Тегеран-18. Приключения озерчан в Персии. Часть 3Спорт и отдых, 25 мая 2018 09:33, источник: Собинформ
Начало - ссылка. Продолжение - ссылка.
Поскольку мы являемся приверженцами самостоятельных путешествий, а времена, когда мы могли позволить себе взять машину в аренду и колесить по неизведанной стране, давно прошли, то в целях снижения расходов передвигаемся мы теперь почти всегда общественным транспортом. Это, кроме экономии, приносит еще и массу новых впечатлений, интересных знакомств, обогащает полезной информацией. В Иране с общественным транспортом полный порядок. Не надо бояться что-то не понять, потеряться или не туда уехать. В кассах всегда найдется человек, говорящий по-английски и способный написать числа понятными нам цифрами. Начнем, пожалуй, с метро, поскольку пользоваться этим видом транспорта мы начали немедленно по прибытии в Иран и в первой части репортажа уже немного об этом рассказывали.
Во время нашей поездки мы пожили в Тегеране, Ширазе и Бушире, больше всего времени провели в столице, на метро накатались вдоволь. В Иране метрополитен действует в нескольких крупных городах, Тегеран и Шираз входят в их число. Станции метро найти легко, во всех городах они обозначены одинаково – таким ярко-желтым квадратом или кубиком. Стоимость проезда – 8 тысяч риалов (10-11 рублей).
Кстати, изображенная на фото станция «Телегани» находится у стен бывшего американского посольства (кирпичная стена справа), подробнее мы эту достопримечательность еще покажем в следующий раз; русская Никольская церковь – здесь же, через дорогу. Чаще всего вход в метро выглядит как отдельно стоящий небольшой павильон, но иногда встречаются станции, расположенные под обычными офисными зданиями.
Во второй части репортажа мы подробно рассказывали о безбарьерной среде. На этой станции в подземный переход, к метро можно спуститься на лифте!
Внутри все станции стильно и красиво оформлены. Часто в интерьере используются масштабные панно патриотической тематики, а также огромные фотографии с видами Ирана, призванные побудить иранцев путешествовать по своей стране, знакомиться с культурой разных народов.
Часто можно встретить информационные стенды, которые объясняют правила безопасности и хорошего тона.
Все указатели продублированы по-английски. Для того, чтобы сориентироваться в направлении, особенно осуществляя пересадку с одной линии на другую, посмотрите на схеме название конечной станции и далее строго двигайтесь по стрелочкам, даже если направление, по которому вас ведет стрелочка, покажется абсурдным – бывают многоуровневые переходы с ветки на ветку на глубоких станциях, иногда нужно подняться наверх и оттуда снова спуститься уже на другую линию.
Расписание движения поездов имеется в двух вариантах – разными цифрами.
Самая удивительная и замечательная идея в иранском метро – места для женщин. Если вы думаете, что это дискриминирует женщин, то вы очень сильно заблуждаетесь. Женские вагоны - невероятно удобная вещь! Women only – только для женщин.
На всех перронах много кресел, и есть специальные – только для женщин. Очень удобно воспользоваться этими сидениями, а не толкаться в толпе мужчин в час пик.
На перроне есть надписи «Только для женщин».
Так обозначено место, на котором остановится женский вагон - не нужно метаться по перрону, догоняя свой вагон. Каждый состав имеет полтора вагона в голове и полтора вагона в хвосте, предназначенные только для женщин. Иногда опаздывающие мужчины в эти вагоны нечаянно запрыгивают, но как они при этом теряются и смущаются! Смотреть на них жалко))) На ближайшей станции они меняют место дислокации и перебираются в общий вагон. Женщинам можно ездить в общих вагонах даже и без сопровождения мужчины. Никто это не запрещает, но женщин в общих вагонах немного - в женском вагоне комфортнее! В час пик поезда переполнены. Угораздило и нас пару раз попасть в такое время. Однажды мы с дочкой ехали в битком набитом общем вагоне, смущая попутчиков мужеского полу, которые старались нас ничем не побеспокоить, но при этом с интересом разглядывали и спрашивали, откуда мы приехали. Поначалу папанечка боялся отпускать нас в женский вагон - переживал, что мы все потеряемся, выйдя на разных станциях, и будем потом кататься как носовские Мишка с Вовкой. Однако, женские вагоны отделены от основного состава прозрачными перегородками, всегда можно разместиться поближе к перегородке и держать друг друга в поле зрения, никаких проблем.
Попробовав раз, мы стали все время пользоваться женскими вагонами. Там можно удобно сесть, поговорить с соседками – каждая наша поездка в метро сопровождалась беседами, обменом сувенирами, телефонными номерами и электронными адресами. Иранцы очень любят на иностранных туристах попрактиковаться в английском, а нам-то интереснее попрактиковаться в персидском! Так и общались)) В поездах метро идет непрерывная бойкая торговля всем подряд – от носков и жвачки до игрушек, украшений и мелкой бытовой техники. Пассажиры охотно покупают предлагаемые товары – это удобнее и дешевле, чем тратить время на поход по магазинам. В Иране существует особенность в организации торговли. Есть, конечно, большие моллы, в которых продают все, что угодно, но их не так много, поездка в молл займет много времени. А вот маленькие магазины узкой специализации, которых в каждом городе несметное количество, распределены по улицам: на одной улице продают только женскую одежду, на другой – только электротовары, на третьей – только сантехнику, на четвертой - автозапчасти и т.д. Такой подход очень рационален – если вам нужно купить что-то конкретно (например, люстру), то не надо бегать по всем универсальным магазинам в разные концы города; иди по улице, где продают только один вид товара, и выбирай. Однако, мелочевку многим удобнее купить по пути на работу или с работы - в метро. Но вернемся в дамский вагон. Забавно было наблюдать, как девчонки нас украдкой фотографируют, притворяясь, что они что-то рассматривают в своем смартфоне)) Нам не жалко. Мы сами такие же))
Городские автобусы ходят бесперебойно, но нам не представилось возможности ими воспользоваться. На автобусных остановках размещено расписание. На самих автобусах название маршрута часто продублировано по-английски. Можно разобраться, но в Тегеране в час пик гораздо удобнее пользоваться метро.
Оживленную дорогу можно перейти по пешеходному мосту. В Тегеране и Ширазе многие пешеходные мосты оборудованы эскалаторами.
А на этой фотографии – вид с пешеходного моста. Справа – станция метро «Таджриш» и предпраздничная толкотня на торговой улице. Это конечная станция на севере Тегерана. Именно здесь надо выйти, чтоб попасть в прекрасный музейно-парковый комплекс Саад Абад.
Планируя поездку в Иран, необходимо помнить о масштабах страны – между городами, наиболее интересными для туристов, очень большие расстояния; как ни крути, а пользоваться внутренним междугородным транспортом придется научиться. В Тегеране в начале поездки мы провели всего пару дней, поскольку нам предстояло успеть вернуться в столицу ко дню президентских выборов. Из Тегерана мы намеревались отправиться в Шираз, тем более, что в начале марта в Ширазе уже по-летнему тепло. Уехать из столицы в «город садов и поэтов» можно на автобусе (15 часов ходу) или на самолете. На сайте «Иран сегодня» мы прочитали, что из Тегерана в Шираз запустили первый поезд, да не простой, а пятизвездочный! Цена билета - 50 долларов (на тот момент – 2800 рублей, у нас за такие деньги плацкарт до Казани в летних ценах идет, а у них – поезд класса «люкс»). В стоимость проезда входит питание; условия – в высшей степени комфортные. Если поехать в ночь, то можно сэкономить на гостинице. Мы намеревались прокатиться на новом поезде, но у нас не было времени заранее съездить на вокзал за билетами, а менеджер отеля был уверен, что поезда в Шираз из Тегерана не ходят – он не слышал об этой новинке. Старая железнодорожная ветка идет из Тегерана в Исфаган, а оттуда дальше в Шираз нужно ехать автобусом. Но нам необходимо было сразу попасть в Шираз. Исфаган включался в план изначально, однако, приехав в Иран, мы поняли, что не хотим метаться по достопримечательностям, пытаясь объять необъятное. Исфаган оставили на следующий раз. А обычные междугородные поезда в Иране бывают, например, такие...
Ночные автобусы тоже есть, но мы посчитали, что в нашем пенсионерском возрасте будет слишком утомительно ехать ночь в автобусе, пусть и очень комфортабельном – с дороги будем уставшие, не сможем много гулять; а поезд… он как бы есть, и его как бы нет. Отправляться в путь дневным автобусом тоже не хотелось – потеряем лишний световой день (нам же еще обратно возвращаться, выпадут два дня из маршрута). В итоге, менеджер отеля приобрел для нас он-лайн билет на внутренний самолет (оплатил со своей карты, а мы ему возместили расходы наличкой). Билеты покупали за сутки, поэтому не самые дешевые – 48 долларов. Когда в Иране введут российскую систему «Мир», можно будет без проблем покупать их внутренние билеты заранее он-лайн, находясь дома, и ловить распродажи. Через посредников, наверное, можно и сейчас купить билеты, мы пока не интересовались этой темой. Итак, наступил день вылета. Все лишние вещи мы оставили в гостинице в кладовке и на метро отправились в аэропорт «Мехрабад» – внутренние вылеты осуществляются именно оттуда, аэропорт находится практически в черте города и до постройки аэропорта имени имама Хомейни был в Тегеране единственным. Маршрутные квитанции можно распечатать в отеле, но мы их просто скачали в телефон. Главное, что вам нужно знать до того, как вы сели в метро – какая авиакомпания вас повезет! В аэропорту «Мехрабад» – несколько терминалов, выход – с разных станций метро (последняя и предпоследняя станции на желтой ветке).
В здании аэровокзала каждая авиакомпания имеет свое окошечко, есть общая справочная служба аэропорта в отдельной будочке, надписи на табло дублируются по-английски.
Объявлен наш вылет. Пора. В аэропорту и самолете – реклама, зазывающая иранских туристов в Россию.
Через час с небольшим мы благополучно приземлились в Ширазе. Но что это?! Где обещанная жара? Где солнце? Ветер и дождь мы не заказывали! Вышли из аэропорта, посмотрели на это метеорологическое безобразие и внезапно решили махнуть в Бушир на море)) Знать бы заранее, полетели бы сразу в Бушир, там тоже есть аэропорт. Дурная голова, она, сами знаете…Но все непредвиденные катаклизмы обычно оборачиваются чем-то интересным. Нам ведь чем хуже, тем лучше…
Теперь задача – попасть из аэропорта на автовокзал, да не ошибиться – их несколько в Ширазе. С которого из них уходят автобусы на Залив – ни малейшего понятия. Пошли общаться с таксистами. Все были готовы довезти нас хоть прямо до самого Бушира, а не только до автовокзала. Спасибо, конечно, но денег нэма, нам бы автобус. Таксисты заламывают цены из аэропорта в город без стеснения – мы уже рассказывали об этом. Когда эти товарищи поняли, что с нас нечего взять, разбрелись по своим делам, но один душевный дядечка согласился нас довезти по умеренной для такси цене – 150 тысяч риалов (200 рублей).
