Музей своими рукамиОбщество, 15 апреля 2013 16:34, Александр Волынцев
Музеи Озерска. Они есть – и их нет. Когда-то в каждой школе был свой музей. Обязательно. Потом наступили времена, когда помнить о прошлом и знать историю стало необязательно, и их переделали – где под раздевалку, где под еще какую-нибудь не менее объемную школьную нужду… Но, как говорится в известном анекдоте, «осадочек-то остался»… И не только «осадочек». Осталась и потребность. Потому, как трава сквозь асфальт, то там, то тут пробиваются музеи разного ранга и профиля. Вот и в школе №29 созидается новый музей. Называется он «Радуга ремёсел». Его организатор – учитель технологии Михаил Александрович Ковалёв – с удовольствие выступает в нем в роли гида.
Михаил Александрович Ковалёв: - Наш музей существует уже третий год. Хотя задумал я его уже давным-давно. Самый старый экспонат в этом музее – это работа 1981 года. Ученик выполнил работу «Бой Руслана с Головой» в технике контурной резьбы. Много работ у нас «уходило» в никуда: девать было некуда. Отдавали в школу, на разные выставки, но работы не возвращались. Вывешивали работы и в школьной столовой, тоже отношение к ним было так себе… И вот начали сохранять эти работы у себя. И когда накопилось уже много экспонатов, решили открыть музей. Скоро он приобретет и официальный статус: все необходимые документы мы уже сдали в Челябинск. Здесь представлены все виды резьбы, практически. Эксклюзив, такого точно нет ни в одном в магазине. - Взять, к примеру, вот эти часы. Обычно корпус делается из фанеры. А мы делаем из натурального дерева. Из дощечек изготовляются пластиночки, зачищаются шлифмашинками, а далее выполняется работа в технике прорезная резьба. Или вот шкатулочка, которая объединяет сразу несколько техник. Кап, блочная мозайка, плоская рельефная резьба и геометрическая резьба. Все это открывается, все работает… Есть шкатулка с тайником. - Здесь работы ребят разного возраста? - Да, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Пятиклассники, например, начинают с выпиливания лобзиком. - Что-то в качестве выпускных экзаменов используется? - Да! Основная масса представленных в музее работ – это проектные работы девятиклассников. В течение года они делают проекты, представляют их на экзаменах, и потом вместо экзаменационного билета защищают свой проект. - Многофункциональная польза… - Да. Кроме того, у нас заведено так: те дети, которые ходят в кружок, одну работу делают для себя, а вторую – для музея. За счет этого и пополняется экспозиция. - Так-так… А поподробней о кружке? - Кружок резьбы по дереву я веду давным-давно. Начал, когда еще работал в клубе «Мечта», там вел кружок, потом перенес сюда эту кружковую работу. Теперь по субботам с 10 до 12 часов дети приходят (в этот день основная школа не учится, только 10-11 класс). Дети приходят, с удовольствием работают. Каждую субботу приходит 10-15 человек в мастерскую. - То есть это такой же кружок, как, например, на Станции юных техников? - Да. Кружок по интересам. Каждый выбирает такую работу, какую хочет делать. И старается сделать так, чтобы можно было подарить маме или еще кому-то. - Или в музей. - Да, или в музей. Ко мне ходят и взрослые. Вера Георгиевна Мамонтова и Виктор Григорьевич Прутьянов. Они тоже сделали для музея ряд работ. Вера Георгиевна сделала шкатулку «Ромашковое поле», а Виктор Григорьевич занимается корнепластикой и сделал для нас композицию «Рыба поедает рыбу». - Музей и кружок это прекрасно, а на «внешкольный» уровень выходите? - Да. Буквально на днях побывали в Челябинске на областной олимпиаде, которую проводит Челябинский государственный педагогический университет. Проводится эта олимпиада третий год подряд. И три года подряд наш ученик Валентин Алкириков занимает первое место. В частности на этой олимпиаде Виктория Рязанова и Валентин Алкириков заняли первое место с презентацией музея; Иван Зырянов и Ксения Шестакова с проектом «Малахитовая шкатулка»заняли второе место; а коллекция одежды «Макрофутуризм» Дарьи Чиркиной заняла третье место. На следующий год нас снова там ждут.
Призы за первое место
- Кроме защиты проектов, что из себя представляет олимпиада? - Там есть еще экспресс-конкурсы. Мы пока не участвовали, но на следующий год хотим поучаствовать и в этом направлении. - Что в тех конкурсах? - Участники должны непосредственно на конкурсе выполнить изделие и ответить на теоретические вопросы. Их тридцать. - Почти экзамен! - Да, проходит тестирование.
