Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

Озёрск был рождён с ДТП

Общество
11 ноября 2019 10:03
источник: ria.ru
 

Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в целях безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе 1948 года, рассекреченном госкорпорацией "Росатом".

"Росатом" публикует архивные материалы об истории отечественной атомной отрасли, 75-летие которой будет отмечаться в августе будущего года. В специальном разделе на портале "История Росатома" выложены факсимиле архивных документов, в том числе связанных с советским атомным проектом. Многие из этих документов ранее не публиковались.

В их числе — приказ начальника штаба советской атомной промышленности, Первого главного управления при Совете министров СССР Бориса Ванникова от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам, занятым в атомном проекте, "вне зависимости от их положения", садиться за руль служебных автомобилей.


001_2019_11_11_ra.jpg

© Фото : "Росатом"

Приказ по ПГУ № 0350сс. 18 сентября 1948


В соответствии с приказом руководители предприятий и организаций ПГУ должны были "категорически запретить" всем работникам управлять служебными автомобилями. Кроме того, им предписывалось принять меры, "исключающие возможность передачи шоферами управления автомашиной сотрудникам".

За передачу управления шоферам угрожали судом.

Безопасности создателей атомной бомбы в СССР уделялось очень большое внимание. Ключевым специалистам запрещалось летать самолетами, так что им выделили персональный пассажирский железнодорожный вагон. К ним также прикрепляли охрану из числа офицеров госбезопасности.

Повод для запрета

Основанием для приказа Ванникова стало принятое тремя днями ранее решение управляющего органа советского атомного проекта — Специального комитета при Совете министров, который возглавлял тогда Лаврентий Берия. Спецкомитет рассматривал два ДТП с участием выдающихся ученых, занятых в создании атомного оружия.

Как следует из рассекреченного ранее протокола, в ДТП попали сотрудники Лаборатории № 2 Академии наук СССР Игорь Панасюк и Лев Арцимович.

"Научный сотрудник Лаборатории № 2 товарищ Панасюк взял у шофера служебной машины управление автомашиной, не имея на то права. В результате произошла авария, при которой сам товарищ Панасюк получил тяжелое ранение", — говорится в документе.

Арцимович тоже взялся управлять автомобилем, и это привело к аварии, в которой сам ученый "не пострадал лишь случайно". Спецкомитет потребовал исключить возможность повторения подобных происшествий.

Лабораторией № 2 называлась организация во главе с Игорем Курчатовым, отвечавшая за научное руководство атомным проектом. Сейчас это Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Игорь Панасюк (1917-1972) и Лев Арцимович (1909-1973) были одними из ближайших соратников Курчатова и еще до войны сделали вместе с ним выдающиеся открытия в ядерной физике. В ходе реализации атомного проекта Панасюк сыграл большую роль в строительстве и пуске первых советских ядерных реакторов, а Арцимович — в создании электромагнитных установок для обогащения урана, а также получения лития-6, необходимого для термоядерных зарядов.

Сын Игоря Панасюка, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына МГУ Михаил Панасюк, рассказал РИА Новости о некоторых деталях ЧП 1948 года.

По его словам, авария произошла на "Базе-10". Так в то время называлось место расположения на Южном Урале комбината № 817 — первого советского предприятия по производству оружейного плутония. Впоследствии "База-10" носила названия "Челябинск-40" и "Челябинск-65", а ныне это город Озерск. Комбинат № 817 сейчас — Производственное объединение "Маяк" "Росатома". Игорь Панасюк был научным руководителем первого советского реактора — наработчика плутония на заводе № 817.

"Во время командировки они с водителем ехали на "Виллисе". За рулем был шофер. В дороге что-то случилось, вроде бы отказали тормоза, произошла авария. Отец сильно пострадал. Было расследование, виновником аварии признали водителя, но вопросов было много — как и почему это случилось", — вспоминает собеседник агентства.








Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 6-32-14.







Отклики читателей
Сергей Иванов, 11 Ноября 2019 12:44
Мне нравится1
Так и сейчас нужно запретить садиться судьям, депутатам, директорам атомной промыщленности, на дорогах глядишь спокойнее будет :D  :D  :D
Гость, 11 Ноября 2019 12:46
Мне нравится0
Ключевое слово "служебный", про личные автомобили ничего не сказано.
asura, 11 Ноября 2019 13:03
Мне нравится0
от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам, занятым в атомном проекте, "вне зависимости от их положения", садиться за руль служебных автомобилей.
---------------------------------------------------------
А что ,на пассажирском сидении меньше шансов угробиться вместе с водилой-оптом в лепёху,если на тебе надпись - Насяльника Равшана ? ;)  :D
Гость, 11 Ноября 2019 18:22
Мне нравится0
Панасюку было на момент аварии 31 год .
В. В. Устюжанин, 11 Ноября 2019 18:33
Мне нравится0
Рассекречено ещё пять лет назад. На штампе видно дату. И факт аварии с Арцимовичем и Панасюком в мемуарах уже упоминался. И гостю 12:46. Личный автомобиль  в 1948 был только у начальника строительства Царевского. И то это был трофейный полуспортивный автомобиль.
Гость, 11 Ноября 2019 19:39
Мне нравится0
Полуспортивный!  Это как?
Царь, 12 Ноября 2019 08:29
Мне нравится0
Указ Царя.

Во избежание любых автомобильных столкновений, запретить автомобильное движение вообще (совсем) любого автомобильного транспорта!

                                                                             Подпись:  Царь
В. В. Устюжанин, 12 Ноября 2019 22:21
Мне нравится0
Гость, 11 Ноября 2019 19:39
Полуспортивный!  Это как?
Сие тайна великая есть. В мемуарах первостроителей города упоминается одноместный автомобиль с выдвижным креслом на месте багажника.
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8-) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

15 декабря 2019 - день

-7oC, Ветер Западный 3 м/с, Ясно Без осадков

Подробнее





Последние вакансии в Озерске
Автоэлектрик
Кондитер
Сторож
Последние резюме в Озерске
Ищу работу!!!
Разные варианты
SEO


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама


К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы