Непричёсанные мыслиОбщество, 11 июля 2011 10:41, Редакция
Публикация записок Маргариты Гамм «Прощание с «Сороковкой» вызвала немало откликов. Подавляющее большинство комментирующих были согласны с автором. Но был среди отзывов и такой: «Только враги нашей Родины могут писать такие подлые статьи, незаметно впрыскивая свою гнильцу в наши умы. Статья внушает полный пессимизм, заставляет мучиться и даже стыдиться за свой родной город и в целом за страну. В то же время автор кичится своим положением - "живет в Германии". Ну, уехала ты из страны, ну и сиди там, не нужны нам здесь твои пасквили. Мы любим свой город и верим в его светлое будущее». Да, в светлое будущее мы по-прежнему верим со страшной силой. Как дети в Деда Мороза. Но патриотизм заключается не в том, чтобы всячески замазывать, маскировать и замалчивать недостатки своей большой и малой Родины. Патриотизм – это любовь несмотря на и вопреки. И, пожалуй, именно аналитическое восприятие действительности помогает адекватно воспринимать и мир, и себя в этом мире. Вот этому, наверное, вполне можно поучиться у Маргариты Гамм, чьи записки мы продолжаем публиковать. Сегодня – о весьма дальнем зарубежье… Гамм Маргарита Ивановна (род. 1953) Инженер, журналистка, поэтесса. Родилась и проживала в Озёрске до 1993 года. В настоящее время живет в Германии
Мысли приходят и уходят, но, если какие-то из них настойчиво повторяются, значит, они не случайны и отражают нечто большее, чем сугубо личные ассоциации. Систематизированные, обработанные и вставленные в статью или рассказ, они порой теряют свое первоначальное содержание. Тогда как «непричёсанные», собранные из записных книжек, из пометок на полях, из отчётливо сформулированных наблюдений, они сами по себе могут представлять пищу для размышлений. Приведённые ниже заметки являются результатом наблюдений и размышлений в течение моего десятилетнего проживания в Германии после переезда из России. На самом деле заметок гораздо больше и они разнообразнее, а приведёнными ниже я решила поделиться в ответ на предложение моего друга Сергея Борчикова поучаствовать в «Размышлениях о…». Сначала о том, с чего начинается «интеграция» в новое общество, потом о некоторых особенностях этого общества и несколько попутных философско-психологических отступлений. Маргарита Гамм. Кёльн, февраль 2003 г.
Языковой барьер Очень часто первыми «настоящими» немцами, к которым можно пристально присмотреться, являются преподаватели языковых курсов для переселенцев и эмигрантов. Эти бедолаги вынуждены по восемь часов в день слушать невнятное мычание обучаемых, если сам процесс можно назвать обучением. «Ничего! Он за это деньги получает, и хорошие!» У нашего «классного папы» была польская фамилия, типично прусский профиль и ярко выраженный холерический темперамент. Мы поговаривали меж собой, что скорее Херр Каковский заговорит по-русски, чем мы по-немецки; что при этакой методе обучения мы не будем говорить ни по-каковски. Метóда, как выяснилось позже, общепринятая здесь, сводилась к тому, что каждые два-три дня проводился тест. Вопросный лист с готовыми ответами, из которых следовало выбрать правильный, был составлен с недосягаемой для большинства сложностью. Оценки в виде процентов постоянно говорили о нашем низком уровне. «Ну, что вы! – говаривал пан Каковский, – в прошлый раз у вас было тридцать процентов, а сегодня уже почти сорок. Видите, какой у вас прогресс». Задача преподавателя – и позже это подтвердилось многократно – вовсе не в том, чтобы вы обрели знания и уверенность, задача преподавателя в доказательстве вышестоящим чиновникам необходимости увеличения сроков обучения и повышения оплаты труда преподавателя. Проливалось много воды, а о важных моментах говорилось вскользь. Вас умышленно ставили перед стеной, называемой «Немецкий язык», и предлагали её сдвинуть целиком, не разбирая на отдельные кирпичи. Это был не единственный способ воздействия на вновь прибывших, дабы не зазнавались и не преуспевали.