Учитель Светлана Витальевна Большакова рассказала, чем на подобных кружковых занятиях (и на уроках труда, как раньше говорили) занимаются с девочками. Светлана Витальевна Большакова: - С девочками в основном занимаемся макраме, плетем из рыболовного шнура, потом красим акриловым красителем. Получаются великолепные украшения, которых, наверное, в городе нигде нет, не купить. Минимум денежных затрат и максимум красоты. Кроме того, шьем, создаем коллекции. Вот, например, Даша Чиркина делала коллекцию для олимпиады. Кроме того, делаем работы в технике «пластика соленого теста», осваиваем лоскутную технику, вязание, все виды рукоделия, которые существуют на Южном Урале... - Это тоже как кружок или и на уроках? - На уроках мы делаем проектную работу, очень много проектных работ у нас именно коррекционной направленности, по развитию мелкой моторики рук. Ежегодно мы на протяжении уже трех-четырех лет выходим на городское НОУ, занимаем призовые места, дети на практике доказывают, что развитие моторики – это неотъемлемая часть развития человека. - А есть сейчас такой предмет как «Домоводство»? - Есть, но он теперь несколько видоизменен. Хотя, конечно, мы стараемся девчонок готовить к самостоятельной жизни. Также кружки, факультативные занятия, коррекционные занятия, дети с удовольствием посещают. Этот год был у нас посвящен созданию виртуального музея. Вот у нас ребята занимались этим. Такой музей у нас по Челябинской области – второй. Первый – в Челябинске, в школе №36, и вот теперь второй – наш. А вот такой направленности музей – вообще один в Челябинской области. Именно с уроков технологии. А может и в стране.
Виктория Рязанова: - Мы создали сайт школьного музея «Радуга ремесел». Там есть главное меню с приветствием, есть информация о музее, об истории его создания, есть нормативные документы (сайт www.raduga29.ru). - Есть экспозиция, где представлены все работы учащихся по категориям. Есть категория с проектами, где помещены сами проекты учащихся, есть категория наших звезд, где дана фотография ученика, его характеристика и все его дипломы. Есть категория с преподавателями. О них тоже дана подробная информация. На самом сайте можно скачать презентацию проекта ученика и почитать о работе, и посмотреть фото этой работы.
Валентин Алкириков: Мы тоже занимаемся на уроках труда и на факультативах, делаем свои проекты. Вот, например, совместно с Сашей Мосехиным, мы делали игрушки. В прошлом году мы защищали вазу. А в этом году мы совместно с Викторией Рязановой защищали наш музей.
- Понятно, что создание некоего виртуального продукта - это одно направление, создание своими руками – это все-таки другое. Что больше нравится?
Александр Мосехин: - Не сказать, что нравится что-то одно. И то, и другое интересно.
Валентин Алкириков: - Вот эти игрушки мы делали класса с шестого, наверное.
Александр Мосехин: - С седьмого.
Валентин Алкириков: - Да. И по сей день продолжаем делать. Сначала был один снеговик, потом появились и другие… Все они разборные. Сначала это был проект на психологию, на детское развитие, развитие моторики, логики. Чтобы ребенок познавал мир с пеленок. Не магазинные всякие, пластмассовые, а дерево, которое несет в себе какую-то информацию, и тактильную, и просто пахнет хорошо, чем пластмасса похвастаться не может.
- По тому же принципу, как раньше пирамидки делались? Своего рода головоломки. - Да. - Сами идеи этих игрушек откуда берете? - Однажды нам показал наш учитель, Михаил Александрович, статью в журнале, которая была посвящена таким игрушкам. И вот из этой статьи, мы по примеру тех игрушек уже делали свои.
- Сегодня в любом магазине можно купить все, что угодно. Есть ли смысл что-то делать своими руками? Валентин Алкириков: - Своими руками делать интересней. Частичку души своей там оставишь, так получается. Когда что-то видишь интересное, появляется желание сделать не хуже. И тем более, мы делаем иначе, чем то, что в продаже. Александр Мосехин: - Например, те же часы будут сделаны из фанеры, а у нас из натурального дерева. Значит, долговечней. Тем более, в магазине – они все как под копирку, одинаковые. А тут уже сам на основе нескольких проектов можешь сделать самостоятельную работу. Потому и в нашем музее такое разнообразие работ.
***
В музее, действительно, есть на что посмотреть. Конечно, когда у него появится более объемное помещение, то можно будет и экспонаты расположить иначе, и из «запасников» многое выставить. Есть тут и абсолютно исторические вещи. Михаил Александрович показывает ковш в виде Жар-Птицы: - А вот этот ковш делал Лев Иванович Ширшев. Царство ему Небесное. Хороший товарищ был. Это мой учитель. Как и Юрий Георгиевич Карасёв. Я с ними начинал работать, они мне всё показывали, делились какими-то секретами мастерства… И вот вдова Льва Ивановича в память о нем подарила мне этот ковш, сделанный Львом Ивановичем, а я уже поставил его в музей. Так что память о нем у нас существует. Хотя бы в музее…
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | |
• | ПРОДАВЕЦ ПОДАРКОВ И СУВЕНИРОВ |
• | Офис-менеджер |
• | Уборщица |
• | Подсобный рабочий |
• | Уборщица, продавец |