Озёрские астрономы в ожидании изумрудного “шара”

2 ноября 2018 11:48, Собинформ

Непривычно оживлённо в эти дни в астрономическом клубе “Парсек” ДТДиМ. Всё говорит о том, что юные астрономы живут ожиданием чего-то важного и интересного! С 25 октября в размеренный темп обучения ворвалась странная гостья – комета 46P/Виртанена. Наши юные астрономы никогда в своей жизни не видели в телескоп комету, тем более такую яркую которую можно будет увидеть даже невооружённым глазом. Сейчас все обучающиеся заняты изучением книг о природе комет и их наблюдений. К этому важному для землян событию мы готовим свои телескопы. Основная нагрузка придётся на телескоп Сelestron диаметром 200 мм. – подарок 2012 года Ген.Директора П.О.Маяк Сергея Васильевича Баранова.

007-007.JPG

003-006.JPG

Фото: рабочий момент - по эфемеридам кометы юные астрономы наносят на карту её путь среди звёзд

Так что же такое комета? Комета является одним из наиболее интересных небесных тел в Солнечной системе. На сегодня обнаружено более 400 короткопериодических комет. Комету называют короткопериодической, если она совершает полный оборот вокруг Солнца с  периодом до 200 лет.

К - 1-001.png К-2-004.jpg

На левом рисунке (К1): синим цветом вытянутая орбита кометы 46P/Виртанена, а справа (К2) показан момент сближения с Землёй 16 декабря 2018г.

Комета состоит из ядра, комы и хвоста. Ядро  похоже на грязный снежный ком, потому что оно состоит из смеси льда с вкраплением метеорного вещества. Ядро окружает кома, или светлая туманная оболочка из газов и пыли, которая тянется до  2х миллионов километров. При приближении к Солнцу струи газа и пыли формируют длинные хвосты, которые можно увидеть с Земли.

В декабре 2018 года рядом с нашей планетой пролетит комета 46P/Виртанена.

Она представляет собой короткопериодическую комету с периодом обращения вокруг Солнца всего 5,4 года. Принадлежит она к семейству Юпитера, кометы которого имеют максимальное расстояние удаления от Солнца 5 а. е. (1 а.е. – это расстояние от Земли до Солнца равное 150 млн.км.). Впервые она была открыта 17 января 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом, а это значит, что астрономы наблюдают её уже 70 лет. В этом году расстояние до неё будет экстремально близким: 14 декабря 2018 года комета подойдёт к Земле на минимальное расстояние 11,5 млн. км. При этом она будет располагаться от Земли в 30 раз дальше Луны, поэтому нет никаких опасений насчет столкновений.

18 октября 2018 года итальянский астроном Роландо Лигустри сфотографировал этот светящийся изумрудный шар диаметром больше планеты Юпитер в созвездии Эридан.

К - 3-002.jpg

Фото (К3) кометы 46P/Wirtanen сделал астроном Роландо Лигустри

На изображении можно увидеть, что комета уже окутана зеленой комой. Этот цвет испарениям кометы придает двухатомный углерод (C2). Сейчас комета находится вблизи орбиты Марса и выглядит как объект 10-й величины, то есть невооруженным взглядом её не увидеть, однако, по оценке астрономов, в декабре 2018 года она станет в 200 раз ярче и достигнет величины +4m и станет доступна для наблюдений простым глазом.

Глубоко внутри этой зеленой сферы — испаряющийся комок грязного льда. Замерзшее ядро 46P/Виртанена в диаметре всего 1 км, но астрономы называют его гиперактивным. Смешанный с водяным паром двухатомный углерод светится зеленым цветом.

16 декабря эта гиперактивная комета пролетит в 11 миллионах километров от Земли. Это первое в XXI веке такое сближение с кометой. А наблюдать её можно будет невооруженным глазом в течение несколько недель, из-за чего астрономы окрестили ее кометой года. В декабре комета будет видна в течение всей ночи, поднимаясь на максимальную высоту близ полуночи. Перемещаться комета будет с юга на север по созвездиям Эридан, Телец, Возничий, Рысь, Большая Медведица и Малый Лев.

К-4-005.jpg

Рис (К4) - Путь кометы среди звёзд 11- 30 декабря 2018 г.

Комета Виртанена проходит через внутреннюю область Солнечной системы каждые 5,4 года. Прямо сейчас она находится рядом с марсианской орбитой и направляется к нам.

Максимального блеска достигнет в середине декабря — 4.1 звездная величина. В январе 2019 года комета начнёт гаснуть и будет доступна только для биноклей и небольших любительских телескопов до конца января-февраля, блеск её будет меняться с 5.4 до 11.5 величины.

Наш коллектив “Парсек” начнёт наблюдения с 10 декабря, когда комета в созвездии Эридан пересечёт небесный экватор и попадёт в северное полушарие звёздного неба. В это время она будет видна по ночам на высоте более 30 градусов над южным горизонтом. Самыми интересными днями будут 16 декабря, когда комета пройдёт между двумя рассеянными скоплениями Плеяды и Гиады в созвездии Тельца, а 24 декабря она “коснётся” яркой звезды альфа Возничего.

В апреле 2015 года группа МАСТЕР Государственного астрономического института МГУ под руководством профессора В.М.Липунова с помощью телескопа-робота установленного в африканской обсерватории South Astronomical Observatory (SAAO) открыла свою первую комету COMET C/2015 G2 (МАСТЕР) и мне посчастливилось быть её первым наблюдателем. Однако, несмотря на то, что она была довольно яркой, для наблюдений в северном полушарии Земли она была недоступна.

К - 5-003.jpg

Фото (К5) Комета C/2015 G2 (MASTER) в созвездии Водолея, рядом с планетарной туманностью Улитка (NGC 7293) 18 апреля 2015 года

А что касается кометы 46Р Виртанена, то до встречи с редкой гостей остаётся около 30 дней. Если позволит погода и небо будет чистое, то мы планируем проведение не только визуальных, но и фотографических наблюдений этой космической странницы.

Руководитель астрономического клуба “Парсек”, ДТДиМ,

Владислав Шумков

02.ХI.2018г.

Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 6-32-14.

Гость, 2 Ноября 2018 12:14
Истинно вам говорю: Земля налетит... на небесную ось!
Джузеппе, 2 Ноября 2018 13:04
Здорово! Надеюсь увидеть!
Гость, 2 Ноября 2018 14:35
Гость, 2 Ноября 2018 14:40
Что там наши юные астрономы говорят про Нибиру? Сфотографировали уже?
Она ж совсем близко...
Гость, 2 Ноября 2018 14:43
Возможно  придти, так сказать, постороннему человеку и понаблюдать за кометой через телескоп?
Гость, 4 Ноября 2018 20:37