Послать на три буквы - УТС
Сегодня мы расскажем о том, что долгие годы после введения ОСАГО тщательно скрывают все без исключения страховые компании — о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля. Распространение этого требования теперь и на сферу добровольного страхования КАСКО — еще одна пренеприятнейшая история для страховщиков и хорошая новость для автовладельцев. За что нам регулярно недоплачивают, разбиралась ТАТЬЯНА ПИСКУНОВА, журнал «ГАИ».
Кратким курсом
Итак, сначала краткий курс капиталистической экономики. Что такое УТС? Утрата товарной стоимости автомобиля — это уменьшение его стоимости, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида и эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, лакокрасочного покрытия вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Проще говоря, если вы или вам стукнули машину, то даже после очень качественного ремонта и замены поврежденных деталей на абсолютно новые при продаже цена битой машины будет ниже цены аналогичной машины, которая не побывала в аварии. Вот эту разницу в цене и называют утратой товарной стоимости.
А теперь, после введения в общий курс экономики, — основное правило современной российской политэкономии: ни одна страховая компания в добровольном порядке УТС еще ни разу никому не выплатила. Ни в каком виде — ни в полном, ни в урезанном. Ну кто из вас вспомнит хотя бы одну одобренную страховщиком выплату, в которой бы фигурировала строка «возмещение УТС»? Никто и никогда: политика страховых компаний — сохранить это в глубокой тайне от автовладельцев и экономить на выплатах.
Более того, буквально с первого дня введения ОСАГО юристы страховых компаний, погружаясь в терминологические дебри и жонглируя сложными правовыми понятиями и определениями, пытаются доказать друг другу и нам с вами, что никакую утрату товарной стоимости они компенсировать автовладельцу не обязаны. Мы не будем вслед за ними влезать в эти профессиональные дискуссии, а скажем совсем о другом: их коллеги по студенческим годам, тоже дипломированные юристы — судьи — придерживаются кардинально противоположной точки зрения. И при обращении автовладельца в суд с требованием взыскать помимо выплаты на восстановительный ремонт после ДТП еще и утрату товарной стоимости автомобиля, всегда встают на его сторону.
До нынешнего года это касалось только обязательного страхования автогражданской ответственности. То есть в судебном порядке стребовать УТС можно было только со страховой компании виновника аварии, соответственно, только в том случае, если не вы были виновником повреждения вашего автомобиля. С нынешнего года это правило стало универсальным и распространилось также на сферу добровольного страхования. Утрата товарной стоимости автомобиля признана составной частью ущерба, причиненного при повреждении транспортного средства, и должна выплачиваться страховщиком автовладельцу.
Первое дело
Итак, 30 января 2013 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Обзор Верховного Суда по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, который и положил начало взысканию утраты товарной стоимости автомобиля по КАСКО. Как известно, постановления и решения ВС являются «руководством к действию» для нижестоящих судов — районных, областных и т.п.
Интересно, что в Екатеринбурге специалисты компании «Авторемесло» попытались взыскать УТС со страховой компании в пользу своего клиента еще до выхода в свет обзора Верховного Суда. Дело было так. Девушка на Toyota RAV4 задела створку ворот и повредила автомобиль. Кроссовер был застрахован по КАСКО, но компания назначила смехотворно маленькую сумму выплаты — 14 298 руб. Тогда девушка и обратилась к автоюристам: в результате независимой оценки было установлено, что реальный ущерб составляет 42,5 тыс. руб. Железнодорожный суд Екатеринбурга, где рассматривался иск, согласился с этой оценкой и постановил взыскать со страховой компании все — недоплату, 50%-ный штраф на недоплаченную сумму, расходы за услуги юриста и даже компенсацию морального вреда. Все, кроме УТС. Примечательно, что решение районного суда было вынесено буквально на следующий день после решения Верховного Суда — 1 февраля 2013 г., и, видимо, судья просто не успела ознакомиться с вышедшим обзором.
Это было первое в Екатеринбурге дело по взысканию УТС по КАСКО. Как рассказал специалист компании «Авторемесло» Максим Князев, завершилось оно полной и безоговорочной победой в борьбе с незаконными действиями страховщика, но затянулось чуть дольше, чем рассчитывали юристы. Им пришлось подавать жалобу на постановление суда первой инстанции, и окончательное решение вынесла уже Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда. Она, естественно, признала требование по возмещению УТС законным и обязала страховую компанию выплатить владельцу RAV4 еще почти 14 тыс. руб.
Сейчас проблем со взысканием УТС по КАСКО не возникает: в районных судах (судах первой инстанции) уже сформировалась довольно обширная практика, ведь страховые компании по-прежнему признают право автовладельца на такого рода выплаты только в судебном порядке.
Еще один момент, который необходимо помнить каждому автолюбителю, — на выплату утраты товарной стоимости реально могут претендовать только владельцы достаточно новых автомобилей. УТС рассчитывается для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, для автомобилей отечественного производства — не старше 3 лет при условии износа транспортного средства не более 40%. На автомобили старше этого возраста утрата товарной стоимости может быть начислена, если они имеют небольшой пробег и общий износ составляет менее все тех же 40%. Что касается размера УТС, то он зависит от многих факторов — от вида и объема необходимого восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП авто, от размера его амортизационного износа, от стоимости нового автомобиля такой же модели.
ЦИТАТА
Из определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда:
«Утрата товарной стоимости не может быть признана самостоятельным страховым риском, она является составной частью страхового риска «Ущерб», поскольку при наступлении страхового случая входит в объем материального ущерба, причиненного транспортному средству в связи с повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору добровольного страхования».
ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ
Утрата товарной стоимости — это скидка, которую вынужден делать автовладелец при продаже битого автомобиля по отношению к среднерыночной цене на данную модель. Размер скидки рассчитывает независимый оценщик. Взыскать утрату товарной стоимости можно даже в том случае, если автомобиль уже отремонтирован или продан, так как сумма УТС определяется на день ДТП.
Материал подготовлен журналом "ГАИ".
Если вы стали очевидцем какого-либо события,
присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции panorama@ozersk74.ru, либо через форму добавления
новостей, а также в нашу группу «ВКонтакте».
Телефон редакции 5-94-14.