С днем рождения, Новогорный!Городская жизнь, 7 июля 2020 12:05, источник: lyutov70.livejournal.com
7 июля считается днем рождения поселка Новогорный. За его 66-летнюю историю кому он только не подчинялся и не присоединялся: и Селезневскому сельсовету, и Аргаяшскому району, а в 90-е он пытался отстаивать свою независимость. Но тогда же его с Селезнями и Бижеляком переподчинили Озерску. И с 2005 года поселок Новогорный официально вошел в состав ЗАТО ОГО. А история его началась вместе со строительством Аргаяшской ТЭЦ для нужд химкомбината "Маяк". Сегодня мы хотим познакомить вас с очерком Вячеслава Лютова из его "Провинциальных тетрадей". Это познавательно и интересно.
Лодка на длинном озере …Однажды в канун нового учебного 2009 года школьный учитель труда из Новогорного Александр Мелехов вышел порыбачить на озеро Улагач – благо, поселок стоит прямо на берегу. «Длинное лесное озеро» - а именно так переводят с башкирского языка слово «Улагач» - узкой дугой вытянулось на шесть километров и «спряталось» в березовых рощах. Учителя отвлек от поплавка большой и темный предмет под водой.
Позднее А. Мелехов рассказывал корреспонденту «Южноуральской панорамы» М. Гайнуллину, что решил нырнуть – и обнаружил затонувшую лодку-долбленку, на каких плавали еще во времена Киевской Руси. Сегодня долбленки встречаются иногда у народов манси и ханты. Лодка с Улагача была изготовлена, конечно, позднее, но по древним технологиям. Такие лодки, как правило, долбили из цельного ствола лиственницы, дуба, осины, кедра длиной в три-четыре метра. Затем, чтобы лодка стала шире, ее ставили над углями, заливали воду и… варили в лодке уху. Рыбий жир придавал древесине эластичность. Одновременно в распаренной лодке устанавливали поперечины, чтобы борта стали шире. Возраст лодки с Улагача некоторые ученые определяют в 500 лет. Хотя челябинский историк Г.Х. Самигулов считает, что она была выдолблена позднее: в конце XVIII века – на это указывают наличие металлических штырей и прорези под рулевое весло в борту. Сейчас эта лодка хранится в Челябинском краеведческом музее.
У большой дороги Как попала угорская долбленка в Улагач – объяснить, на самом деле, не сложно. Еще в древности через Каслинско-Иртяшскую систему озер пролегал караванный путь – «переваливался через Камень» из Азии в Европу. Позднее Улагач лежал на путях Старой Казанской дороги, а в XVIII веке по здешним местах проходил почтовый тракт, названный Уфимским и обозначенный на карте Степана Костромина 1759 года. Берег Улагача оказался развилкой дорог, Т-образным перекрестком… – В середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня, – поясняет исследователь и историк Г.Х.Самигулов. – Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из Челябинска по Уфимской улице через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. У озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше на Екатеринбург, а другая – на Кыштымский завод и дальше, на Уфу. Там, где есть дорога, будет и движение народов, культур и технологий…
Без лодки – никуда Впрочем, на самом Улагаче без лодки не обойтись. Лесной характер озера отразился в его берегах – они почти сплошь поросли рогозом, тростником и камышом, особенно в заливах. Порыбачить с берега можно лишь в нескольких местах; в остальном – только на лодке. В озере водятся карп, линь, чебак, окунь, карась; но главным богатством является щука.
Правда, тот же биолог и натуралист Леонид Сабанеев век назад отмечал, что рыбные запасы Улагача, как и других малых озер, весьма незначительны и «все вместе не имеют и десятой доли значения Каслинских озер и Иртяша». Другие отмечали необычайную чистоту озера, где вода, как хрусталь. Озеро питалось подземными водами – только одних родников в нем насчитывалось более ста. Сами жители вспоминали, что воду Угалача использовали как питьевую: «Придёшь на озеро, ведром туда-сюда, черпанёшь: и домой» - вплоть до строительства Аргаяшской ГРЭС в 1950-х годах.
Поповские Селезни Берега Улагача обживались вместе с развитием Кыштымских заводов. Народ здесь был разный. Кыштымский писатель Рудольф Сырейщиков рассказывает, что окрестности озера облюбовала староверы Саввы Зотова. Позднее появились многочисленные заимки: Казакова, Куренова, Мыларщиковых и других. На старых картах на месте нынешних Селезней есть обозначение: «Ц.З.» - так обозначались церковные земли. Скорее всего, свою заимку здесь имела одна из кыштымских церквей. Позднее появилось название «Поповская заимка» - «принадлежащая попам», а не по фамилии, как обычно назывались заимки. К тому же фамилия «Попов» в здешних местах не встречается.
Зато в конце XVIII века на Улагаче обосновалась крепкая семья Селезневых – на картах даже закрепилось название - Селезневская дорога, ведущая к заимке. Старожилы рассказывают байку, не слишком «благочинную»: - У одного из отпрысков Демидова управляющим служил бывший каторжанин Васька Селезень. Грамотный. У него здесь заимка была. Баб сюда возил. Оттуда и Селезни пошли… К началу ХХ века Селезневых основательно потеснили Пискуновы – хозяйства числом в 12 семей были крепкими и зажиточными. Так что нынешние Селезни вполне могли бы называться Пискунами или Пискуновской заимкой. Кстати, уже в первые годы советской власти Селезни были объявлены поселком и центром Селезневского сельсовета, а первым председателем стал Григорий Маркович Пискунов…
Кровавая ягода Более века назад, когда прокладывали железную дорогу Челябинск-Екатеринбург, проходчики удивлялись здешним ягодным местам – все было усыпано земляникой. Близ озера Улагач был устроен железнодорожный разъезд, который по-башкирски назвали «спелой ягодой» - Бижеляк.
Между тем, в историю этот разъезд войдет трагичной и жестокой страницей гражданской войны. В октябре 1918 года из Челябинска в Екатеринбург вышел эшелон с белочехами для переформирования. Сообщение о движении белогвардейцев получил 3-й Красногвардейский полк и решил своими силами разгромить эшелон.
На станции Бижеляк «красные» встретили поезд, начался неравный бой. Численность белых существенно превосходила отряды красногвардейцев, тем не менее «красные» начали теснить врага. Часть белочехов отступила через Аязгулово на Аргаяш, другие были прижаты к озеру Улагач, которое в итоге и стало общей могилой для тех и других.
Позднее на берегу Улагача, на Дальней горе, был поставлен обелиск погибшим, обнесенный черными цепями – «Здесь в июне 1918 года стоял насмерть в борьбе с белочехами 3-ий Уральский полк. Вечная слава героям, павшим в боях за Советскую власть».
Обелиск на озере Улагач
Деревня Куркачикова С другого берега Улагача на братоубийственный бой грустно смотрела деревня Куркачикова, которая, по словам старожилов, была основана даже раньше Кыштыма. Еще в первой половине XVIII века появились документальные свидетельства о появлении башкирских деревень на Южном Урале. Деревня еще помнила своих сыновей, ушедших на Отечественную войну 1812 года и ставших «северными амурами» - так французы называли всадников башкирских полков за искусное владение луком и стрелами, за отвагу и смелость. Среди «амуров» был и куркачиковский казак Азнагул Умертаев, который прошел Силезию, Лейпциг, Прагу и участвовал во взятии Парижа в 1814 году. С началом строительства химкомбината «Маяк» и Новой (Аргаяшской) ТЭЦ судьба деревни Куркачиковой была предрешена. Сначала были изъяты колхозные земли, а затем и сама деревня попала в зону отчуждения. В апреле 1966 года она официально была ликвидирована, уступив место энергетикам из Новогорного…
Новая ТЭЦ К концу 1940-х годов, когда в кратчайшие сроки была создана первая советская атомная бомба и достигнут ядерный паритет с США, остро встал вопрос энергетической безопасности химкомбината «Маяк» и города при нем. Нужен был свой бесперебойный источник питания.
В 1951 году Постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве близь комбината собственной электростанции. В январе 1952 года под нее была отведена площадка на восточном берегу озера Улагач и выбран тип станции: теплоэлектроцентраль мощностью 100 МВт. ТЭЦ «убивала двух зайцев»: давала электроэнергию и согревала город атомщиков.
Турбины станции… Строителям Аргаяшской ТЭЦ пришлось столкнуться с теми же трудностями, что и строителям первого реактора. Ранней весной 1952 года, когда к будущей станции прокладывали железнодорожную ветку, дороги раскисли, что даже лошади увязали в грязи. Грунт возили по ночам, когда температура падала ниже нуля. На строительстве работало около тысячи человек, основу которых составляли заключенные, а главными орудиями труда оставались лопаты, кирки и тачки. Немало сил потребовал главный корпус станции – место под фундамент пришлось «выгрызать» в мощном скальном основании, и взрывы звучали с завидной регулярностью. Проектом предусматривалась установка двух турбогенераторов мощностью 25 МВт и одного 50-мегаваттника.
В организации строительных, монтажных и наладочных работ новую станцию «поднимали» два незаурядных человека: директор Арсений Яковлевич Григорьев и главный инженер – Павел Тихонович Терещенко. Профессиональный костяк коллектива станции составили опытные челябинские энергетики – с ЧГРЭС и ЧТЭЦ-1.
7 июля 1954 года Аргаяшская ТЭЦ была пущена в эксплуатацию, и сегодня после модернизации ее мощность увеличена вдвое.
…и парк у Дома культуры Одновременно с возведением станции развернулось и строительство жилья. Кстати, эта «одновременность» чувствуется и сегодня. Новогорный разделен на два поселка: один – поселок энергетиков, другой – строителей. А поначалу здесь было несколько бараков, а для размещения людей использовались классические башкирские юрты. Как вспоминают ветераны, всего за одно лето 1952 года, на голом месте, были построены новые бараки, баня, магазин, столовая, котельная и гаражи. До пуска станции в Новогорном появилась первая школа и больница на 50 человек.
Но главным украшением поселка стал Дом культуры, который здесь по праву называют дворцом. Выстроенный в сталинских традициях с колоннами и массивным античным портиком, украшенный лепниной и живописными картинами, он стал доминантой центральной площади поселка, на которой летом разбиты яркие цветочные клумбы. А за дворцом разместился парк, с небольшим, но изящным классическим фонтаном-чашей. Главная аллея парка обрамлена декоративными породами, а за ними – естественная природная стихия со старыми березами и тальником. И тянется она к рукотворной речке – водосбросному каналу с теплой водой, что шумит, срываясь, с бетонных порогов…
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | охранник |
• | Водитель |
• | Водитель С, С/Е |
• | Сторож , Вахтер |
• | Сторож , Вахтер |
• | Водитель В,С |