Осторожно, двери закрываютсяГородская жизнь, 18 июля 2016 16:50, Александр Калашников
Результаты недавнего опроса Ozersk74.ru показывают - в надежности лифтов сомневается большинство пользующихся ими горожан:
Всего в Озерске порядка 450 лифтов. Более чем у половины из них уже истек 25-летний срок эксплуатации - формально у жильцов есть все основания для тревоги. Наиболее дальновидные пророчат скорое падение цен на квартиры верхних этажей многоэтажек: к этому, по их мнению, может привести ситуация с массовым выходом из строя изношенного лифтового оборудования.
О том, каким образом продлевается жизнь изготовленным еще в СССР лифтам, и чего жителям многоэтажек ждать в будущем, Ozersk74.ru выяснил у представителей управляющих компаний и одной из фирм, занимающихся обслуживанием озерских лифтов.
***
С администрацией говорить в данном случае оказалось не о чем: озерского лифтового хозяйства как такового сегодня не существует. В муниципалитете заявляют: все лифты и соответствующее оборудование, согласно Жилищному Кодексу – это общедомовое имущество. То есть, за конкретный лифт отвечают (читай: платят) конкретные жильцы, действуя через свою управляющую организацию. В администрации ОГО нет специалистов, причастных к каким-либо работам по лифтам. Все, на что имеют право местные власти – проверка текстовой части разрешений, выданных по техническому состоянию лифтового оборудования. Денег на лифты в бюджете нет и не предвидится – разве что в части содержания квартир, находящихся в собственности муниципалитета.
- Проблема с модернизацией лифтов актуальна, но для паники никаких поводов нет, - считает Олег Куроедов, директор ООО "Стройпромсервис". Эта фирма - крупнейшая в Озерске среди тех, что занимаются техническим обслуживанием и ремонтом лифтового оборудования. В штате "Стройпромсервиса" - около 50 человек, они обслуживают 296 лифтов (большинство из которых - в жилых многоквартирных домах). - Коммунальных сборов хватает на текущий ремонт оборудования, при надлежащем уходе оно прослужит еще немало лет, - рассказывает руководитель фирмы. - Чаще всего изнашиваются тросы, шкивы, движущиеся части любых устройств. Наш мастер осматривает каждый лифт раз в месяц, он сообщает обо всех выявленных недостатках, и мы включаем конкретный ремонт в план текущих работ. Исходя из опыта, могу сказать, что простой ремонт может существенно продлить жизнь лифтам. Главное - вовремя проводить тщательный осмотр оборудования.
Лифтовая шахта одного из подъездов Дзержинского, 63
- Направляющие для лифтовой кабины и противовеса - это стальные рельсы, идущие вдоль всей лифтовой шахты, - говорит во время "экскурсии" по своему фронту работ специалист "Стройпромсервиса". - Запас прочности у них огромный, как, в принципе, и у самой кабины. Каждый из трех тросов, поднимающих лифт, рассчитан на десятикратный вес кабины с пассажирами. Дополнительной страховкой от падения кабины в шахту служит ограничитель скорости (см. фото: кабина соединена с ним тросом, расположенным справа). При увеличении скорости движения лифта на 15% "страховочный" канат заставит сработать клиновые зажимы, которые прижмут кабину к направляющим, предотвращая ее падение.
Машинное помещение (над шахтой)
В машинном помещении расположена лебедка, приводящая в движение лифт, и станция управления, в которой сосредоточено электрооборудование.
Лебедка. Справа - шкив с тросом противовеса
Ремонт лебедки - дело намного более затратное. Одна лишь перемотка электродвигателя обойдется в 7 тысяч рублей. Если механизм полностью выйдет из строя - лучшим вариантом будет купить более современный аналог, но управляющей компании придется на это раскошелиться. Хотя на время ремонта движение лифта практически не останавливается: как заверяет руководитель "Стройпромсервиса", вышедшие из строя механизмы сразу меняют на рабочие экземпляры, припасенные для аварийных случаев на складе. Содержание такого склада тоже влетает в копеечку.
Табличка на корпусе лебедки, в правом нижнем углу указана дата изготовления - 1983г.
Несмотря на давние сроки изготовления, механизмы при своевременном ремонте работают исправно. Срок эксплуатации лифта - 25 лет с момента первого пуска. Контролирующие состояние лифтов экспертные организации ежегодно проводят техническое освидетельствование лифтового оборудование, ставя записи о состоянии оборудования в паспорт лифта, а также в акт ТО. Таким образом, каждый год контролирующие органы продляют сроки эксплуатации лифтов - теоретически, так может продолжаться еще много лет. По мнению специалистов "Стройпромсервиса", запаса прочности у оборудования пока вполне хватает.
Другое дело - модернизация. В частности, установка современного, на микросхемах, электрооборудования. Здесь мелкими вложениями не отделаешься, зато новые платы управления позволяют поднять безопасность при эксплуатации лифтов на уровень выше.
Станция управления позволяет механику переключить управление лифтом в ручной режим, в ней же размещено оборудование для связи с диспетчером. Данные со всех лифтов отображены в специальной программе на компьютере диспетчера - благодаря ей об аварийной ситуации становится известно мгновенно.
Крупнейшая из диспетчерских "Стройпромсервиса" в оперативном режиме обслуживает 93 лифта
Современные платы управления связаны с добрым десятком датчиков в каждой лифтовой шахте - открытия/закрытия всех дверей шахты и машинного помещения, движения/внезапной остановки кабины, и, конечно, нажатия кнопки вызова диспетчера. Как только срабатывает любой датчик, дежурный диспетчер видит на мониторе соответствующий сигнал.
История любых изменений в сигналах датчиков хранится на компьютере длительное время - у обслуживающей организации всегда есть возможность ознакомиться с историей эксплуатации конкретного лифта.
Организация и обслуживание такой системы - дорогое удовольствие, поэтому далеко не во всех домах Озерска лифты обслуживаются подобным образом. По мнению Олега Куроедова, главным препятствием для модернизации лифтов служат тарифы на их обслуживание. - Последний раз тарифы поднимались 2 с половиной года назад, - говорит руководитель "Стройпромсервиса". - Рубль падал, цены на запчасти росли, а тарифы остались теми же - управляющие компании в таких условиях просто не могут себе позволить серьезные работы по лифтовому оборудованию. Даже зарплаты механиков и диспетчеров зависят от тарифов, они тоже не индексируются. Так что без поднятия тарифов не будет не то что модернизации - даже существенного повышения качества работ. Местные власти напрямую на ситуацию повлиять не могут. Чтобы поднять тарифы на обслуживание лифтов, необходимо согласие жильцов - но трудно себе представить, что горожане добровольно согласятся платить больше. Скорее всего, большинство будет готово ждать своей очереди на капремонт, пусть и неопределенный срок.
***
Ярким примером, подтверждающим слова Олега Куроедова о финансовой стороне проблемы с лифтами, является ситуация в одном из подъездов Дзержинского, 56. Три месяца назад в этом доме сгорел лифт. Раньше весны 2017 года его восстановить не получится именно из-за отсутствия денег у собственников жилья.
Жильцам верхних этажей злополучного подъезда предстоит многомесячная ежедневная зарядка
- Наиболее вероятной версией причины пожара был назван поджог открытым пламенем с внутренней стороны кабины лифта, - рассказывает Елена Татаринцева, заместитель гендиректора управляющей компании "ОСЖС", обслуживающей данный дом. - Чья-то шалость или злонамеренность привела к тому, что страдает почти весь подъезд.
Таким образом сейчас выглядит вход в шахту со сгоревшим лифтом на 9 этаже
- Изначально мы собирались потратить на замену лифта деньги, собранные на капремонт, - продолжает Елена. - Но выяснилось, что Региональный оператор неохотно меняет уже принятую программу ремонта, и замены лифта мы можем ждать очень долго. В конце апреля жильцы при нашей поддержке провели собрание, на котором было решено о создании спецсчета - теперь деньгами на капремонт жильцы этого дома будут распоряжаться самостоятельно, и смогут направить их на покупку нового лифта. Но и тут остаются трудности. Во-первых, ждать перевода денег из "общего котла" на спецсчет придется до следующего апреля. Во-вторых, потом придется проводить еще одно собрание, на котором жильцы должны будут убедить соседей из других подъездов потратить деньги на лифт. В процессе переговоров наверняка будут свои трудности - ведь не каждый заинтересован помогать ближнему, даже у некоторых жильцов первых этажей этого подъезда, скажем так, свое видение ситуации...
Этажом ниже. Со слов мастера "Стройпромсервиса", 80% поломок лифтового оборудования - последствия вандализма
***
- Ждать откуда-то "сверху" помощи совершенно не имеет смысла, - говорит заместитель гендиректора "ОСЖС". - Даже если в предвыборном пиаре прозвучат обещания о бесплатной замене лифтов - это ничего не значит. Государство всеми своими действиями показывает, что в ближайшем будущем собственники жилья будут сами платить за очень многое - за обслуживание и ремонт лифтов в том числе.
- Я бы охарактеризовал общую ситуацию с лифтами в Озерске так: пока все работает, но выплат по текущим тарифам хватает лишь на продление жизни старого оборудования, - резюмирует директор "Стройпромсервиса". - Безопасность лифтов регулярно подтверждается на процедурах ТО, контролирующие организации просто не допустили бы эксплуатацию аварийного лифта при очередном ежегодном осмотре. Аварии при таком контроле, на мой взгляд, возможны лишь при ненадлежащем ежемесячном осмотре оборудования местной организацией, либо при некачественной работе механика.
Но о скорой модернизации лифтов, тем более - об их замене, нечего и говорить, пока сами жители не примут решение платить за это из своего кармана. Управляющим компаниям придется очень постараться, чтобы убедить жильцов согласиться на поднятие тарифов. Ну, а будущее еще более туманно: государство намерено обновить лифтовое оборудование по всей стране к 2020 году. Это предписывает новый технический регламент Таможенного союза. Программа капремонта явно не спасет ситуацию к указанному сроку. Каким образом можно уговорить всю страну платить еще больше, и в течение четырех лет обновить все лифты - я не представляю.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на любой мессенджер (viber, whatsAppp, telegram) - +7 902 896 51 63 или почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте». Телефон редакции 5-94-14. Отклики читателей
Внимание! Ваши комментарии будут показаны на нашем сайте только после их проверки модератором. |
Если вы стали очевидцем происшествия, аварии или необычного и интересного события, расскажите об этом посетителям нашего сайта. Фото и видео приветствуются.
Добавить новость• | Требуется дворник + комплексный рабочий по зданию |
• | Оператор |
• | Почтальон |
• | делопроизводство, архив, документоведение |
• | Рассмотрю варианты |
• | эл. монтажник съхемщик энергетик |