Месть местами и повсеместно Вообще для преподавателей характерна странноватая система, при которой они первую половину курса заискивают перед учащимися, поскольку требования замены преподавателя довольно часты, а во второй половине курса они мстят учащимся за собственный подхалимаж в начале курса. Разумеется, встречаются исключения. Наш Каковский, хотя и приехал в Германию в восемнадцатилетнем возрасте, был скорее правилом. Такой же, как у всех здесь, прищуренный взгляд и постоянная внутренняя готовность к самообороне. От кого необходимо защищаться? Если учитель не враг, то он, во всяком случае, противник. Лагерь учителей, далеко не единомышленников между собой, в общем противостоит лагерю учеников, слушателей, студентов, которых натравливают друг на друга и против преподавателей- соперников. Зачем – понятно, а вот почему – на эту тему психологами написаны тома. Основная мысль бесчисленных «Карманных психотерапевтов», педагогических справочников и советников сводится к психоанализу раннего детства. Чего же им, несчастным, не хватало, что они так дружно отторгают учителей? Точнее говоря, кое-чего было слишком много, а именно: царящей внутри семьи густой атмосферы животного эгоизма. Есть ещё один аспект, напрямую связанный с агрессивностью обоих лагерей. В условиях конкуренции, где все средства хороши, побеждает наглейший. С учётом этого воспитательная метода предусматривает развитие таких «борцовских» качеств, а «разумное, доброе, вечное» чаще всего вызывает недоумение.
Коммунизм сумасшедших Общежитие, в котором мы прожили первый год, находилось под попечительством Ордена Иоганцев (Johanniter Orden), который в свою очередь подпитывался (и не слабо) из государственных фондов, выделяемых переселенцам и эмигрантам. Последних селят (или солят) как селёдок в бочке по общежитиям и контейнерам «на первое время», которое иногда растягивается на годы. Нам ещё повезло: мы жили в саду. Точнее в парке с прудами, рыбками, утками, фонтанами, экзотическими деревьями, широкими лугами, площадками для игры в кегли, лавочками в уединённых живописных уголках, детским садом, настоящим стадионом со стандартным футбольным полем, теплицами для цветов и овощей. Законные обитатели этого рая пользовались бассейном, кафе-бильярдной и занимались скульптурой, художественной росписью по шёлку и пр. – своего рода Домом культуры. Мастерские с вывеской «Трудотерапия», собственное фермерское хозяйство с яблочно-грушевым садом и картофельным полем – всё это в центре небольшого городка на Рейне. Корпуса, в которых проживали основные обитатели, отличались удивительным разнообразием архитектуры от лжеготики до современной подземно-высотной. Два особенно старых здания были арендованы Орденом Иоганцев для нашего брата. Из многоэтажного блока напротив, в котором за высоким кирпичным забором содержались существа, мало похожие на людей, нередко раздавался дикий звериный рёв. В коттеджах, недалеко от административно-консультационных зданий, иногда происходило что-то такое, что по доносившимся воплям напоминало средневековые пытки или наркоманические ломки. Вся территория была окружена солидным забором, но со свободным входом. Из общежитий тоже частенько раздавались такие звуки, которые население городка предпочло бы не слышать, а именно: звуки русской пьянки. Наконец, управление земельной психиатрической клиники (это была она) сочло невозможным более терпеть наше присутствие. Достаточно упомянуть, что наши детки футбольными мячами били окна или выманивали деньги у законных обитателей, которые те получали на мелкие (до 100 марок) расходы при прогулках по городу. «Дурачки» обижались. Управление расторгло договор с Орденом на аренду тех двух старых корпусов, и нам повезло в том смысле, что предоставлением нам квартир занялись на самом высоком уровне, вплоть до Правительства Земли.
Асоциальные Тот же Каковский, которому было смертельно скучно учить нас немецкому, объяснил нам многое из того, что нас ожидает и чего мы, по всей вероятности, не ожидаем. Он работал на этих курсах уже одиннадцать лет и знал «особенности» представлений вновь прибывающих лучше их самих. Спасаясь от скуки, он разыгрывал театр одного актёра и, надо отдать ему должное, делал это с большой изобретательностью. Планами занятий Каковский не утруждал себя, но подбирал для каждого фразы в соответствии с его профессией, интересами, характером. Ему, видимо, нравилось управлять аудиторией. Чего стоили только его переодевания! Однажды он пришёл в таком одеянии, которое можно приобрести только в Красном Кресте, услуги которого ниже всякой социальной градации. И ведь не поленился же туда сходить. Наши намёка не поняли. Так же, как по одежде определяют, например, заниженную самооценку, по языку определяют образовательный уровень. Поэтому, если вы не владеете языком сразу по приезде, на вас будут смотреть с явным превосходством, будь вы хоть профессор, хоть Нобелевский лауреат.
