главный урок, который мы можем вынести из пандемии, – надо сохранить эту страсть детей к школе. Дети не должны только учиться, учиться и учиться, они должны жить, жить и жить. И каждый раз жить лучше».
Как-то в беседе с одной бывшей учительницей, молодой ещё, я спросила – вернулась бы она в школу, если бы была хорошая зарплата. Она ответила, чётко разделяя слоги – ни за что!
А если бы зарплата было в 100 тысяч?
- Нет!
Дошли до 500 тысяч. И только после этого она сказала, что подумала бы.
И не потому, что не любит детей, «а из-за этих безумных отчётов. И наняла бы секретаря».
Надеюсь, что большинство учителей и родителей согласятся с Шалвой Александровичем. Но придут ли изменения в российскую школу, зависит не только от учителей, а в большей степени от чиновников, требующих немыслимое количество отчётов, пожирающих учительское время.
Наталия Павловская (фото из интернета)
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Специалист по выдаче займов |
• | юрисконсульт |
• | Кладовщик |
• | Юрист, Юрисконсульт, |
• | Рассмотрю варианты |
• | Рассмотрю Варианты |