На иранских автовокзалах все очень занятно устроено. Между городами курсируют разные автобусные компании, каждая из них имеет свою кассу, свое расписание. Перед входом на вокзал работают зазывалы, задача которых - насобирать побольше клиентов для своей компании. Договориться с зазывалами на фарси у нас почему-то не получилось. Пошли на вокзал разбираться. Там оказалось все намного проще: с дежурным в информационной будочке худо-бедно объяснились по-английски, сказав, что нам надо на ближайший автобус в Бушир. Дежурный помахал рукой одному из зазывал, объяснил ему, куда нас надо Билет на автобус выдают один на всех. В билете указано количество пассажиров, обозначены места и общая стоимость. Кассир спросит ваше имя, которое впишут в билет. Попробуйте самостоятельно прочитать билет и найти: 1396 год, 12 месяц, 20 число. 15-14-13 места 5-30 вечера 450000 риалов – общая сумма (т.е. 195 рублей – цена за одного пассажира!) 3 пассажира 6 платформа (станция)
А вот еще один автобусный билет: 3 персоны Места: 13-14-15 Отправление 4:00 вечера Дата: 1396/12/22 Цена за 1 место 150000 риалов, общая стоимость – 450000 риалов.
Время, которое мы считаем за время отправления, на самом деле таковым не является! В 17-30 автобус только подали к перрону, затем еще минут 20 все рассаживались, водители не спеша ходили за чаем – никто никуда вообще не торопился. Восток! Вот так выглядит салон простого автобуса.
В стоимость билета входит питание! Перед отправлением стюард на каждое кресло повесил мешок для мусора, раздал всем паек (кекс, печенье), салфетки, бумажные стаканчики. Бутылки с водой и одеяла лежат в большом отсеке у второго выхода. Воды можно взять столько, сколько хочется.
Через каждые 3 часа пути автобусы делают санитарные остановки, во время которых можно поесть в кафе и воспользоваться туалетом.
В автобусе установлено два больших экрана, в дороге мы смотрели иранские комедии. Все было понятно и без перевода, фильмы очень понравились. Водители были очень аккуратные, ехали осторожно, тем более, что под конец дороги стало совсем темно. Через несколько дней этим же путем возвращались в Шираз, в начале было еще довольно светло, и мы увидели весь этот ужас во всей красе. Невероятно живописно, но местами очень страшно.
В Бушире в темноте нашли единственное такси у выхода с вокзала. Где тут жить и куда ехать - мы не представляли. Сказали таксисту, что нам нужна дешевая гостиница. От усталости забыли договориться о цене, чем таксист хотел было и воспользоваться, но в отеле нам на выручку пришел управляющий, и мы заплатили 200 рублей против запрашиваемых 650! О том, как мы провели время на берегу Залива, расскажем в следующей части. Через несколько дней нам предстояло вернуться в Шираз. Рано утром после завтрака сдали номер, заказали такси. Менеджер вызвал «своего» таксиста, и нас доставили на вокзал всего за 90 рублей (70 тысяч риалов). В справочной службе выяснили, в каком окошечке продают билеты в Шираз. И тут… Что может быть проще, чем купить билет из пункта А в пункт Б! Мы тоже так думали. Утренние автобусы уже все уехали. Днем автобусы там, оказывается, не ходят. Пришлось покупать билеты на вечер. Чем заняться до вечера мы придумать не успели, потому что обнаружилось, что … МЫ ЗАБЫЛИ В ОТЕЛЕ ПАСПОРТА!!! Билеты на автобус, к счастью, продают без предъявления паспорта. Купили билеты, кинулись искать такси. На вокзале – все как обычно. Рванули за территорию «голосовать». Уговорили частника за 150 тысяч довезти нас до гостиницы. Залетаем с выпученными глазами в отель. И тут нам сообщают, что наши паспорта послали вслед за нами на вокзал с таксистом, который нас отвозил и знает нас в лицо. Звонят таксисту. Он мчится назад в отель. Привозит наши паспорта. Все шумно радуются и поздравляют друг друга. Нам до вечера предоставили наш старый номер бесплатно! Хотя номер уже был прибран. Но мы решили, что раз так все удачно сложилось, надо не в отеле лежать, а пойти гулять на море до вечера. По дороге мы встретили в чайной нашего таксиста. Он предложил нас бесплатно покатать по городу и довезти до набережной. Вечером он же приехал за нами в гостиницу и снова отвез на вокзал. Дежа-вю. В Шираз приехали в кромешной темноте, вышли «голосовать» за территорию вокзала, наугад назвали таксисту отель из заготовленного списка – будь что будет. Не понравится отель – утром пойдем искать другой. Но все сложилось удачно. О том, как можно интересно провести время в прекрасном Ширазе, и как съездить в древний Персополис, мы расскажем позднее. А пока еще немного покатаемся по иранским дорогам. Возвращаться в Тегеран самолетом дороговато, шиканули разок и хватит. Поедем дневным автобусом, хоть в окно поглядим на красивые пейзажи иранской пустыни – тоже своего рода экскурсия на достопримечательность. 15 часов дороги, конечно, пугали, но все оказалось легче, чем мы предполагали. Между Ширазом и Тегераном по прямой около 700 км, но ехать действительно почти 15 часов, потому что по трассе расстояние составляет около 900 км, в пути делается несколько остановок, а кроме того, иранские водители автобусов дальнего следования всегда соблюдают скоростной режим и не лихачат на дорогах, тем более в темноте.
Мы решили на этот раз воспользоваться VIP-автобусом – новые впечатления и комфорт. Билет покупали за два дня до поездки в кассе автовокзала. Цена билета – 680 тысяч риалов (880 рублей), билет на простой автобус по данному маршруту стоит менее 600 рублей! Расстояние по автостраде между Ширазом и Тегераном сопоставимо с расстоянием Челябинск-Казань, но цена… Билеты на автобус в Казань стоят 2100-2300 рублей, на самый обычный автобус, не-VIP. Фото: билет на VIP-автобус (с оборотом, на обороте – полезная информация о покупке билетов он-лайн). Кассир от руки дописал понятными цифрами основную информацию: 17 марта, места 10-11-12, время 10AM (т.е. 10-00 утра), 27 платформа. Не бойтесь самостоятельно путешествовать по Ирану, вам всюду помогут отзывчивые люди.
Это не ботанический сад. Это автовокзалы в Бушире и Ширазе.
В преддверии ноуруза все общественные места украшены праздничными инсталляциями.
Этот дядечка с «орденской» лентой – служащий автовокзала.
Во всех общественных местах есть либо мечеть, либо молельная комната.
Перед рейсом автобусы тщательно намывают. Мыльную воду выливают прямо под апельсиновые деревья. Уж не знаю, что намешано в этом моющем растворе, но деревьям, по-моему, эти процедуры нравятся – очень пышно выглядят все до единого.
ВИП-автобус отличается тем, что между креслами - большое пространство; в ряду - три места, а не четыре; кресла раскладываются до почти горизонтального положения, т.к. имеют подставку для ног.
Наши VIP-попутчики.
В автобусе поили-кормили, развлекали кинофильмами. На санитарных остановках можно было поесть в кафе и сделать покупки. Именно тогда мы приобрели глиняный горшок, керосиновую лампу и каменную ступку. Вы не представляете, насколько это необходимые вещи в хозяйстве! Качество дорожного полотна в пустынной сельской местности центрального Ирана.
Скульптура на привокзальной площади, изображающая туриста с рюкзаком и картой.
Путешествуйте по Ирану самостоятельно, и вам будет что вспомнить! Привет озерчанам из тегеранской подземки. Видео https://youtu.be/IbUeG-pMqks Продолжение следует. Сальма. P.S. Во второй части репортажа в комментариях опубликована обещанная информация о ценах на некоторые товары и услуги. На фото – чеки из магазинов, цифры могут использоваться разные, но все достаточно понятно.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | инженер отдела снабжения |
• | Разнорабочий, подсобник |
• | Грузчики |
• | Рассмотрю варианты |
• | Юрист, Юрисконсульт, помощник |
• | Рассмотрю Варианты |