Не всё коту масленица Нет, к этому привыкнуть невозможно. Не только театры, концерты, но и все без исключения «присутственные» места не были нам раньше заказаны. И вот на тебе – не вышли рожей. Не то чтобы у дверей стояли детины впечатляющих размеров, но продавцы, в момент оценив вашу покупательскую способность, одарят вас взглядами всей палитры от «ходют тута, полы топчут» до «надо предупредить магазинного детектива». Впрочем основная причина, по которой вы обходите дорогие магазины, кроется в вашем кошельке. Через некоторое время вам приходит на ум, что посещение магазинов средней руки портит вам настроение. То ли неряшливо расставленный товар, то ли качество товара, то ли контингент покупателей повергают вас в уныние, но через пару лет вы сочтёте за благо как можно реже пользоваться услугами недорогих магазинов. Низкое качество оскорбительно. Попытки плавно войти в западное общество на привычном уровне реальны в единственном случае, когда специалист высочайшей квалификации приглашён на работу на основе давно установленных контактов. Все другие варианты, как правило, обречены.
«Каждый может заниматься тем, чем он хочет, но...» Низенький крест был установлен в неожиданном месте – у обочины велосипедной дорожки, проходящей через индустриальную зону. Впрочем, в зоне, именуемой индустриальной, не было никакой промышленности уже много лет. Мастерские различных видов сервиса перемежались с огромными складами, базами и специализированными супермаркетами. Вынос торговли за пределы городов объясняется более дешёвыми земельными площадями, которые по причине слаборазвитого общественного транспорта необходимы для стоянок личных авто покупателей. Жизнь на Западе ориентирована вокруг автомобиля не без влияния всемогущего автомобильного лобби. Велосипедная дорожка через индустриальную зону особыми пейзажными изысками не отличалась. В том месте, где находился крест с долгогорящей кладбищенской свечой и парой горшечных цветков под ним, с одной стороны вплотную подходил асфальт автомобильной дороги, а с другой стороны вблизи железной дороги на сдобренной щебнем обочине произрастали неприхотливые кустики. На кресте была выжжена цитата якобы из Евангелия: «Каждый может заниматься тем, чем он хочет, но не всегда люди покупают то, что он делает».
Принцип Молчалина-Карнеги А впрочем он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. А.С. Грибоедов. Горе от ума. ...Было видно, что никто не понял объяснения доцента, но все промолчали, а я переспросила. По группе пробежала волна негативного заряда. Почему? Я попробовала выяснить это у моей приятельницы, педагога-психолога фрау фон Буш. «А вы не думаете, что они тоже так хотели бы?» – «Тогда почему?» Она мне не ответила, не могла же она в двух словах объяснить мне целый курс западной психологии. Я так часто слышала имя Карнеги, что наконец решила почитать его «бессмертные» творения. Я была разочарована убогим примитивизмом его рекомендаций для начинающих карьеристов. Не лучше ли читать просто хорошую литературу? Хотя хорошая литература для профессиональных карьеристов частенько звучит прямым оскорблением: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Горе от ума? Разве не забавно, что в докапиталистические времена под умом понимали порядочность, честь, совесть? Задолго до местечкового человековедения было известно, что, играя на слабостях людей, можно многого добиться. Но ведь не секрет, что и самоуничижение, и жмурки с совестью не проходят бесследно для психического здоровья. Такие игры чреваты.
Профилактика. Психогигиена В нашей группе на языковых курсах был один психиатр из города Кемерово. Бывший заведующий крупной клиникой, он не скрывал, что ему пришлось здесь несладко. В психиатрии без очень хорошего знания языка делать нечего, он же владел им настолько, чтобы почти разувериться: «Какой-то я к языкам неспособный». Это после двух лет проживания в языковой среде. И всё же его можно отнести к «удачникам». После нескольких практик (работа без оплаты) и упорных поисков он нашел место где-то на территории бывшей ГДР. Вероятно, менталитет депрессирующих «гэдээровцев» ближе к нашему. Они, владея языком лучше западных немцев, довольно быстро разобрались, что их оставили с носом. Всей Европе известно, насколько восточные немцы (Ossi) лучше образованы (всё ещё), но западные (Wessi) этого никогда не признают. Wessi совершенно нетерпимы к критике и обладают каким-то злорадным юмором. Исключение по части юмора составляет Кёльн, да и то во время карнавала. Запад болен, об этом вы прочтёте во многих книгах по психологии. Какую психотерапию рекомендуют местные специалисты? В хороших советниках вы прочтёте о том, что лучше всего к ним не обращаться. Непомерно важная роль психотерапии инспирирована сверху, и психотерапевты в своём большинстве беззастенчиво обслуживают господствующую идеологию. Показательны курсы типа: «Как быть счастливым эгоистом». Выбор всевозможных тренингов очень широк, учат правильно аргументировать и убеждать, спорить и осознавать мотивы, пудрить мозги и не позволять манипулировать собой и т.д. и т.п. Однако ни один тренинг не углубляется в корни проблемы, это всегда чистой воды дрессура.
Цирк, да и только! Это действо называется презентацией и являет собой попытку нанимающегося на работу продать первое впечатление о себе работодателю по максимальной цене. Оба прощупывают друг друга с первой минуты встречи, как представители посольств недружественных стран. Работодатель, как правило, слегка натаскан в НЛП[1], а претендент знает все эти штучки из собственного опыта. В конце следует обещание проинформировать нанимающегося о решении через некоторое время. Однако до приглашения на переговоры следует пройти целый ряд предшествующих этапов. Прежде всего необходимо раза два в неделю искать в интернете, газетах, информационных системах Службы Трудоустройства подходящие объявления. Затем, желательно без промедления, разослать потенциальным работодателям комплекты документов, состоящие из собрания всевозможных сертификатов, свидетельств, дипломов, характеристик, прилагаемых к заявлению и автобиографии. Всё это, вложенное в специальные корочки и заполненное по единой форме, должно соответствовать бюрократическому стандарту, при неточном выполнении которого никакие дипломы не подтвердят ваш профессионализм. Самыми любопытными бумажками из этого набора являются характеристики. Эти пишутся эзоповым языком бюрократов-кадровиков в фирмах и фирмочках. Существуют кодовые фразы, которые одни только и передают то, что хотел сказать предыдущий работодатель, выставляя сотрудника на улицу. По закону характеристика не должна быть отрицательной, поэтому кодовые фразы звучат вполне пристойно: «Был(а) исполнителен/льна» (ровно наоборот без «всегда и постоянно»), «приложил много стараний» (но ничего не сделал), «проявила коммуникативные качества» (интимные взаимоотношения с руководством), «способствовал улучшению рабочего климата» (алкоголик) и т.д. Скорее всего, даже при раскодированно идеальных (что тоже подозрительно) характеристиках и свидетельствах весь пакет, отправленный по почте, вернётся обратно с коротким стандартизированным ответом, в котором «с большим сожалением» откажут и попросят не принимать это на счёт вашей квалификации. Напрашиваются вопрос: «Почему же тогда не взяли?» и ответ: «Банановая республика – сплошная коррупция».
Урок политэкономии Более рискованного подзаголовка придумать сложно. Ещё хуже, вероятно, может быть только «Лекция по политэкономии», но то, что я имею в виду, не лекция, а именно реальность. Где стоит печка реального капитализма? Плясать надо от принципа: «Прибыль прежде всего». Эта фраза является буквальным переводом с немецкого: «Gewinn vor Allem». Навар прежде совести, прежде здравого смысла, прежде здоровья и природы, прежде любви к ближнему (не говоря о дальнем и просто любви). Прибыль, навар, выигрыш – главным образом в денежном выражении. Деньги, как известно, не пахнут. Если к этому принципу подходить сугубо теоретически, то также теоретически можно продолжить его в том смысле, что большая часть прибыли пойдёт на получение ещё большей прибыли, большая часть оставшейся прибыли заслуженным образом пойдёт на личные нужды предпринимателя, а оставшаяся часть оставшейся прибыли может быть распределена среди её создавших. Это – теоретически, что происходит на практике, всем хорошо известно.
Планофобия «Никогда не бывает так, чтобы никак не было. Как-нибудь оно да и будет». Чем плановое хозяйство хуже рыночной экономики? На самом деле рыночное производство, да и экономика в целом не могут обходиться без планирования. Его называют менеджментом, организацией и ещё какими-нибудь словами, и только потому, что слово «планирование» тесно связано со словом «социалистическое». По существу своему планирование может стать причиной бессонницы не особенно мудрого предпринимателя, если конкуренты сильны в этом вопросе. Осуждение планирования – простенькая уловка для снижения конкуренции. Той же цели служит рекомендация жить «в отсеке сегодняшнего дня». Оно-де спокойнее ничего не планировать, дабы не расстраиваться, если жизнь опрокинет все ваши планы. Не лучше ли научиться тоньше планировать?
«Альтернатива» Вчера видела настоящих троцкистов. Живьём. Широко распахнутые глаза обладателей истины. Эта партия разветвлена по всему миру и называется «Социалистическая альтернатива». В отличие от больших социалистических и других левоориентированных партий, где ветераны нередко напоминают, что они в этой партии пребывают почтенное количество лет, здесь была одна молодёжь, жаждущая деятельности, а не уточнения бесполезных параграфов в предвыборных программах. На повестке стояла демонстрация протеста у американской базы против войны в Ираке, из теории – борьба с антисемитизмом. Студенты, учащиеся, журналисты, рабочие – все натасканы в истории Октябрьской революции и троцкизма. Где только они этого понабрались? Идеализм вопиющий, объективизм просто беспощадный. И почему это для ясности глаз необходимо быть непрошибаемо наивным?
К более интересному: о месте личности Как показывает практика, яркие личности могут находиться на всех уровнях социальной структуры капиталистического общества. На таких личностях всегда всё держится, но не «потому что», а вопреки. Духовность, насколько я понимаю, понятие общественное, вне социума не существующее, тогда как душа – нечто сугубо личное или принадлежность некой небольшой социальной группы. «Душа компании» – оптимист, весельчак, шут гороховый – является выразителем царящей в компании атмосферы, и его присутствие свидетельствует о наличии самой особой атмосферы в этом объединении.
Море обаяния Одна из самых таинственных загадок личности, которую не хочется разгадывать. Уже наверняка можно разложить притягательную силу такой личности на составляющие. Это делают писатели, описывая внешний вид, манеру двигаться и общаться, голос, взгляд, мимику, жесты, образ мышления, мировосприятие и т.д. Но есть ещё что-то, что подсознательно улавливается только в живом общении. В этом нет ничего от заискивания, подхалимажа, пошловатых комплиментов, демонстративного внимания, показной заинтересованности. Любопытно, что в таких случаях говорят не об этом человеке, а о собственном возросшем самоуважении как результате общения с таким человеком.
Плоть грешная «И почему это всё, что доставляет удовольствие, аморально или делает толстой?» Следы юмора иногда просматриваются даже в западном телевидении: «Может быть, лучший секс у рыб – без телесного контакта?». Однако повсеместный перебор в переключении внимания населения на первородные инстинкты, безусловно, является способом манипулирования этим самым населением. Можно безошибочно предсказывать общественно значимые неприятности. Каждая секс-атака предшествует принятию непопулярных политических решений или экономических мер.
Может ли поэт любить своё тело? Имеют ли психологи в виду, говоря о том, что надо уметь любить себя, то же, что фарисеи, проповедующие любовь к ближнему, которая-де невозможна без любви к себе? Так или иначе, имеется, вероятно, более определённое слово, разъясняющее, что такое «любить себя»: физическое самосовершенствование, антиамбициозность, эгоизм и т.д. Гармоническая личность, в отличие от нас, несовершенных, должна быть спортсменом/кой, художником/музыкантом и т.д., учёным, золотыми руками – короче говоря, Микеланджело Буонарроти. Что он думал о своём теле, он не скрыл в своих стихах. Стоит почитать эту поэтическую анатомию и физиологию. Но ни один поэт не стал бы поэтом, если бы не пытался преодолеть земное притяжение и воспарить над собственными килограммами. Лучшие картины написаны по памяти, т.е. не с натуры, или, во всяком случае, они были дофантазированы. Собственное тело для художника – предмет исследования, и чаще всего исследуется взаимосвязь тела и души.
