Алмазы из взрывчатки
О снежинской компании «СКН» и ее директоре Игоре Петрове недавно узнал весь мир. Предприятие получило Игнобелевскую премию мира (в России называемую «Шнобелевской») за работы над превращением взрывчатых веществ в наноалмазы. В интервью корреспонденту газеты «Метро» ученый рассказал о своей деятельности и поделился планами на будущее.
О малом бизнесе и наноалмазах
- Вы стали лауреатом Игнобелевской премии. Получили всемирную известность. Что это для вас значит?
- Хочу уточнить, Игнобелевскую премию дали предприятию ООО «СКН», директором которого я являюсь. Премию мы получили не за изобретение, а за работы, связанные с получением наноалмазов при утилизации взрывчатых веществ. Некоторое время назад мы получили грант американского фонда гражданских исследований и развития как раз по этой тематике. Цель гранта — не новые разработки, а увеличение экономической эффективности при производстве наноалмазов. Последние годы мы как раз занимались увеличением экономической эффективности и получением способов производства с минимальной экологической напряженностью. Получение Игнобелевской премии для нас — великолепный маркетинговый выход. О нашей продукции узнали во всем мире. Письма приходят отовсюду.
- А как и когда появилось ваше предприятие?
- ООО «СКН» было организовано в 2007 году для реализации производственной программы научного предприятия НПФ «Новые технологии», действовавшего в Челябинске и тесно сотрудничавшего с РФЯЦ-ВНИИТФ. Но официальная деятельность коллектива предприятия по разработке темы "Наноалмазы" началась еще в 1994 году. За эти годы выполнено три гранта CRDF, один грант CNCP и два государственных контракта РФ. Большинство сотрудников предприятия – бывшие работники Федерального Ядерного Центра (Снежинск). Мы производим два вида продукции, которые направляем на экспорт: водные суспензии 10 нанометров и 100 нанометров.
- Кто является создателем наноалмазов, и где они применяются?
- Первые наноалмазы были получены в 1962 году в Снежинске.
Наноалмаз – синтетический порошковый материал, получаемый подрывом взрывчатых веществ в специальных условиях.
Однако всё развивается: продукт, который раньше производил ВНИИТФ – УДА (ультрадисперсный алмаз) сейчас для нас всего лишь сырье, на сегодня это не конечный продукт. Мы имеем несколько патентов в области производства и использования наноалмазов. За время работы предприятия мы выполнили более 40 экспортных контрактов. В основном покупают нашу продукцию предприятия из США и Индии. Они используют наноалмазы в гальванических процессах — это классика, которая отрабатывалась во ВНИИТФ. В США ведут разработки в области биологии и медицины. Когда я в этот раз прилетел в Чикаго, мне сказали, что рядом находится предприятие, которое использует наноалмазы — покрывает ими эндопротезы. Получается, что эта углеродная составляющая способствует меньшему отторжению. К слову, нашу продукцию несколько лет исследовали в МГУ: сравнивались снежинские, украинские, чешские, японские наноалмазы. Оказалось, что наши обладают минимально вредными воздействиями на биологические структуры.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Сейчас мы приостановили производственную деятельность, потому что расширяемся. Ремонтируем еще одно помещение, в котором будет установлено оборудование. Начинаем заниматься некоторыми другими проектами, касающимися нанотехнологических процессов. Подготовлено пять заявок на патенты. Это связано, как с нынешним производством, так и с будущими разработками.
О церемонии
-Как вы узнали о том, что стали лауреатом Игнобелевской премии?
- Я был чрезвычайно удивлен, когда мне позвонили из США. Кто-то нас номинировал, я пытался выяснить кто, но так и не смог.
- Что было дальше?
- Мне назначили русскоязычного куратора. Им оказалась Елена Борман. Она училась в Москве, биолог-медик по образованию, сейчас работает директором одного из медицинских институтов в Чикаго, игнобелевский лауреат 2009 года. Ее изобретение — противогаз в бюстгальтере. В случае чего вы выдергиваете чашечку, сначала себе, а потом спутнику надеваете, и все выживают. Тоже развилось производство, и больше всего таких бюстгальтеров покупают в Японии.
