Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Шигирский призрак

Спорт и отдых
17 мая 2017 09:15
источник: Читатель
 

Мы давно мечтали посетить место, окутанное легендами и различными историями своего происхождения. А именно Азяш-Уфимский завод. И вот в эти выходные задуманное осуществилось. Но обо всем по порядку.

В инете  нашли объявление группы «Компас Урала» из Кыштыма. Приглашались все желающие «помесить грязь» на своих внедорожниках по пути на Азяш-Уфимский завод. Внедорожной техникой мы не располагали, но личное обаяние моего коллеги  по совместным путешествиям и огромное желание поехать  сделали своё дело: нас взяли в качестве пассажиров. Всего собралось 14! экипажей. 3 авто из Снежинска, 4 из Челябинска, остальные из Кыштыма и Маука. Зрелище старта было впечатляющим: караван из авто выстроился в одну колону и двинулся в путь. У каждого экипажа был свой интерес. Кто-то хотел повысить своё мастерство в экстремальных условиях бездорожья, кто-то найти тайники Геокешинга, а кто-то, как мы, прикоснуться к тайнам прошлого.

Забегая вперёд скажу, все, абсолютно все (!) получили незабываемые положительные эмоции от путешествия и от новых знакомств. Только представьте себе  –  14 экипажей – это почти 50(!) человек, включая малолетних детей. Команда была как единый организм, взаимовыручка и помощь без какой-либо просьбы. Советы более опытных и подготовленных – закон!
И так – в путь.  Сначала дорога не вызывала особых трудностей. Но, как говорится «чем дальше в лес, тем …..». Путь наш становился всё труднее и труднее.  Уже кого-то вытаскивали «галстуком», кого-то «лебяжили» (вытаскивали с помощью лебёдки). Медленно, но верно, мы продвигались к намеченной цели.  Для нас всё было впервые и необычно, для многих других – обычные «покатушки». Караван то растягивался, то, на коротких передышках, вновь собирался. Ни одного, оставленного в одиночку  в трудной ситуации, не было!!!

Во второй половине дня мы добрались к намеченной  цели. Дружным застольем (в хорошем смысле этого слова) отметили это событие… Ну а дальше каждый занимался тем, чем хотел и зачем приехал.

Я же теперь расскажу вам совсем немного об этом заводе-призраке. Где-то своими словами, где-то из интернета…

История завода начинается в 1759 году, когда крупный уральский промышленник Никита Демидов получил разрешение на строительство нового чугуноплавильного и железоделательного завода. На тот момент Демидов уже владел несколькими заводами.

Интересно, что в архивных документах завод значится как Азяш-Уфимский (Азяш — приток Уфы). И этот факт вызывает у исследователей вопросы. Заводы в то время было принято называть по рекам, на которых они построены. Поэтому этот завод логичнее было бы назвать Шигирским или Шигир-Уфимским, поскольку он построен близ устья реки Шигир. По одной версии, в документы вкралась банальная неточность. По другой, завод действительно собирались строить на Азяше и зарегистрировали именно это местоположение, но затем было выбрано более подходящее место. Есть также версия, что путаница с названием умышленная, якобы это связано с налоговыми махинациями Демидова.

Судьба же завода трагична. Он просуществовал не более 14-ти лет. Здесь выплавляли чугун и железо, которые использовали для изготовления пушек.  В 1774 году башкиры, принявшие сторону Пугачёва, сожгли завод. Есть другая версия. Но завод так и не восстановили.

До нашего времени дошла территория, сильно заросшая деревьями и кустарником, однако разглядеть останки завода можно. Лучше всего сохранилась заводская плотина. Она представляет собой земляной вал высотой около девяти метров. В дамбе есть три прореза, через которые вода подавалась в напружные каналы.  Кроме плотины, можно увидеть деревянную клеть фундамента здания (здания заводов тогда строились на бревенчатом фундаменте).  Сам  же завод природа спрятала. Его территория - не иначе как заболоченный лес, украшенный зарослями папоротника и занавесями хмеля. Из природы завод вышел, в нее же и ушел. Есть и останки доменных печей, но они расположены на противоположном берегу реки. В этот раз нам не удалось туда попасть, к сожалению.

Уникальность Азяш-Уфимского завода в том, что это единственное демидовское предприятие восемнадцатого столетия, остатки которого дошли до нас в первозданном виде. В середине 90-х годов прошлого века археологи АНЦ по подсказке местного жителя открыли развалины Азяш-Уфимского завода в шигирской тайге. После завершения археологических работ в сентябре 2002года на Азяш-Уфимском железоделательном заводе были установлены две таблички, извещающие, что объект является памятником истории и архитектуры и находится под защитой государства (в лице Министерства культуры).
Вот так и мы прикоснулись ещё к одной загадке нашей истории…

С уважением, озерчанин


001-DSC_0122.JPG

Сбор участников перед поездкой


002-DSC_0123.JPG

Почти весь караван в сборе


003-DSC_0124.JPG

 С такой резиной ничего не страшно


004-DSC_0125.JPG

Мощь российского авто


005-DSC_0128.JPG

Застрял...