Чтобы друг не оказался вдруг... От слова «исследование» можно плавно перейти к теме разума, точнее, интеллекта, и тут уже встречается всё то, что категорически не рекомендуется в обществе со «светскими» манерами: обобщение, анализ, критика, сравнение, оценка и самооценка. При этом часто упускается из виду дистанция огромного размера между моралью и нравственностью. Себя обычно взвешивают на весах господствующих нравов, а других сравнивают с высотами морали. Завершение фразы, вынесенной в подзаголовок, вытекает логическим образом из пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Аура Бывает ли аура негативной? Обычно говорят об ауре в однозначно благоприятном смысле, и материально её представляют в виде некоего поля, особого микроклимата, облака чарующих ароматов; неогороженного, но защищенного пространства – нечто обволакивающее, но прозрачное и не мешающее движению. Абсолютно на уровне ощущений. Ауру нельзя приобрести за деньги, по приказу, насилием. Можно купить билет на концерт гениального исполнителя, щедро раздаривающего свой талант и создающего в зале неповторимую ауру. И хотя концерт длится не больше двух часов, а положительный заряд от него сохраняется ещё некоторое время, слушатель (зритель) погружается в эту ауру лишь кратковременно. Вне стен концертного зала его ждёт совсем другая атмосфера. Искусство как иллюзия совершенства? В отношениях людей (как правило, группы людей), создающих эту ауру, должны присутствовать доверие, понимание, уважение, доброжелательность, соучастие. Всё это называется просто здоровым психологическим климатом. Наличие такой группы даёт ощущение защищенности, а господствующая в ней аура восстанавливает равновесие. Чувство юмора (кстати, в Европе юмор является не чувством, а качеством, чертой характера) мы, как правило, приписываем интеллекту индивидуума, а сам юмор служит обязательным показателем здорового климата. Там, где начальник не понимает шуток или эти шутки из разряда «шуточек», вы ощутите давящую атмосферу, едва открыв дверь.
Осторожно: высокое напряжение! Аура, в которой векторы поля строго ориентированы и само поле сконцентрировано и заряжено по своему максимуму, в которой кипение страстей управляет ситуацией, предусмотрена самой природой, чтобы напомнить зазнавшимся умникам о всесилии именно природы. Разрушение и обновление – процессы болезненные, но необходимые. Затхлая атмосфера действует удушающе. Аура тоже нуждается в освежении. Энергетическая сущность любви – также ауры максимального заряда – в обновлении биополя, в восстановлении его подвижности, пластичности, перетекаемости, в очищении от дубильных веществ.
Не боги горшки обжигают Сотворение, творчество – высшее проявление духа. Дух – это аура социума, и если аура не бывает негативной, то социум может быть гибельным для творчества. Социум, представляемый базарной площадью, на которой сталкиваются несовместимые интересы динозаврствующих эгоистов и иной измельчавшей живности, задавит саму возможность, необходимость для общества и привлекательность для индивидуума процесса творения и со-творения. Из средства самореализации творчество превращается в жертву борьбы за право на творчество – с завистью, порабощением, бюрократизмом, коррупцией. В условиях «свободного» рынка и даже социального рынка проявление зависти и порабощения является нормой. При том же количестве бюрократии в капитализме значительно больше, чем в условиях планового и авторитарного государства, коррупции (обычно узаконенной, иногда неосознанной) и эксплуатации (часто скрытой).
Два Моцарта Осознание того, что с общим и специальным образованием на Западе «что-то не то», приходит к каждому выходцу из стран бывшего Союза довольно скоро. Школьники не умеют решать пропорции, инженеры не имеют представления о синусоиде, учителя прилагают все усилия, чтобы как можно меньше полезной информации отложилось в головах учащихся, врачи озабочены экономическим выживанием собственного праксиса. При этом все говорят о коммуникативных способностях, что на самом деле подразумевает способность так подольстить начальству, коллегам и соученикам, чтобы те заблуждались насчёт того, чего они на самом деле, по вашему мнению, стоят, чтобы их вечно больное самолюбие ещё более не пострадало от вашего присутствия или, во всяком случае, от наличия у вас университетского диплома. Действительно, зачем тратиться на образование такого уровня там, где все места заранее расписаны. В каждом государстве имеется только один президент, единицы непререкаемых светил в науке, только несколько национальных выдающихся артистов, спортсменов и тому подобных. В каждом виде спорта бывает только один чемпион. Второй Моцарт был бы излишен. В мире творчества невостребованность и непонимание (недооценка) воспринимаются особенно болезненно. Из жаргона актёров, которым совковые цензоры запрещали сниматься в ведущих ролях, известна фраза, не блещущая изысканным слогом: «Его/её поимели». Так вот, при здешней коррупции и жестокой конкуренции в рынке «поимели» практически всех, чем выше, тем острее конкуренция и крупнее взятки. Все места заняты, господа. Ваши совершенства ни к чему, и не думайте, что вы умнее. Подумаешь, синусоида!..
Организация неуспеха Вершина горы, восхождение на которую потребовало больших усилий, знаменует собой достигнутый результат, положительный итог приложенных затрат, победу над препятствиями к вершине. Короткое время триумфа – это и есть та самая синяя птица удачи, которая задохнётся, если её слишком крепко держать в руках. Счастье представляет собой удачу, победу, вершину, доставшуюся с большим трудом, как, впрочем, и случайно подвернувшийся выигрыш в лотерею. Если идти от обратного, то несчастье – это неуспех, длительное отсутствие успеха (результата) или везения, недостижимость результата по причине непомерно высоких затрат, напрасно потраченные усилия, поражение в борьбе, движение по бесконечной однообразной дороге без промежуточных вершин, отсутствие видения цели, итога, вершины. Знание того, от чего люди бывают несчастны, очень могут пригодиться для морального подавления конкурентов и противников. Психологическое давление известно даже у животных, но нигде и никогда оно не становится таким психологическим прессом, оружием, как в условиях всеобщей конкуренции. Психологическая война, как мы теперь знаем, способна разрушить даже огромные государства. Для этого надо только организовать осознание несчастности его граждан.
Не мытьём, так катаньем Для победы над конкурентом достаточно позаботиться о том, чтобы затраты того на успех превосходили его возможности, перегрузить его «информацией», способствовать его дезориентации, потере смысла, поставить его перед невыполнимой задачей, не позволять ему достигать промежуточных вершин (не дать время на обдумывание и планирование). Тут психология стара как мир. Но если тоталитарное общество, подчинённое единой воле, не организует успеха каждого из его представителей, то общество, стоящее на принципах конкуренции, организует неуспех каждого как действительного или потенциального конкурента. Если не ты его, то он тебя доведёт до психического срыва.
Монокультура «Пройдёт много времени, прежде чем Вы поймёте, в чём дело, – моя собеседница Элизабет фон Буш глянула не столько на меня, сколько в себя. – Они же все...» По образованию она педагог и психолог. В пятьдесят четыре года начала сразу три новых предприятия: открыла приватную консультацию для родителей, дети которых имеют проблемы в школе, проводит выездные психологические тренинги на фирмах с проблемами рабочего климата и ведёт договорные семинары в Народных Высших Школах и на различных курсах. Я так и не услышала от неё того, что она не договорила. Сейчас я знаю, в чём дело, я знаю это «кожей». Чувствовать себя уверенно можно, только владея достаточной информацией и квалификацией. Какая квалификация в наше время в цене? Мастера нынче не в моде! Ко всякого рода ремесленникам и производственникам коммерсантами всех уровней и видов демонстрируется подчёркнутое пренебрежение. Государство без производства – изобретение американское, но почему именно Германии приглянулась идея переместить основную часть производства в «жёлтые» страны? По этому поводу можно долго рассуждать, но реальная ситуация такова, что индустриальное общество сменилось обществом управленческих услуг с короткими реверансами в сторону информационного и даже отпускного обществ. В управлении и коммерции – основных видах деятельности в современной Германии – важнее всего умение воздействовать на людей. То есть не что продавать, не ради чего управлять, а как. Им так объяснили и их так убедили. Им объявили тотальную коммерциализацию. Каждый что-то продаёт и что-то покупает.
Чтобы тело и душа были молоды Людей с пострадавшей психикой в Германии сейчас отчетливо больше, чем было лет двадцать назад. Здешнее общество тяжело больно, и болезнь эта запрограммирована его основополагающими принципами. Никакие материальные блага и удобства, тем более если они противны здоровью и экологии и их достижение превращается в жестокую психологическую войну каждого против каждого, не в состоянии обеспечить людям душевное равновесие. «Они же все больны (или травмированы, или психически обработаны, или раздавлены прессом психологического давления, или жертвы непрекращающейся психологической войны)» – так приблизительно звучит то, что не договорила моя собеседница Элизабет фон Буш. Единственный способ сохранения здоровой психики – самоорганизация собственного успеха. В условиях тотальной конкуренции и коррупции необходимо найти такую свою тропинку, которая гарантирует бóльшую независимость и меньшую конкуренцию, точнее, непредсказуемость для конкурентов траектории этой тропинки. В идеальном случае не только вершину, но и дорогу к ней надо считать удачей. Здесь надо вставить слово о юморе как надёжном щите и лучшем лекарстве.
Хеллау алааф «Живёшь в Кёльне – должна принимать участие», – заявила моя соседка, напялила на меня клоунские кепи и бантик-бабочку и повела показывать карнавал «изнутри». Не спрашивайте меня, как переводится это карнавальное приветствие, во всяком случае это – не немецкий. Особенно характерно его американское производное: «Alaaf you». В нём отразилось влияние самой большой фирмы в Кёльне – заводов Форда. Форд в Кёльне - с тридцатых годов двадцатого века, а карнавалу более трёх веков (если не больше). Кёльн самый карнавальный из всех католических городов Германии. В чём же кроется особая притягательность кёльнского карнавала? Расслабленные пивом (и не только), позволяющие себе вольности (и много более того) кёльнцы во время карнавала
утрачивают бдительность и подозрительность, которая исчезает даже из их обычно сощуренных глаз. В карнавале нет ни богатых, ни бедных, ни умных – все «дураки» или «придурки» (die Narren), которым всё дозволено. В самих обрядах заложены и политическая сатира, и свинарник на улицах, и разгул разврата (предписан). Карнавал в Кёльне – особое психическое состояние, вероятно, более здоровое, чем обычное подстраховочное недружелюбие.
Карнавал «изнутри» является для его участников, как, впрочем, и для зрителей, своего рода психотерапией, и весьма эффективной, если, конечно, не упиваться до чертиков.
Мир выжил, потому что смеялся В Кёльне местный диалект называется кёльш, и его не понимают ни в одном другом городе. Так же называется местное пиво. Кёльн – город особый, хотя и сильно американизированный, благодаря заводам Форда и чрезмерному количеству турков (по той же причине). Кёльнский юмор – это последнее, что умрёт в этом городе. Трое с Рейна собираются пить пиво, дюссельдорфец достаёт дюссельдорфское пиво (название не помню), франкфуртец достает франкфуртское (название тоже не помню), а кёльнец достает кока-коллу. Его спрашивают, почему он не пьет кёльш. Он отвечает, потому что двое других тоже не пиво пьют. Старый спор между официальной столицей Земли – Дюссельдорфом, которому несколько веков, и Кёльном, который основали римляне две тысячи лет назад, дело больше надуманное. Тот же вариант взаимных подковырок, что и между Москвой и Питером. «Подумаешь, столица: деревня деревней» (Dorf – деревня). Дюссельдорф отвечает: «Зато мы никогда не были колонией» (Cologne-Köln-Кёльн).
Опубликовано: "Размышления о...: Перекличка" Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.
[1] НЛП – нейролингвистическое программирование. – Ред. Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Продавец |
• | Менеджер маркетплэйса |
• | охранник |
• | Водитель В,С |
• | электробезопасность |
• | охранник |