Лена встретила меня в Чикаго. Мы посетили Аргонскую национальную лабораторию федерального ядерного центра США. Посмотрели Чикаго, потом переехали в Бостон. К церемонии награждения меня специально готовили. Самое главное, что мне внушали: всё будет очень легко и весело. Мне помогли перевести с русского на английский мой юмор, потом с английского на американский, потому что в каждой стране свои особенности.
- Как проходила церемония?
- Действительно было очень весело, но для российской действительности непонятно. Представьте себе: директор института выходит на сцену отплясывает чечетку и начинает петь частушки. Для нас это дико, поэтому и отношение к этой премии неадекватное.
Думаю, российский нобелевский лауреат не может себе позволить петь оперу на сцене. У них это вполне естественно. Кстати, на церемонии не было профессиональных артистов, все номера исполняла профессура.
На выступление мне дали ровно минуту, потом ко мне подошли девочки, которые стали кричать: «Пожалуйста, остановитесь, мне скучно». Я вручил им наши российские фианиты. Раздал те же фианиты нобелевским лауреатам, и закончил свое выступление.
- И в правду необычно, получается некий капустник для ученых. Наверное, и символический знак признания заслуг был оригинальным?
- Конечно. Мне вручили песочные часы — как символ бесконечности. Вообще, статуэтки Игнобелевской премии каждый год разные, но неизменно смешные. Возьмите, к примеру, медаль, на которой Нобеля изобразили с длинным носом, из-за чего в России премию назвали Шнобелем. Также в разные годы были кубики, вставные челюсти и так далее.
- Как родственники и друзья отреагировали на получение премии?
- Я поделился только с дочерью. И матери сказал, чтобы инфаркт не хватил. Остальные узнали от корреспондентов. Сыну позвонили из администрации с вопросом: «Вы знаете, что ваш папа стал Игнобелевским лауреатом?». Он в шоке был. Сотрудники предприятия тоже не знали до последнего.
О науке
- Наверняка вам приходилось работать с зарубежными учеными? Есть ли будущее у российской науки или ученым проще и выгоднее покинуть Родину?
- Убрать бы нам закомплексованность, которая существует еще с советских времен, и было бы просто замечательно. В России сейчас наиболее благоприятные условия для развития, богатый опыт. И если это направить в гражданское русло, то в том же Снежинске можно было бы столько создать. Нам оказывает помощь в виде субсидий Министерство экономического развития Челябинской области, администрация Снежинска. Мы постоянно обновляем парк оборудования, нам половину стоимости возмещают. Надо знать, где какую поддержку можно получить, не гнушаться политической поддержкой. Я знаю американских коллег, работающих на специализированных частных предприятиях, которые раньше были в шоколаде, сейчас имеют большие сложности. В то же время есть люди, у которых всё сложилось хорошо. Например, наш куратор Елена Борман работает директором американского института и финансовых проблем не испытывает. Кто-то устраивается, а кто-то — нет, зависит от человека.
Блиц-опрос
С чего начинается ваше утро?
С включения компьютера и просмотра почты. Потом уже иду умываться и так далее.
Ваше любимое изречение?
Шаг за шагом, к великой цели!
Последняя книга, которую вы читали?
После номинации я читал Акунина. Очень живой язык, мне нравится. Мозги хорошо прочищает. Много информации, и динамика внутренняя выстроена, захватывает.
Ваше увлечение.
Путешествия. Я очень много езжу по миру. Первоначально смотрел достопримечательности, города, сейчас по нраву природный туризм. Каждые выходные езжу по Челябинской области, по Башкирии. Мечтаю побывать на Байкале, в Туве, может быть, до Камчатки добраться.
Для справки
Игнобелевская («Шноблевская») премия — пародия на престижную международную награду — Нобелевскую премию. "Шнобелевки" присуждаются за научные достижения, "которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься". Торжественная церемония вручения премии прошла 20 сентября в Гарвардском Университете.
Кстати
Игнобелевкую премию в 2012 году получил еще один россиянин — Руслан Кречетников, ныне трудящийся в США и Канаде, в паре с американцем Гансом Майером они провели исследование под названием "Вы несете чашку кофе. Почему он расплескивается?" Игнобелевская премия в области гидродинамики вручена им за ответ на это вопрос. Так вот, главная причина расплескивания кофе - неравномерность шагов носителя, который следит за колебаниями поверхности напитка, но в итоге сбивается примерно на седьмом шаге.


Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер
(viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через
форму добавления
новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте».
Телефон редакции 5-94-14.