Первые дома. Первые дороги. Ко Дню рождения ОзёрскаГородская жизнь, 10 ноября 2021 09:44, источник: po-mayak.ru
9 ноября исполнилось 76 лет со дня основания Озерска Датой основания города Озерска (по решению горисполкома № 272 от 14 ноября 1955 года) считается 9 ноября 1945 года – день высадки первой группы строителей будущего ФГУП «ПО «Маяк» во главе с Д.К. Семичастным. В ноябре 1945 года на стройплощадку прибыл первый немногочисленный отряд геологов и строителей. Вслед за ними приехали десятки тысяч людей, которые в сложных условиях практически на пустом месте сумели создать абсолютно новое для страны производство. 1 декабря 1945 года Совнарком СССР принял решение о создании завода № 817 (ФГУП «ПО «Маяк») и утвердил выбор площадки для завода. 19 июня 1948 года состоялся пуск первого промышленного реактора. Одновременно велось жилищное строительство и развивалась социальная сфера в жилых поселках, давших начало красивому современному городу.
В марте 1954 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку государственного химического завода им. Менделеева был присвоен статус города. В 1994 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ и постановлением главы администрации города введено в действие официальное географическое название: город Озерск Челябинской области. До 2008 года День города отмечался 9 ноября в День рождения Озерска. С 2008 года День города отмечается 19 июня. Собрание депутатов Озерского городского округа постановило, что «торжественные мероприятия, посвященные Дню города, проводятся 19 июня одновременно и совместно с празднованием Дня основания ПО «Маяк» в целях упрочения партнерских связей горожан и трудящихся градообразующего предприятия, объединения (…) ресурсов по подготовке единого праздника и его проведения в интересах горожан в более комфортное время года». Несекретный план секретного города В марте 1946 года на строительстве №859 была создана секретная часть. Спустя несколько дней из проектной организации Ленинграда был получен первый чертеж с грифом «совершенно секретно». В апреле 1946 года на строительство поступил и несекретный генеральный план жилого поселка. Это был лист размером 1,5 на 2 метра, выполненный тушью с отмывкой. Была и экспликация – перечень всех зданий. В правом нижнем углу чертежа крупным шрифтом была сделана надпись: «Жилой поселок на 5 тысяч жителей». Поселок состоял из трех улиц: имени Сталина (Центральная), Дуговой и Школьной. Предполагалось, что персонал комбината будет периодически меняться. В целях маскировки предусматривалось строительство домов не выше двух этажей, оснащенных полным набором централизованных коммуникаций. По плану центральная улица начиналась от озера Иртяш и заканчивалась столовой (столовая №1), с противоположной стороны – гаражом для автомобилей. Значительная часть жилых зданий на улице Центральной – общежития, впоследствии реконструированные в различные общественные здания. На улице Школьной – общественная баня на 36 мест, школа на 200 учащихся (позже переоборудованная под станцию юных техников), клуб (клуб имени Ленинского комсомола) и магазин (в центре поселка). Вдали за поселком – железнодорожный вокзал. В районе театра «Наш дом» – центральная котельная. На территории, отведенной под поселок, аккуратно вырубались деревья только под фундаменты домов и будущие улицы. По приказу начальника строительства №859 к 1 января 1948 года должно было быть построено 136 деревянных двухквартирных коттеджей. И задание было выполнено. Дополнительно было сдано 170 «финских» домиков и 36 бараков для работников будущего комбината. Этого жилья должно было хватить для 2,5 тысячи человек.
Эх, дороги! А на заболоченных участках прокладывались лежневые дороги. За основной тип автодорог в начальный период строительства «Маяка» и будущего Озерска были приняты «лежневки» с «лафетной» колеей, что исключало возможность их использования для движения гужевого транспорта и тракторов – колеса повозок разрушали деревянный «лафет». Для лежневок требовалось огромное количество леса. Сначала он доставлялся с Бижелякского и Татышского лесничеств, а затем с Тюбукского лесозаготовительного района. Только для дороги, длиною 8 км от торфоразработок до поселка Теча, было израсходовано 600 кубометров «лафета», тысячи кубометров круглого леса, 39 тысяч кованых гвоздей и 20 тысяч скоб. Первую лежневую дорогу от железнодорожного разъезда «А» до поселка Теча строили весной 1946 года 500 рабочих, живших в палаточном городке на торфянике у озера Булдым. Общая ширина лежневой дороги была рассчитана на проезд только одной машины. Чтобы разъезжаться со встречным транспортом, через каждые 400-500 метров строились расширенные участки сплошного массива – разъезды. Главная «лежневка» связывала между собой жилой поселок заводчан, Старую Течу, промышленную площадку и разъезд «А».
Рукописи не горят…
Казалось, что о работе в нашем городе Игоря Васильевича Курчатова известно если не все, то очень многое. Но в рукописных материалах – воспоминаниях ветеранов ЮУС, можно еще и еще находить интересные эпизоды из жизни выдающегося ученого. Из воспоминаний Петра Короля (орфография рукописного текста сохранена): – Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 по 1945 год, награжден орденом и 12 медалями. 8 сентября 1946 года прибыл в Озерск в составе воинской части… 10 октября мы вышли на работу на объект «А», где копали первый котлован под первый реактор… В 1949 году работал в органах МВД. В первомайские праздники дежурил в парке и охранял дачу Игоря Васильевича Курчатова. Вдруг на даче возник пожар – загорелся забор. Организовал тушение огня силами прохожих и отдыхающих. На крыльцо дачи вышел мужчина с бородой. Это и был Игорь Васильевич. Я его не знал еще в лицо. Спрашивает: «Что случилось?». Тут подъехал начальник милиции тов. Бутеров и пожарная команда. Пожар потушили. Курчатов сердечно поблагодарил меня. Позже мне вручили премию. Из воспоминаний Александра Мосякова:
– Пятого сентября 1950 года я демобилизовался из армии, но меня не отпускали и оставляли на сверхсрочную службу. Однако я твердо решил уйти: честно отслужил 8 лет. При демобилизации в полк приехал кадровый работник тов. Чуб и предложил мне должность коменданта в автохозяйстве. Я согласился и стал работать, а жить в поселке Татыш. Как-то в декабре задержался на комсомольском собрании в городе. И пришлось добираться в Татыш попутной машиной, которая довезла до перекрестка на промплощадку. Стоял долго и сильно замерз. Вдруг едет «Победа» из гаража товарища Медяник, где я работал. Махнул рукой, машина остановилась в 50 метрах. Я сел рядом с шофером Малыгиным, и мы поехали в поселок. На заднем сиденье были два человека. По дороге я пытался поговорить с водителем. Но на все мои вопросы он не отвечал. На следующий день я упрекнул Малыгина в зазнайстве. А он мне ответил: «Без разрешения Игоря Васильевича Курчатова или телохранителя я вообще мог проехать мимо. И стоял бы тогда на перекрестке до Нового года. Это Игорь Васильевич дал команду остановить машину…. Антон ХРОМОВ
Фото из архива Информационного центра ПО «Маяк»
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | садовник |
• | водитель категории "Д" |
• | Грузчик |
• | Рассмотрю Варианты |
• | Продавец, оператор, уборщица |
• | Эл. монтажник. Энергетик |