Театры и современные драматурги ищут пути друг к другу
Событие, которое, возможно, окажется значительным в театральном мире Челябинска, уже произошло. Артисты четырех театров: Нового художественного, академического театра драмы имени Наума Орлова, озерского «Наш дом» и Камерного с середины дня и до позднего вечера знакомили публику с новыми пьесами. Это была не просто читка. В театрах заранее познакомились с пьесами, «размяли» их, нащупав вариант сценического воплощения, и предложили присутствующим обсудить их, оценить и уровень драматургического материала, и актуальность темы для челябинского зрителя, то есть попфросту подумать, есть ли смысл заинтересоваться той или иной пьесой.
«ЮП» уже сообщала об этом событии, рассказывала, кто из четырех театров представлял каждую из четырех пьес: «Убийцу» Александра Молчанова, «Фронтовичку» Анны Батуриной, «Язычников» Анны Яблонской, «Метод Грёнхольма» испанца Жорди Гальсерана. Сегодня мы беседуем с инициатором и организатором встречи — режиссером Евгением ЛАНЦОВЫМ.
Евгений Юрьевич не чужой в театральном мире Челябинска. Здесь, в театре «У паровоза» он делал первые шаги к профессии режиссера, ставил спектакли в ТЮЗе, работал в академическом театре драмы под руководством Наума Орлова. Потом ставил спектакли и служил в театрах Москвы, Кемерова, Златоуста, Екатеринбурга, в Московском новом драматическом театре…
— В числе организаторов встречи, которая состоялась в зале Челябинского отделения Союза театральных деятелей, значится Центр современной драматургии в Челябинске. Разве он у нас есть? А если да, то что это такое?
— Существует он пока лишь только как идея, пока не утвержден, но то, что состоялось, пилотный проект будущего Центра современной драматургии.
— А что это все-таки такое?
— Как я понимаю, это «перекресток», где должны встречаться современный театр и современная пьеса.
— Вдруг да встретятся, вдруг да полюбится?
— Да. У меня есть давнишняя своя формула: как для человека качество пищи является определяющим для его жизни, так для театра — драматургия — основа. Классика — это основа для сохранения самого себя во времени и пространстве, но живым делает театр современная пьеса.
— Вся классика когда-то, в свое время была современными пьесами…
— Абсолютно! Мы знаем, чем был Чехов для МХТ, как буквально из-под пера ставились пьесы Шекс-пира.
— Известно, что существуют несколько центров современной драматургии: имени Мейерхольда…
— …Дос, Казанцева и Рощина. Есть совершенно потрясающая форма, придуманная, если не ошибаюсь, в Красноярске. ДНК — Драмы новый код. Они читают пьесы регулярно — раз в месяц, и это дает свои серьезные результаты. Есть целая программа, которая финансируется через Театр наций: проведение читок в малых городах. В ходе одной такой читки в Абакане в декабре я участвовал, готовил одну из пьес. В год они около шести городов охватывают этими читками. Берутся три-четыре пьесы, приезжают три-четыре режиссера. Это делается в одном театре…
— Но у нас-то участвовали аж четыре театра, причем один — «Наш дом» приехал специально из Озерска.
— Да, у нас получилось так. Форма гибкая. Кстати, это не первая встреча, уже была подобная работа в начале сезона в Новом художественном театре.
— Мы с вами помним, как в советские времена было организовано создание новых идеологически правильных пьес и появление их на сценах театров: высшие литературные курсы, высшие режиссерские курсы… И вдруг все разом развалилось. Что осталось или выросло на оставшемся пустом пространстве?
— То, что иногда называют директорским театром: ставится то, что может дать сборы. Касса важнее всего, независимо от уровня драматургии.
— И тогда происходит «камолетизация» всей страны…
— Хорошо, если для сборов берется такой мастер, как Шмитт, на худой конец тот же Камолетти… Но бывает и такое, что даже сам директор не может заставить себя пойти посмотреть, как идет спектакль сегодня, из-за дверей лишь убеждается: зал гогочет, ну и ладно. Вот некоторым противодействием этой кассовой политике в выборе репертуара и могут быть пьесы современных драматургов — и зарубежных, и, прежде всего, отечественных. Я считаю, что именно на отечественные и надо делать упор. Все-таки у них общие болевые точки с теми, кто приходит в зрительные залы. Это совсем не отмена стремления собирать полные залы.
— Вы подняли очень важную тему: о созвучии того, что выбирается для постановки, интересам зрительного зала.
— Театры сейчас ориентируются либо на кассу, либо, если есть творческие амбиции, на фестивали, на шумную известность в профессиональной сфере… Но зал при этом зачастую остается равнодушен. Вот для того, чтобы в конце концов встретились драматург и зрители, которые смогут понять и заинтересовать друг друга, и нужны такие читки. Это по большому счету не читки, мы называем их эскизы будущих спектаклей. Идеально было бы, чтобы и драматурги в этом участвовали, для них была бы неоценимая школа, они почувствовали бы, что ждет зритель.
— Не обязательно для того, чтобы послушно за ним следовать.
— Нет, конечно. Но такие встречи «на перекрестке» были бы обоюдно полезны и для драматургов, и для театров, и, несомненно, для зрителей. Иногда встречаются пьесы, которые просто необходимо пропустить через такую «читку», это очень важный метод: мы должны понять, попробовать, ощутить, пусть даже ошибиться, провалиться — это тоже урок. Театр держат артисты, без них не будет ничего, поэтому даже если продвинутые директор и режиссер возьмут пьесу в работу, ее сторонниками должны стать, прежде всего, артисты. «Перекресток» поможет понять пьесу, ее структуру, преодолеть естественное внутреннее сопротивление новому материалу.
— У вас был полный зал. И там были не только люди театра…
— И человек двадцать по окончании сообщили, что они посмотрели все четыре пьесы и их обсуждение…
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер
(viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через
форму добавления
новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте».
Телефон редакции 5-94-14.