006-DSC_0129.jpg

Экипаж спешит на помощь


007-DSC_0130.JPG

Без взаимовыручки никуда


008-DSC_0131.JPG

Грязи здесь - Вам по пояс будет


009-DSC_0132.JPG

Улыбайтесь, Вас снимает скрытая камера


010-DSC_0133.JPG

Я и без буксира его вытолкаю


011-DSC_0134.JPG

Красавец


012-DSC_0136.JPG

Такому ничего вообще не страшно


013-DSC_0151.JPG

И такие крохи тоже принимали участие


014-DSC_0159.JPG

Одна из двух Шигирских сопок


015-DSC_0160.JPG

Основной (слева) и запасной пилоты СУПЕР-БОЛИДА


016-DSC_0167.JPG

Слева - Алла Алфёрова, организатор пробега. Справа - семейный экипаж головного авто


017-DSC_0172.JPG

Пикник после долгой и трудной дороги


018-DSC_0175.JPG

На этом месте раньше была деревенька при заводе


019-DSC_0177.JPG

Уже история


020-DSC_0178.JPG

Первый и второй разрезы на дамбе


021-DSC_0179.JPG

Третий разрез на дамбе


022-DSC_0180.JPG

Деревянная клеть фундамента


023-DSC_0181.JPG

Этой клети почти 250 лет


024-DSC_0200.JPG

Все, что осталось от плавильных печей


025-DSC_0201.JPG

И это тоже развалины плавильных печей


026-DSC_0203.jpg

Этот железный брус нам не удалось найти


027-DSC_0210.JPG

Заводской кирпич того времени


028-DSC_0290.JPG

Второй пилот за рулём


029-DSC_0294.JPG

С этим экипажем нет ничего непреодолимого


030-DSC_0295.JPG

Фото на память












Отклики читателей
Гость, 17 Мая 2017 09:29
Мне нравится0
Молодцы!!!
Гость, 17 Мая 2017 09:32
Мне нравится0
Здорово! Молодцы!!!
Вячеслав, 17 Мая 2017 09:35
Мне нравится0
Второй пилот (Володя) уж больно чистенький, при таком то замесе (бездорожье), а вообще молодцы, завидую...
Владимир Зеленов, 17 Мая 2017 09:36
Мне нравится0
Борис,ты молодец.Прочитал твой репортаж,как еще раз побывал в этом Джип-туре.Эмоции до сих пор переполняют.
Гость, 17 Мая 2017 09:37
Мне нравится0
Класс! Оказывается, даже пассажирами берут!!
Mik, 17 Мая 2017 10:06
Мне нравится0
Может понравится, парни затеяли на офроад кругосветку. Смотрится на одном дыхании.
http://mirnash.kamerzanov.su/
Гость, 17 Мая 2017 11:14
Мне нравится0
Даже такой активный грязомесный отдых гораздо лучше и интересней, чем Турция!
Гость толстопузый, 17 Мая 2017 19:34
Мне нравится1
Круто...Завидую...Радует ,тот факт,что дети с родителями.Будет,что рассказать сверстникам!       А моему селу,Клепалово,в этом году исполняется 300 лет! Надо будет навестить земляков.Нас в ОЗЁРСКе много,Клепаловских.
Владимир Зеленов, 17 Мая 2017 21:24
Мне нравится0
Гостю толстопузому 17 Мая 2017 15:34
Когда конкретно исполняется.Будет ли что-нибудь по поводу торжества в Клепалово.
Гость, 17 Мая 2017 21:54
Мне нравится0
Брус в ручье лежит, в небольшом овражке (у вас на фото "И это тоже развалины плавильных печей" видно справа), один конец в воде сейчас.
Был там летом, вот фото:
http://forum.ufaley.su/file.php?a=photo&ph=2759&key=7852e338
http://forum.ufaley.su/file.php?a=photo&ph=2758&key=4bde25fb
Там ещё два есть, но они на дне в русле реки.
Гость, 18 Мая 2017 08:07
Мне нравится1
Озерчанин, ( я поняла, вас зовут Борис?)
Огромное спасибо, что делитесь с нами вашими знаниями и впечатлениями!
Читаю все ваши репортажи - очень познавательно! Завидую вашим детям и (будущим?) внукам - сколько интересного они узнают про Урал!
Отдельное спасибо за хороший язык и грамотный текст 8)
озерчанин, 18 Мая 2017 11:03
Мне нравится1
Гость, 18 Мая 2017 07:07
-----------------------------------------------------------
Спасибо! Всегда рад поделиться увиденным. Если что-то нужно конкретное про места, где мы побывали,  спрашивайте, расскажу всё, что знаю. Если не знаю, то расскажет мой коллега и инициатор всех поездок Володя Зеленов.
Гость, 7 Июня 2017 19:32
Мне нравится1
Ребята, благодарим за репортажи!
Следим за Вашими путешествиями.
Как всегда на высоте: интересно, интеллектуально и интеллигентно.

"Отдельное спасибо за хороший язык и грамотный текст" (Гость, 18 Мая 2017 08:07)
Присоединяюсь, отличный слог, рассказ увлекает с первых строк!
До новых встреч :)
Гость, 29 Июня 2017 23:04
Мне нравится0
а разве вы не знаете , то у нас много лет существует внедорожный клуб.  http://forum.ural4x4.ru/  Для нас проехать туда - как по асфальту !! А для вас - приключения !! ВЛИВАЙТЕСЬ К НАМ !!!
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

20 июня 2018 - утро

17oC, Ветер Западный 3 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее















Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама




К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы