Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствахНовости читателей, 28 июля 2012 21:47, источник: Елена Коробова meilidi@mail.ru
Всякой Потентатъ которой едино войско сухопутное имеетъ, одну руку имеетъ, а которой и флотъ имеетъ, обе руки имеетъ». Петр I День Военно-морского флота отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». Ранее решение о Дне ВМФ было принято еще 22 июля 1939 года, когда СССР выделил мощный океанский флот в приоритетное направление политики. Инициатором праздника выступил нарком ВМФ — Николай Кузнецов. Но история этого праздника уходит своими корнями в 18 век, когда русский флот, возглавляемый Петром I, одержал свою первую победу. Именно от нее берет своё начало традиция устраивать торжественные парады по случаю побед. Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первый русский боевой корабль был создан при царе Алексее Михайловиче. Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена. «Орел» представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба. Судьба по-своему распорядилась первенцем российского флота. Летом 1669 года «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 года загнали корабль в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость. И хотя «Орлу» не суждено было выполнить задачу по охране отечественного судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории отечественного судостроения достаточно велика. В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, — «отец русского флота». Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и другие. Они легли в основу боевых традиций Российского флота. Российский военно-морской флот за всю свою 300-летнюю историю насчитывает только победы и лишь три крупных поражения — Роченсальм (1790), Цусима (1905) и Таллинский переход (1941). Черноморский флот два раза был самозатоплен (1854 и 1918) — в 1854 году для обороны Севастополя, в 1918 году — дабы не стать собственностью Германии. Андреевский флаг Прошлое русского народа богато преданиями и легендами. Существует таковая и об Андреевском флаге. Всю ночь просидел Петр I над листом бумаги, каким быть флагу флота российского? Ранним утром, когда первые лучи нарождающегося дня осветили город, на стол царя упали косые тени оконного переплета. «Быть посему!» - воскликнул Петр I и обвел получившийся на листе крест, так якобы родился Военно-морской флаг. А еще утверждают, что это именно тот крест, на котором был распят апостол Николай – святой покровитель и защитник всех моряков. Трудно сказать, сколько правды в этих красивых преданиях. Ведь так уж сложилось исторически, что Военно-морской флаг не единожды менял свое оформление, прежде чем вновь вернуться к своему первоначальному виду. На флоте всегда существовал, существует и по сей день торжественный ритуал подъема и спуска военно-морского флага. Первый Военно-морской флаг был поднят в 1669 году на первом военно-морском корабле «Орел», построенном в селе Деди-ново Воронежской губернии на реке Ока. Склянки бить Если присмотреться к гравюрам, украшающим титульные листы старинных морских книг, то на многих из них можно увидеть изображения вещей, не одну сотню лет верой и правдой служивших судоводителям прошлого и помогавших превратить искусство кораблевождения в науку, практически доступную каждому. Можно увидать картушку компаса с затейливо разрисованным румбом «Норд», звездный глобус, граненую гирьку лота, сектор ручного лага, подзорную трубу и... странное устройство, внешне похожее на две большие бутыли, соединенные горлышками и заключенные в ограду из деревянных реек. Такого прибора сегодня не найти ни на одном судне, разве только в каюте у ревнителя морской старины. А ведь было время, когда ни один капитан не решился бы выйти в дальнее плавание без такого устройства, служившего для измерения и хранения времени. Проще сказать, это были морские песочные часы. О часах, достаточно удобных, не слишком тяжелых, сравнительно точных и надежных, столетиями мечтали моряки, пока наконец они не появились в XVI в. Солнечные и водяные часы на флоте не годились, а вот песочные вели себя во время качки устойчиво и их показания не менялись от того взошло солнце или нет. Довольно быстро на судах песочные часы стали просто незаменимыми. И все-таки, прослужив неполных 300 лет, они навсегда ушли в отставку. Впрочем... Такую великую службу эти неуклюжие часы успели сослужить мореходам, что до сих пор на кораблях флота их вспоминают каждые полчаса. В России песочные часы во флоте вошли во всеобщее употребление в 1720 г., когда Петр I ввел в употребление свой Морской устав. В ту пору по табелю снабжения на каждый корабль полагались получасовые и четырехчасовые песочные часы. Острые на язык матросы очень скоро окрестили получасовые часы «склянками». Четырехчасовым досталось менее выразительное имя. Тот же Морской устав разделил корабельные сутки на шесть равных промежутков времени, названных немецким словом Wacht — «стража». Матросы быстро переделали его на русский лад. Получилось «вахта». Вот этим-то немецким словом и прозвали четырехчасовые песочные часы. И прочно поселились на юте кораблей «склянки» и «вахты». Казалось, никому и никогда не уступят они своего места и своего назначения. Более того, в конце XVIII в. (то есть на двести с лишним лет позже, чем X. Гюйгенс создал маятниковые часы) на русских военных кораблях к «склянкам» и «вахтам» прибавились еще одни песочные часы, рассчитанные ровно на час. Важно стояли они все на отведенном для этого месте, и весь экипаж корабля с должным уважением относился к этим стеклянным идолам. Еще бы! Ведь на корабле это был своего рода «храм времени». Специально приставленный для этой цели вахтенный матрос священнодействовал возле склянок, как жрец-хранитель времени. Ровно в полдень вся тройка песочных часов переворачивалась и, чтобы все на корабле знали об этом, раздавались особые удары в судовой колокол. С этого мига тщательно отмытый, просеянный и просушенный песок в «склянках» вновь начинал пересыпаться из верхних резервуаров в нижние. А матрос — «хранитель времени» настороженно караулил момент, когда опорожнится их верхний резервуар. Когда последние песчинки падали через узкое отверстие между колбами, он мгновенно переворачивал «склянки», и все начиналось сначала. Хлопотно и дорого было хранить время на корабле. Для этого приходилось содержать специальных людей. По петровскому указу, старшим над ними был «скляночный мастер», отвечавший за исправное обслуживание часов. Все эти люди не сидели без дела. Каждые полчаса нужно было переворачивать одни часы, каждый час — другие и каждые четыре часа — третьи. Чтобы все на корабле знали, что за ходом времени следят неусыпно и бдительно, точно проделывая все операции, экипаж оповещался звуковым сигналом — ударами в судовой колокол: «били склянку». Самих «склянок», разумеется, никто не бил. Наоборот, как зеницу ока берегли моряки свои хрупкие стеклянные часы, особенно в шторм. ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТСКОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ Преобладающие цвета морской формы - чёрный, синий и белый - появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде. И, наконец, синий воротник - под цвет моря - оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Бескозырка Нам бескозырка расскажет о море, О чайке летящей, О синем просторе. О звездах морских И веселых дельфинах, О рыбках, живущих в зеленых глубинах, О реющих над волной Альбатросах, Тугих парусах и отважных матросах! Бескозырка в форме одежды русских моряков появилась в 1811 году. С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки — узкие белые канты — деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках. А вот черные ленты с названиями кораблей на бескозырках матросов Российского флота появились значительно позже. 8 ноября 1872 года указом российского императора Александра II были утверждены надписи на лентах головных уборов нижних чинов моряков. На ленту наносилось название корабля, а ее длинные концы матросы завязывали на подбородке или зажимали зубами в непогоду, чтобы уберечь свои головные уборы. Почти все элементы матросской формы — рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой истинно русский головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира. 8 июля 1878 года за участие в русско-турецкой войне 1877–1978 годов нижним чинам гвардейских экипажей государем были пожалованы георгиевские ленты на бескозырки. В 1894 году император утвердил ленточки на головные уборы воспитанникам морского кадетского корпуса. Интересна и история возникновения этого символа флота, окутанная красивыми легендами и поверьями. По одной из версий, обычай носить на головных уборах ленты первыми установили моряки и рыбаки Средиземного моря. Отправляясь в плавание, они повязывали ленты с молитвами, заклинаниями и пожеланиями, вышитыми матерями и женами. По поверью этот оберег помогал морякам справляться с невзгодами, стихией и уберегал от несчастий в море. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Тельняшка Это трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами, являющаяся традиционной частью формы одежды военных моряков. В русском ВМФ появилась в 1862 году, официально введена для ношения рядовым составом в ВМФ с 1874 года. 1862 – 1874 годы были периодом еще парусного флота, и полосатые тельняшки позволяли на фоне белых парусов и синего неба легко наблюдать за работой моряков на мачтах. В современном ВМФ тельняшка состоит на снабжении матросов и старшин, курсантов военно-морских институтов, военнослужащих морской пехоты. С 1979 года тельник, но с голубыми полосами состоит также на снабжении военнослужащих ВДВ. Форменный воротник (Гюйс) По названию одноименного флага – Гюйса. Гюйс (от гол. geus – флаг), специальный военно-морской флаг, поднимаемый ежедневно одновременно с кормовым флагом на гюйс-штоке в носовой части кораблей 1 и 2 ранга при их стоянке на якоре, бочке, швартовах и в доке. Традиция носить воротники берет свое начало с тех времен, когда матросы носили парики, которые необходимо было еще и пудрить. Воротник в этом случае сохранял от загрязнения военный костюм. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. (источники: • «Азбука матроса», автор А. Козлов; • «Откуда и что на флоте пошло», автор Виктор Дыгало - русский моряк, контр-адмирал). Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателейВнимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Продавец |
• | Помощник менеджера по работе с маркетплейсами (Wildberries, Ozon) |
• | Менеджер по работе с маркетплейс (Wildberries/Ozon) |
• | Любая |
• | Гл. бухгалтер, бухгалтер. |
• | Сторож , Вахтер |