Новости   |   Работа   |   АВТОзерск  |  Недвижимость  |  Погода   |   Справочник предприятий   |   Знакомства   |   Форум   |   Бюро находок   |   Барахолка
16+
Почётные граждане Озёрска   |   Расписание автобусов (межгород)  |   Показания водосчётчиков  |   Показания электросчетчиков

«Маяк» примет на переработку ядерный груз из Соснового Бора

Новые технологии
8 августа 2017 09:52
источник: up74.ru
 

Загрузка ядерного топлива на первом энергоблоке Ленинградской АЭС-2 намечена на октябрь этого года. Корреспондент «ЮП» побывал на строительстве новой атомной станции, где будут эксплуатироваться реакторы ВВЭР-1200, и узнал о готовности «Маяка» к переработке этого типа топлива.


e1fd8b78572b29807b833eb47fc9e85b.jpg


Низкий старт

Ленинградская АЭС расположена в городе Сосновый Бор, в 35 километрах западнее границы Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Первый блок был введен в эксплуатацию в 1973 году, остальные три — в 1975, 1979 и 1981 годах. Это первая в стране станция с реакторами типа РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах), или, как их еще называют, «чернобыльскими». Изначально проектом было предусмотрено, что каждый блок прослужит 30 лет, но в результате масштабной модернизации сроки эксплуатации были продлены на 15 лет. 

Строительство новой АЭС, предназначенной для поэтапного замещения мощностей действующей ЛАЭС, стартовало в 2007 году. Новые энергоблоки будут оборудованы водо-водяными реакторами усовершенствованного типа (ВВЭР-1200). Всего будет построено четыре блока мощностью 1172 МВт каждый. Проект сооружения Ленинградской АЭС-2 входит в долгосрочную программу деятельности «Росатома», генподрядчиком строительства блоков выступает холдинг «Титан-2». 

Первый энергоблок уже в высокой степени готовности. Сейчас здесь заканчиваются пусконаладочные работы, после чего начнется этап «горячих» испытаний. Горячая обкатка подразумевает имитацию работы блока на эксплуатационных параметрах, в рамках которой будет проведено около 80 стресс-тестов. 

Первую партию свежего ядерного топлива завезут на площадку АЭС ближе к началу физического пуска. Сейчас в шахту реактора загружено 163 имитатора тепловыделяющих сборок, а физический пуск, тоже довольно длительная процедура, начнется одновременно с загрузкой топлива в реактор. «С этого момента реактор фактически начинает жить, поэтому до физического пуска мы должны убедиться, что все системы работают нормально. Мы планируем выйти на этот этап 1 октября», — говорит главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев. Окончательный ввод в промышленную эксплуатацию, то есть когда энергоблок начнет вырабатывать электричество, запланирован на 2018 год — синхронно с остановкой первого блока старой АЭС. 

Угрозы просчитаны

Что касается обеспечения безопасности, то, как отмечает руководство АЭС, на эти цели расходуется около 70 % от общих затрат. Например, проектом предусмотрена двойная защитная оболочка реакторного зала — наружная и внутренняя. Эта конструкция надежнее аналогов, применявшихся ранее, и готова выдержать различные виды внешних воздействий. 

Как рассказал директор ЛАЭС Владимир Перегуда, после аварии на Фукусиме все десять российских АЭС были подвергнуты тщательному анализу с точки зрения гипотетических угроз природного характера (штормы, смерчи, землетрясения и т.п.) «Но у нас к тому времени уже была система безопасности, в том числе по обеспечению водой для охлаждения реакторов, с учетом подъема воды в Финском заливе до пяти метров. Это было сделано еще до Фукусимы», — говорит Перегуда. Однако без серьезных дополнительных вложений в безопасность не обошлось: на ЛАЭС, как и на других станциях, были потрачены огромные суммы на покупку техники, которая может обеспечивать подачу воды из любых источников и  в любых ситуациях. Даже если все линии электропередач будут оборваны и станция окажется отрезанной от внешнего мира. «Современнейшие мотопомпы, дизель-генераторы на 2 МВт — вся эта техника стоит на нашей площадке, и каждое утро начальник электроцеха докладывает о готовности систем к пуску», — говорит директор ЛАЭС. 

Реакторы любого типа отвечают требованиям всех существующих нормативных документов, поэтому сравнивать РБМК и ВВЭР с точки зрения безопасности было бы некорректно, отмечает руководитель станции. Но, конечно, у каждого из типов есть свои особенности. Например, эксплуатация РБМК дает возможность производства изотопной продукции, использующейся в медицинских целях, и ЛАЭС поставляет ее на экспорт. «На блоках ВВЭР это пока невозможно, — добавляет Владимир Перегуда. — Но ВВЭР более экономичны, у них выше КПД, и, конечно, это более компактный проект».

Работа с наследием

Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с ЛАЭС отправляют на спецхранение на горно-химический комбинат (ГХК) в Железногорске Красноярской области. Для транспортировки используются специальные метало-бетонные контейнеры, которые проходят серьезные испытания на прочность: их бросают с девятиметровой высоты и в течение получаса сжигают при температуре 800 градусов.

