Кто мы и откуда. Дороги. Часть IГородская жизнь, 1 октября 2020 12:56, источник: Собинформ
Человечество с самого начала своего существования вышло на дорогу. Сначала дорогу колонизации, освоения жизненного пространства, затем дорогу сообщения, культурного и экономического обмена. Так или иначе именно дороги во многом определяли и продолжают определять историю человечества. Дороги, которые нас окружают, известны нам с самого детства и являются значимой частью нашего окружения. Вот дорога на Касли и далее на Екатеринбург, вот дорога на Новогорный и далее на Челябинск. Озерск молод, но эти дороги были и до него – скажет любой озерчанин, более или менее знакомый с историей наших мест. А вот как давно они проложены это вопрос потруднее. Самые эрудированные наверняка слышали термин «Казанская дорога», но где располагалась эта дорога и что собой представляла вопрос уже достойный профессионального историка. И ответ на него сам по себе получится непростым, «развёрнутым». Мы же предлагаем окунуться в глубины истории, во времена, когда культурно-этнический облик края был совершенно иным.
Торговцы
Часто у обывателя складывается несколько высокомерное представление о наших предках. Ведь у них не было ни автомобилей, ни самолётов. Как они общались с другими людьми, особенно живущими далеко? Да никак, ведь у них даже интернета не было! На самом деле человечество начало процесс «глобализации» уже в каменном веке. Люди обменивались товарами, о наличии транзитной торговли свидетельствуют находки экзотических вещей, например, раковин каури или янтаря в местах очень далёких от мест, где их добывали. С возникновением городской цивилизации и централизованных государств дороги становятся устойчивыми, а термин глобализация уже можно использовать без кавычек. У учёных-историков есть термин «Циркумпонтийская металлургическая провинция». Любопытствующие могут погуглить, а мы ограничимся краткой констатацией факта – уже в раннем бронзовом веке, во времена строительства египетских пирамид, мир Восточного Средиземноморья притягивал к себе обширные пространства – от Британских островов до Поволжья и Памира. Люди торговали и обменивались смыслами на постоянной основе. Естественно в ходе формирования таких культурно-экономических зон возникали устойчивые связи. Археологические данные и письменные источники чётко фиксируют не только эти связи, но и конкретные маршруты. И самое важное эти дороги продолжали существовать в течение тысячелетий. Забегая вперёд, скажу, что трассы, которые я перечислил в начале, тоже насчитывают не одно тысячелетие. Что делало направления дорог такими устойчивыми? Во-первых, они связывали разные природно-климатические зоны, жители которых специализировались на производстве определённых товаров и нуждались в товарах из других регионов. Во-вторых, устойчивость конкретных дорог, определялась удобством передвижения по ним. Наконец, с бронзового века конечными точками маршрутов, определявшими регулярность и интенсивность обмена, выступали государственные образования. Именно они придавали силу импульса на торговых путях. С ростом «организованности» в этих «конечных точках» нарастал товарный поток, а в периоды кризиса и развала государств торговля, наоборот, стихала, и даже «менее цивилизованные» партнёры в торговле испытывали кризис. Скажу больше – многие археологические культуры возникали или исчезали именно вследствие изменения глобальной конъюнктуры! Чтобы не быть голословным, замечу, что известная всем по курсу древней истории гибель воспетой Гомером Крито-Микенской цивилизации в Греции, пришлась именно на такой глобальный кризис. А Египет в это время пережил нашествие «народов моря». Это был распад той самой Циркумпонтийской металлургической провинции. «Но как это связано с историей Урала?» - спросит любитель краеведения. «Страна городов» эпохи развитой бронзы, известная всем по памятнику Аркаим, тоже исчезает в это время. И «тёмные века» греческой истории удивительно синхронны похожему «запустению» в южно-уральских степях. А потом примерно в одно и то же время – в VIII-VII вв. до н.э. в Греции возникает «классическая» цивилизация, а в степях Евразии возникает цивилизация кочевая. В истории дорог в нашей местности кочевники всегда играли ключевую роль, являясь важнейшим стратегическим элементом глобальной торговли. Они же служили ретрансляторами идей и изобретений. А, с учётом их высочайшей подвижности, кочевники фактически превратили Великую степь в элемент уже не разъединяющий, а объединяющий полюса «цивилизованного» мира. Именно в раннем железном веке (так археологи именуют «классическую древность») Китай и Средиземноморье узнали друг о друге. И именно на это время приходится наиболее яркий эпизод древней истории будущего Озерска. Об этом и о таинственной «Казанской дороге» мы поговорим в следующий раз. А.Н. Теличко, методист МКУ «Городской музей»
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | МЕНЕДЖЕР-КОНСУЛЬТАНТ В МЕБЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН |
• | Подсобный рабочий,оператор упаковочной линии,водитель электропогрузчика |
• | Водитель |
• | Рассмотрю подходящие варианты |
• | водитель |
• | Специалист технической поддержки,системный администратор |