Облученное топливо с ЛАЭС-2 будут отправлять для переработки на ПО «Маяк» (ЗАТО Озерск, Челябинская область). По словам главного инженера ПО «Маяк» Дмитрия Колупаева, предприятие полностью готово к промышленной переработке ОЯТ реакторов ВВЭР-1000, 1200. «В 2016 году «Маяк» выполнил проект по модернизации третьей технологической цепочки, после чего была освоена переработка этого типа топлива, — рассказал он. — Пилотная партия, 6 тонн ОЯТ с Ростовской АЭС, поступила в конце прошлого года, в сентябре этого года состоится вывоз еще 20 тонн облученного топлива ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС. Вывоз 2017 года имеет важное значение, так как в процессе переработки будут уточняться технико-экономические показатели всех технологических операций. Мы надеемся, что в дальнейшем вывоз ОЯТ будет производиться на регулярной основе, это позволит нарабатывать опыт и укреплять компетенции в области переработки ОЯТ ВВЭР-1000, 1200. Хотя аналог этого топлива, ВВЭР-440, перерабатывался на «Маяке» еще в 70-х годах прошлого века, поэтому каких-то сюрпризов мы не ожидаем». 

Образующиеся в ходе переработки ВВЭР-1200 уран и плутоний будут повторно использоваться в производстве топлива для АЭС, а остеклованные радиоактивные отходы в виде достаточно надежной матрицы будут безопасно храниться. Для «Маяка» это означает более высокую степень загруженности перерабатывающих мощностей и рост выручки в сегменте гражданской продукции. «В последние годы перерабатывающие производства были загружены на треть, хотя в идеале загрузка должна составлять 70-80 % от установленной мощности, — отмечает собеседник «ЮП». — А хорошая загрузка обеспечивает высокие экономические показатели самой переработки, что выгодно и заказчику, и исполнителю». 

По словам Дмитрия Колупаева, с 2021 года этот вид топлива также будет готов перерабатывать горно-химический комбинат (ГХК) в Железногорске Красноярской области. «Основная нацеленность создаваемого комплекса на ГХК — работа с ядерным наследием, накопленным в предыдущие годы, в основном за счет государственного финансирования. А «Маяк» больше будет заниматься коммерческим топливом, которое в настоящее время образуется на объектах «Росэнергоатома». Основная задача перерабатывающих производств — исключить накопление топлива ВВЭР-1000, 1200 в стране, дабы не перекладывать бремя ответственности за ядерное наследие на будущие поколения», — резюмирует Колупаев.  

Концерн «Росэнергоатом» — энергетический дивизион госкорпорации «Росатом». В состав концерна входят все десять действующих российских атомных станций (35 энергоблоков). ЛАЭС обеспечивает более половины энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В энергетическом балансе всего Северо-Западного региона на долю ЛАЭС приходится 28 %. 







Отклики читателей
Гость, 8 Августа 2017 10:58
Мне нравится0
Объёмы переработки растут, з/платы падают - парадокс госпредприятий.
Работник не ЯОК, 8 Августа 2017 11:07
Мне нравится0
Когда я в 2005г. пришёл работать на "ПО Маяк" моя зарплата составляла 800$, на данный момент моя зарплата, по практически максимально возможному разряду, составляет 600$. Динамика не радует. Привожу в $, так как рубль штука переменчивая.
Казус, 8 Августа 2017 11:51
Мне нравится0
А отходы, которые мы накапливаем здесь, это не бремя?
Гость, 8 Августа 2017 13:30
Мне нравится0
Объёмы переработки растут, з/платы падают - парадокс госпредприятий.

У всех падают :?:
Гость, 8 Августа 2017 13:53
Мне нравится0
Объёмы переработки растут, з/платы падают - парадокс госпредприятий.
-----
У всех падают :?:
-----
У сотрудников работающих с отходами - да, падают
Гость, 8 Августа 2017 17:17
Мне нравится0
Гость, 8 Августа 2017 13:53 Это нравится0
Объёмы переработки растут, з/платы падают - парадокс госпредприятий.
-----
У всех падают :?:
-----
У сотрудников работающих с отходами - да, падают

Падают.  И не только зарплаты.
ЛюбОпытный, 8 Августа 2017 18:12
Мне нравится0
У всех падают  
Ну думаю что всё наоборот - У вас да. НАВЕРХУ НЕТ :D  :D  :D
Гость, 8 Августа 2017 18:48
Мне нравится0
Гость, 8 Августа 2017 17:17
Падают. И не только зарплаты.

А что, кроме зарплат, еще падает?
Гость, 8 Августа 2017 19:17
Мне нравится0
ЛюбОпытный, 8 Августа 2017 18:12
У всех падают.
Ну думаю что всё наоборот - У вас да. НАВЕРХУ НЕТ.
--------------------------
Мы ведь говорим о людях, а не о тех кто НАВЕРХУ.
Гость, 8 Августа 2017 19:53
Мне нравится0
Нахожусь на стройке ЛАЭС-2.  8) Нам бы в город АЭС.....
Гость, 9 Августа 2017 10:33
Мне нравится0
Все хорошо..... хорошо...  :cry:
Перейти к обсуждению на форуме >>
По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Добавьте Ваше мнение:*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором.

Сообщи новость
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.



Погода в Озерске

25 июня 2018 - день

26oC, Ветер Северный 5 м/с, Пасмурно Без осадков

Подробнее













Последние резюме в Озерске
Грузчик
Бухгалтер
Бухгалтер


Дополнительно
Архив
Карта сайта
Редакция
Реклама




К началу страницы    
На главную  
Новости за сегодня  
Архив  
Редакция  
Размещение рекламы